Ключевые моменты предоставления грантов

3 июля 2013 года в законную силу вступили положения Закона от 2 июля 2013 г. № 181?ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов».
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы и особенности, связанные с предоставлением грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам и порядком их предоставления.

 Правовые основания

Законом от 2 июля 2013 г. № 181?ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов» (далее — Закон № 181?ФЗ) статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса дополнены положениями о правовых основаниях предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам.

Так, согласно положениям части 7 статьи 78 и части 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг и соответственно некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Таким образом, в рамках бюджетного законодательства под грантом понимается одна из разновидностей субсидий.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, пре­дусмотренными абзацем первым части 7 статьи 78 и абзацем первым части 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

Следует отметить, что такое понятие, как «грант», ранее применялось в законодательстве Российской Федерации.

Так, в Российской Федерации с 1993 года для целей налого­обложения под термином «грант» понимались целевые средства, предоставляемые безвозмездно предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании (совместное письмо Государственной налоговой службы и Минфина России от 11 июня 1993 г. № ЮУ-4-06/88н/04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций»).

В соответствии с положениями статьи 2 Закона от 23 августа 1996 г. № 127?ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127?ФЗ) грантами признаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

На отдельных моментах, связанных с применением положений Закона № 127?ФЗ, остановимся в данной статье чуть позже.

При этом в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации правовые основания для предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг установлены именно Законом № 181?ФЗ.

Исходя из положений Бюджетного кодекса в качестве получателей грантов в форме субсидий могут выступать:

  • коммерческие и некоммерческие организации (в том числе государственные (муниципальные) учреждения);
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица — производители товаров, работ, услуг.

Следует обратить особое внимание на то, что, поскольку в конкурсах на получение грантов вправе принимать участие бюджетные и автономные учреждения, находящиеся в ведении не только организатора конкурса, но и иных органов государственной власти (органов местного самоуправления), изменения, внесенные Законом № 181?ФЗ в статью 78.1 Бюджетного кодекса, предусматривают возможность предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам проводимых ими конкурсов грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям, независимо от подведомственности указанных учреждений.

Кроме того, наряду с бюджетными и автономными учреждениями в конкурсах на предоставление грантов могут участвовать и, соответственно, являться получателями грантов казенные учреждения.

Таким образом, еще одним важным моментом, на котором следует остановиться, является предоставление грантов казенным учреждениям.

Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса, устанавливающей особенности правового положения казенных учреждений, субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Вместе с тем следует принимать во внимание, что законодательство Российской Федерации не может ограничивать право юридического лица, созданного в форме казенного учреждения, на участие в конкурсе на предоставление гранта.

С учетом изложенного, в случае если казенное учреждение будет признано победителем конкурса на предоставление гранта, проводимого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, то финансовое обеспечение реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, определенных статьей 70 Бюджетного кодекса, и на основании бюджетной сметы, с учетом ограничений, установленных статьей 161 Бюджетного кодекса.

Таким образом, в целях финансового обеспечения осуществления мероприятий, на реализацию которых предоставляется грант, в случае если государственное (муниципальное) казенное учреждение — победитель конкурса на предоставление гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств:

  • являющегося организатором конкурса — данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств до казенного учреждения — победителя конкурса;
  • не являющегося организатором конкурса — соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке главным распорядителем бюджетных средств — организатором конкурса другому главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение — победитель конкурса, для доведения до указанного учреждения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, регламентировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса, а юридическим лицам (коммерческим организациям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — статьей 78 Бюджетного кодекса.

Предоставление грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг могут предоставляться:

  • из федерального бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • из бюджета субъекта Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

При этом частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

  • категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий;
  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
  • порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, пре­дусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  • положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Учитывая изложенное, указанные положения целесообразно предусматривать в порядках, регулирующих предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

При этом следует отметить, что бюджетные ассигнования на предоставление указанных субсидий предусматриваются главным распорядителем бюджетных средств по коду вида расходов бюджетов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» бюджетной классификации Российской Федерации.

