Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету
Вопрос Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете результатов различных научно-исследовательских работ, проводимых консалтинговыми организациями по договорам с органами государственной власти.
Ответ Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), объектами бюджетного учета являются нефинансовые активы, к которым в том числе относятся нематериальные активы.При этом согласно пункту 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие определенным условиям, в том числе:
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.) или исключительное право на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Согласно пункту 1 статьи 772 Гражданского кодекса стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ (далее — НИР) имеют право использовать результаты работ в пределах и на условиях, предусмотренных договором.
Права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII Гражданского кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, в том числе научно-исследовательские разработки, давшие ожидаемые и (или) предусмотренные договором (государственным (муниципальным) контрактом) результаты.
Если в рамках исполнения договора на выполнение НИР создан патентоспособный результат интеллектуальной деятельности, создание которого является предметом заключенного договора, право на получение патента и исключительное право на него принадлежат заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1372 ГК РФ).
Обратите внимание, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 марта 2012 г. № 218, Роспатент осуществляет государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также их дубликатов.
По нашему мнению, принятие к учету результатов указанных научно-исследовательских работ в составе нематериальных активов осуществляется учреждением при условии наличия у такого учреждения исключительных прав на результат НИР.
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос Просим разъяснить порядок обособленного учета федеральными казенными учреждениями средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) при оказании услуг в рамках программы ОМС.
Ответ Согласно пункту 6 статьи 15 Закона от 29 ноября 2010 г. №
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 20 Закона №
Согласно пункту 3 Инструкции № 157н учреждения при ведении бухгалтерского учета формируют информацию об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.
Реализация аналитического учета возможна либо по кодам бюджетной классификации, кодам источника финансового обеспечения, либо по аналитическим кодам (в том числе дополнительным) по синтетическому коду счета.
В соответствии с Инструкцией об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, и Бюджетным кодексом при ведении бюджетного учета федеральными казенными учреждениями не предусмотрено применение кода финансового обеспечения для средств по обязательному медицинскому страхованию.
При этом в соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
Согласно пункту 1 Инструкции № 157н субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной Инструкцией, в рамках формирования учетной политики вводить аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов, а также дополнительные забалансовые счета.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, федеральным казенным учреждениям при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС целесообразно предусмотреть в рамках формирования своей учетной политики и с учетом требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации о расходах, произведенных учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования, аналитику (в том числе счетов аналитических кодов в синтетических счетах объектов учета) в Рабочем плане счетов учреждения, позволяющую осуществлять раздельный учет.
При этом Фонду обязательного медицинского страхования, в рамках осуществления мероприятий контролирования, необходимо руководствоваться положениями учетной политики федерального казенного учреждения.
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос При ремонте компьютерной техники собственными силами производились работы по замене мониторов, составных частей (материнских плат, модулей памяти, жестких дисков), которые не изменяли свойств объекта основных средств. По нашему мнению, данные работы не являются модернизацией основных средств. Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете расходов, связанных с ремонтом компьютерной техники.
Ответ Согласно пункту 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.
Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.
При этом изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной модернизации, дооборудования, срок полезного использования по этому объекту пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 44 Инструкции № 157н).
Принимая во внимание изложенное, расходы по замене составных частей инвентарного объекта основного средства (например, Автоматизированного рабочего места (далее — АРМ) как комплекса конструктивно сочлененных объектов, состоящего из нескольких предметов) ввиду проведения ремонтных работ, не связанных с улучшением (повышением) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта — срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п., необходимо отражать в учете казенного учреждения на финансовый результат текущего финансового года. При этом информация о произведенной замене составных частей объекта (например, мониторов, составных частей системных блоков АРМ) необходимо отразить в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) отремонтированного объекта.
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос Как в бухгалтерском учете казенного учреждения отразить расходы, понесенные по договору на проектные и монтажные работы пожарной сигнализации и на какую статью КОСГУ их отнести?
Ответ В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы, понесенные по договору на проектные и монтажные работы пожарной сигнализации, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
В учете казенного учреждения операция отражается записями:
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приняты к учету суммы задолженности по оплате услуг;
Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— перечислены денежные средства за выполненные работы по проектированию и монтажу системы видеонаблюдения.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос Как правильно оформить решение учреждения об отнесении того или иного оборудования к материальным запасам или к основным средствам?
Ответ В соответствии с нормами пункта 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством.
Порядок оформления, в том числе и форма Акта, который составляется коллегиально, утверждается Учетной политикой учреждения.
