Об изменениях в Единый план счетов и Инструкцию по его применению
В 2014 году вступил в силу ряд важных изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе в положения Бюджетного и Гражданского кодексов.
Кроме того, было принято решение о внесении ряда существенных изменений в порядок учета сектора государственного управления, вызванных в том числе изменениями в Закон о бухгалтерском учете и подготовкой к разработке федеральных стандартов бухгалтерской отчетности в государственном секторе.
Рассмотрим основные аспекты вносимых изменений в учете в свете принятых изменений.
Изменение подхода к учету государственного (муниципального) имущества
Согласно положениям Закона от 6 декабря 2011 г. №
Таким образом, на балансе учреждения в качестве актива должно отражаться только имущество, используемое в деятельности учреждения. Имущество, в отношении которого комиссией учреждения принято решение о невозможности (нецелесообразности) его дальнейшего использования (эксплуатации) в связи с физическим или моральным износом, не подлежит учету в составе активов учреждения.
Основные положения ведения учета в государственном секторе дополнены отражением в учете событий после отчетной даты, оценкой существенности влияния информации о состоянии объектов учета на экономические (финансовые) решения заинтересованных пользователей, а также существенности затрат на ее формирование.
Немаловажным нововведением является положение о том, что лица, осуществляющие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (данное изменение согласуется с изменениями в статью 9 Закона №
В новой редакции Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), предусмотрено право учреждений самостоятельно устанавливать формы регистров бухгалтерского учета в рамках формирования своей учетной политики. Кроме того, внесенные изменения делают акцент на преимущественном применении электронных регистров и необходимости формирования их копий на бумажном носителе только при необходимости или отсутствии технической возможности обеспечения сохранности электронных регистров.
Понятие «рыночная стоимость» заменено понятием «оценочная стоимость» в связи с тем, что, как правило, в целях учета необходимость и возможность рыночной оценки стоимости активов отсутствует.
Согласно требованиям международной практики земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности или используемые учреждениями, подлежат отражению в составе активов. Изменения, внесенные в Инструкцию № 157н, предусматривают учет земельных участков в составе непроизведенных активов, не только находящихся в собственности (ст. 209 ГК РФ), но и на других вещных правах (право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты (ст. 216 ГК РФ)). Положениями Инструкции № 157н в редакции изменений предусмотрен учет земельных участков учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования на балансе учреждения по кадастровой стоимости.
Новые объекты учета. Резервы предстоящих расходов
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, сумм обязательств, неопределенных по величине и (или) времени исполнения (отложенных обязательств), вводится новый объект учета — резервы предстоящих расходов, для отражения информации о которых вводится дополнительный счет учета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
Резервы формируются для отражения отложенных обязательств, в том числе для оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, возникающих при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения; обязательств, возникающих из претензионных требований и исков, а также обязательств учреждения, возникающих по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов.
Инструкцией № 157н предусмотрено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования его учетной политики. Детализация аналитических счетов счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» осуществляется в зависимости от видов создаваемых резервов по кодам классификации операций сектора государственного управления в рамках формирования рабочего плана счетов учреждения.
Принимаемые и отложенные обязательства
Для отражения в учете обязательств, принимаемых учреждением при заключении договоров с применением конкурсных процедур (аукционов) определения поставщика (исполнителя) вводится дополнительный счет 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», кредитовый оборот по которому отражает сумму максимальной цены контрактов (договоров) при размещении информации о проведении конкурсной процедуры. Дебетовый оборот по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 502 01 000 «Принятые обязательства» будет отражать объем, в денежном выражении, контрактов (договоров), заключенных с применением конкурсных процедур. Дебетовый оборот по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (0 506 00 000 «Право на принятие обязательств») будет отражать информацию о сумме экономии денежных средств, полученной в результате проведения конкурсной процедуры.
Отложенные обязательства, принимаемые при формировании резервов предстоящих расходов, будут учитываться на счете 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».
Для учета обязательств, принимаемых учреждением по контрактам (договорам) с длительным сроком исполнения, превышающим трехлетний плановый период (договоры строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и т. д.), вводится дополнительный код аналитического учета 90 — «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
Детализацию счетов санкционирования по кодам операций сектора государственного управления (КОСГУ) учреждению следует осуществлять в рамках формирования его учетной политики.
Уточнение применения счетов расчетов по доходам и ущербам
Уточнен порядок отражения в учете операций сумм дебиторской задолженности, возникающих по выплаченным авансам, не возвращенным поставщиком (исполнителем) при расторжении договоров; сумм задолженности подотчетных сумм, выданных работникам учреждения, своевременно не удержанных из заработной платы, а также по сумме задолженностей бывших работников за не отработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск; по суммам компенсации ущерба имуществу, в том числе по договорам страхования (в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств), а также по суммам штрафных санкций за нарушение условий договоров, заключаемых учреждениями. Указанная дебиторская задолженность, подлежащая взысканию, будет учитываться на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Таким образом, расчеты по доходам в рамках оказания услуг или выполнения возложенных на учреждения функций, предусмотренных их учредительными документами, будут учитываться на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», а расчеты по доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, в том числе при использовании имущества или его выбытии, а также при компенсации затрат государства (учреждений) будут учитываться как расчеты по ущербу и иным доходам. Для отражения указанных расчетов в план счетов дополнительно вводятся аналитические счета 30 «Расчеты по компенсации затрат», 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
Уточнение порядка учета расчетов с прочими дебиторами
На счете 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» подлежат учету расчеты, не связанные с принятием учреждением денежных обязательств по оплате товаров, работ, услуг, исполнению публичных обязательств и перечисляемых в качестве денежных залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, в обеспечение исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, подлежащих возврату учреждению при соблюдении им определенных условий.
Кроме того, счет расчетов с прочими дебиторами будет использоваться для отражения в учете администраторами доходов сумм налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, копиям платежных документов)), не поступивших на счет бюджета на отчетную дату и ожидаемых к поступлению.
Следует обратить внимание, что согласно положениям приказа необходимо сформировать остатки по новым объектам учета по состоянию на 31 декабря 2014 года для отражения в отчетности, составляемой на 1 января 2015 года. При этом учреждение вправе предусмотреть внесение изменений в сформированную учетную политику учреждения в 2014 году по мере своей организационно-технической готовности.
Особенности отражения отдельных хозяйственных операций в свете производимых изменений будут дополнительно разъяснены в методических рекомендациях и размещены на официальном сайте Минфина России в сети интернет.