Предоставление грантов некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

Согласно положениям части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в федеральном законе о федеральном бюджете, в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

На основании изложенного, аналогичные положения следует предусматривать в нормативных правовых актах (муниципальных правовых актах), устанавливающих порядок предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Следует отметить, что бюджетные ассигнования на предоставление данных субсидий предусматриваются главным распорядителем бюджетных средств по коду вида расходов бюджетов 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений)» бюджетной классификации Российской Федерации.

Предоставление грантов государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям

В соответствии с поправками, внесенными в статью 78.1 Бюджетного кодекса и дополнившими ее новым пунктом 4, бюджетным и автономным учреждениям помимо субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее — субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания), а также субсидий на иные цели, определенные Бюджетным кодексом (далее — целевые субсидии), могут быть предоставлены гранты в форме субсидий в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по результатам проводимых ими конкурсов.

В целях реализации указанных положений Минфином России были подготовлены изменения в приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н), дополнившие его новыми видами расходов бюджета в части предоставления, начиная с 2014 года, грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям — вид расходов бюджетов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» и автономным учреждениям — вид расходов бюджетов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям».

Вместе с тем следует обратить особое внимание на то, что участие таких учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии предоставления ими согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений (далее — орган-учредитель), на участие учреждений в конкурсе, оформленного на бланке органа-учредителя (далее — разрешение учредителя).

Учитывая важность этого обстоятельства, предлагаем более подробно остановиться на этом вопросе в следующем разделе.

Учитывая, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса гранты в форме субсидий могут предоставляться бюджетным и автономным учреждениям — победителям конкурсов (далее — учреждение-победитель) не только органом-учредителем, но и иными государственными (муниципальными) органами по результатам проводимых ими конкурсов, то, если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта органом-учредителем, предоставление гранта учреждению-победителю осуществляется организатором конкурса по виду расходов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» или виду расходов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям», независимо от подведомственности указанных учреждений.

При этом если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении вышеуказанного контроля органом-учредителем, то учреждениям-победителям целевая субсидия предоставляется органом-учредителем по коду вида расходов бюджетов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

В этом случае, если организатор конкурса не является органом-учредителем учреждений-победителей, организатор конкурса обеспечивает передачу в установленном порядке соответствующих бюджетных ассигнований органу-учредителю по виду расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или виду расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

Поступления грантов в форме субсидий учреждениям-победителям подлежат отражению по статье 180 «Прочие доходы» классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на лицевых счетах, открытых данным учреждениям в установленном порядке для учета операций:

  • с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания — в случае предоставления гранта по виду расходов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» или виду расходов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям»;
  • с целевыми субсидиями — в случае предоставления гранта по виду расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или виду расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

Разрешение учредителя на участие в конкурсах

Существует необходимость представления бюджетными и автономными учреждениями разрешения учредителя на участие в конкурсах на предоставление гранта в форме субсидии.

В силу положений Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83?ФЗ) осуществление контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений возложено на орган-учредитель.

Законом № 83?ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в том числе поступлений грантов в форме субсидий, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План ФХД), составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

На основании изложенного орган-учредитель вправе принимать решение о возможности участия (согласовать участие) указанных учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий.

При этом условия проведения конкурса на предоставление гранта, в том числе требования к участникам конкурса, перечень документов, необходимых для допуска к участию в таком конкурсе, необходимость осуществления дополнительного контроля органом-учредителем в отношении участников конкурса, должны быть установлены организатором конкурса.

Особенности предоставления грантов в форме субсидий учреждениям иного публично-правового образования

В случае если порядком проведения конкурса на предоставление гранта в форме субсидии не установлено ограничения на участие в нем государственных (муниципальных) учреждений иных публично-правовых образований, отличных от того, в бюджете которого предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования на предоставление гранта, а также не установлено требования об осуществлении контроля органом-учредителем за использованием гранта, то участие таких учреждений в конкурсе возможно только при условии представления данными учреждениями разрешения учредителя, а предоставление гранта бюджетному учреждению-победителю осуществляется организатором конкурса по виду расходов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям», а автономному учреждению — по виду расходов бюджетов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям».

Следует обратить внимание, что если условиями и порядком проведения такого конкурса установлено требование об осуществлении контроля органом-учредителем, то участие учреждений иных публично-правовых образований в конкурсе возможно только при условии представления данными учреждениями разрешения учредителя, согласованного с соответствующим финансовым органом.