Как правило, в документе требуется проставлять гриф «Утверждено» за подписью руководителя. Акт подписывают все члены комиссии во главе с председателем комиссии. По факту заключения комиссии Акт оформляется подписями, при этом следует указать должности и расшифровку фамилий ответственных за составление акта. Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется по дате и на основании указанного Акта.
Отвечала Е. М. Шахова,аудитор
Вопрос Сотрудник бюджетного учреждения приобрел деревянные рамки для нужд учреждения и представил авансовый отчет, приложив товарный чек. В авансовом отчете указано, что рамки приобретены в качестве сувенирной продукции. Верно ли, что расходы по приобретению рамок отнесены на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ, если в чеке не прописано, что это сувенирная продукция? Требуется ли от учреждения приложение к авансовому отчету какого-либо документа об использовании приобретенных рамок в качестве сувенирной продукции?
Ответ Бюджетные учреждения через подотчетных лиц могут приобретать сувенирную продукцию, которую впоследствии планируется использовать при проведении определенного мероприятия.
В соответствии с пунктом 345 Инструкции № 157н учет подарков необходимо вести на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Списание сувениров с указанного забалансового счета должно подтверждаться первичными документами, утвержденными в рамках сформированной учетной политики субъекта учета. В установленные сроки, но не реже одного раза в год, перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должна проводиться инвентаризация подарков.
При составлении Плана ФХД на проведение праздничного мероприятия необходимо обоснование ожидаемого количества получателей сувениров или утверждение именного списка.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы на приобретение призов, сувенирной продукции, выдачу призов в денежной форме следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Подарки, сувениры относятся к поощрительным выплатам, основанием для их выдачи (выплаты, передачи, награждения) являются коллективный договор, соглашение (положение), локальный нормативный акт. В соответствии с указанными документами руководитель издает приказ (распоряжение) о поощрении, в котором указывается основание для поощрения, наименование приза, сувенира (в том числе денежные средства, материальные ценности (например, рамки)). Основание в приказе для поощрения должно соответствовать условиям премирования, установленным вышеперечисленными документами.
Списание сувенирной продукции допускается в объеме документально подтвержденных фактически врученных подарков. Если сувениры вручались конкретным физическим лицам (работникам), подтверждением может служить соответствующая ведомость (список). В случае если сувениры вручались «всем пришедшим на мероприятие», основанием могут служить фото- и видеоматериалы, подтверждающие дату вручения, вид сувениров и количество получающих.
Кроме того, согласно Закону от 6 декабря 2011 г. №
При этом обратите внимание на процедуру правильного (полного) оформления первичных учетных документов, внутренних локальных актов учреждения, иных документов при оприходовании и списании материальных ценностей (товара) для поощрения (вручения).
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос Лицевой счет получателя бюджетных средств казенного учреждения открыт в финансовом органе муниципального образования, а где должен быть открыт лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение (в отделении УФК или в финансовом органе)?
Ответ Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями по осуществлению в установленном им порядке открытию и ведению лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств (ст. 166.1 БК РФ). Согласно пункту 38 приказа Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее — Порядок № 24н) лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открываются в органе Федерального казначейства по месту открытия клиенту лицевого счета получателя бюджетных средств с кодом 05. Таким образом, для поступления средств во временное распоряжение казенному учреждению необходимо открыть лицевой счет в органах казначейства, для этого необходимо представить на бумажном носителе следующие документы (приложение 2 к п. 13 Порядка № 24н):
- на открытие лицевого счета по форме согласно приложению 2 к Порядку № 24н (код формы по КФД 0531752);
- карточка образцов подписей к лицевым счетам по форме согласно приложению 3 к Порядку № 24н (код формы по КФД 0531753).
Кроме того, учреждение дополнительно представляет:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, заверенную выдавшим его налоговым органом.
Казначейство проверяет представленные документы в течение 5 рабочих дней и в случае их несоответствия установленным требованиям возвращает клиенту. После указанной проверки, не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки, казначейство открывает получателю бюджетных средств лицевой счет, которому присваивается номер, указанный в выписке из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств. На открытом получателю бюджетных средств лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, отражаются поступление средств и их движение.
Отвечала Л. А. Емельянова, консультант
Вопрос Как правильно отразить в учете следующую ситуацию: коллектив бюджетного учреждения культуры едет на международный фестиваль, организатор фестиваля выставил счет на оплату (расходы на питание, проживание, проезд). Оплата производится следующим образом: 50 % оплачиваются согласно утвержденному государственному заданию (по КФО 4), а 50 % платят участники коллектива. Учреждение принимает от коллектива 50 % в кассу по КФО 2, сдает в банк и перечисляет по счету всю сумму в разрезе КФО. Какие бухгалтерские записи нужно сделать в этом случае?
Ответ Бюджетное учреждение, заключившее договор, предметом которого является оказание услуг по участию в международном фестивале, согласно Указаниям № 65н такие расходы отражает по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Если в структуре цены заключенного договора расходы конкретизированы:
- питание;
- проживание;
- проезд;
- участие в фестивале,
то согласно Указаниям № 65н такие расходы следует учитывать на следующих подстатьях КОСГУ:
- подстатья 222 «Транспортные услуги» — оплата проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования;
- подстатья 226 «Прочие работы, услуги»:
• расходы на оплату услуг по организации питания;
• оплата проживания в жилых помещениях (наем жилого помещения) при служебных командировках;
• участие в фестивале.
Из вышеизложенного следует, что в зависимости от предмета договора зависит корреспонденция счетов бухгалтерского учета по отражению соответствующих операций.
Обратите внимание, что в договоре необходимо предусмотреть оплату из различных источников финансирования.
Средства, полученные бюджетным учреждением, в учете будут отражаться следующим образом:
Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания (в размере 50 % оплаты расходов по участию в международном фестивале). Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 205 81 560, 2 401 10 180
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с финансовыми активами», «Прочие доходы»
— поступление денежных средств в кассу от участников фестиваля производится на основании Приходного кассового ордера (ф. 0310001) в размере 50 % от оплаты расходов по участию в международном фестивале (поступление денежных средств в кассу учреждения может отражаться в учете как с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов», так и без его использования — в зависимости от принятой в учреждении учетной политики);
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесены наличные денежные средства на лицевой счет.
Расходы, произведенные бюджетным учреждением, в бухгалтерском учете можно отразить двумя способами:
Вариант 1
Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приняты к учету услуги, оказанные организатором фестиваля, КФО 2 и КФО 4, в размере 50 % по каждому коду;
Дебет 0 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»
Кредит 0 302 22 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
— приняты к учету транспортные услуги (проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования), КФО 2 и КФО 4, в размере 50 % по каждому коду.
Если в структуре цены заключенного договора в услугу (участие в международном фестивале) входят питание, проживание и т. д., то в бухгалтерском учете указанная операция отразится следующим образом:
Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата организатору международного фестиваля по КФО 2 и КФО 4 в размере 50 % по каждому коду.
Если в структуре цены заключенного договора указано несколько видов услуг в рамках организации международного фестиваля (питание, проживание, проезд, участие в фестивале), в бухгалтерском учете указанная операция отразится следующим образом:
Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата услуг по организации фестиваля, организации питания и проживания в жилых помещениях при служебных командировках, КФО 2 и КФО 4, в размере 50 % по каждому коду;
Дебет 0 302 22 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, КФО 2 и КФО 4, в размере 50 % по каждому коду.
Важно! При отправлении сотрудников в командировку следует:
- оформить командировочное удостоверение;
- выдать работнику суточные.
Согласно Указаниям № 65н данные расходы отразятся на подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 4 208 12 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»
Кредит 4 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выданы из кассы наличные денежные средства — суточные;
Дебет 4 401 20 212
«Расходы по прочим выплатам»
Кредит 4 208 12 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»
— отражены расходы на основании авансового отчета — суточные.
Вариант 2
Отражение операций по приобретению учреждением услуг на участие в международном фестивале за счет разных источников финансирования согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), может оформляться бухгалтерскими записями с участием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в рамках одного лицевого счета. Оформление указанной операции производится Справкой по форме 0504833 (Инструкция № 173н).
Отметим, что пунктом 4 Инструкции № 174н указанные записи необходимо согласовать с учредителем, чтобы при сдаче Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737 не возникло проблем.
Порядок заполнения Отчета (ф. 0503737) утвержден приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Дебет 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 4 302 26 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приняты к учету услуги, оказанные организатором фестиваля, в размере 100 % согласно заключенному договору в разрезе расходов;
Дебет 4 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»
Кредит 4 302 22 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
— приняты к учету транспортные услуги (проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования), в размере 100 % согласно заключенному договору в разрезе расходов;
Дебет 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— плата организатору международного фестиваля за счет субсидии (50 %);
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена плата поставщику за счет привлечения средств участников коллектива (50 %);
Дебет 4 302 22 830, 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам», «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— принято обязательство по восстановлению источника финансового обеспечения по видам расходов (п. 146 Инструкции № 174н) на сумму привлеченных средств участников фестиваля.
Отвечала Л. А. Емельянова, консультант