В этом случае из бюджета, в котором предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление гранта, бюджету иного публично-правового образования должны быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, для последующего предоставления целевой субсидии учреждению-победителю по виду расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или виду расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

Вместе с тем следует отметить, что согласно положениям статьи 138.1 Бюджетного кодекса федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ могут быть предоставлены межбюджетные трансферты в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Учитывая, что положениями пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса не предусмотрена передача полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету осуществляться не может.

Таким образом, федеральные государственные учреждения не могут принимать участие в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, условиями которых установлено требование об осуществлении контроля органом-учредителем учреждения? победителя за использованием гранта.

Исходя из изложенного, в нормативном правовом акте Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальном правовом акте местной администрации, регулирующих порядок предоставления грантов в форме субсидий учреждениям, целесообразно предусмотреть вышеуказанные положения либо установить ограничения на участие в конкурсе на получение гранта только учреждениями, созданными соответственно Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием.

Планирование бюджетных ассигнований на предоставление грантов в форме субсидий

Вопрос правильности планирования бюджетных ассигнований всегда остается актуальным. При этом при планировании бюджетных ассигнований на предоставление грантов в форме субсидий различным категориям получателей грантов необходимо принимать во внимание, что выбор победителя конкурса — получателя гранта осуществляется по итогам проведения конкурса и, соответственно, на момент планирования бюджетных ассигнований победитель не может быть известен и главный распорядитель бюджетных средств — организатор конкурса не имеет возможности определить конкретные виды расходов бюджетов.

Таким образом, бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий могут планироваться по любым вышеперечисленным в данной статье видам расходов бюджетов.

Назовем эти виды расходов бюджетов еще раз:

  • 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;
  • 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений)»;
  • 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» (622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели») — в случае если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта органом-учредителем и учреждению-победителю предоставляется целевая субсидия;
  • 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» (623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям») — в случае если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта органом-учредителем.

Необходимо принимать во внимание и тот факт, что после подведения итогов конкурса в целях предоставления гранта победителю главным распорядителем бюджетных средств, являющимся организатором этого конкурса, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в целях перераспределения бюджетных ассигнований на конкурсной основе на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса.

Государственная поддержка осуществления научной, научно-технической и научно-исследовательской деятельности

Как уже отмечалось ранее, имеются правовые основания для предоставления грантов в форме субсидий различным категориям грантополучателей в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При этом участие федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий, проводимых органами исполнительной власти субъектов РФ, и предоставление грантов указанными органами «напрямую» таким учреждениям, признанным по итогам проведения конкурса его победителями, возможно, если порядком проведения конкурса не установлено требования об осуществлении контроля органом-учредителем за использованием гранта (осуществлением расходов учреждения, источником финансового обеспечения которых является грант).

На основании изложенного орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принимать решения о проведении конкурсов на предоставление грантов, участие в которых могут принимать федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения.

При этом нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий порядок проведения конкурса на предоставление грантов в форме субсидий и порядок их предоставления, должен определять вышеуказанные положения.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 127?ФЗ финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными, в том числе в форме бюджетных или автономных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации за счет грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным организациям высшего образования, другим юридическим лицам.

Положениями устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2012 г. № 133, и устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2012 г. № 132, установлено, что предметом их деятельности является поддержка фундаментальных научных исследований, научных исследований в области гуманитарных наук, способствующая реализации государственной научно-технической политики, осуществляемая в том числе посредством предоставления грантов юридическим и физическим лицам по итогам конкурсов, проводимых указанными учреждениями в установленных ими порядках.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что организацию конкурсов на предоставление грантов осуществляют совместно субъект РФ и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), финансовое обеспечение проектов — победителей указанных конкурсов возможно производить в следующем порядке.

В случае если победителями конкурсов на предоставление грантов РФФИ, РГНФ будут являться бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ, из федерального бюджета бюджету субъекта РФ должны быть предоставлены межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, для последующего предоставления целевой субсидии победителю конкурса.

В случае если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период РФФИ, РГНФ не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление вышеуказанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в целях перераспределения бюджетных ассигнований на конкурсной основе.

При этом органы государственной власти субъекта РФ праве принять решение об увеличении размера гранта в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на указанные цели.

Отчетность о выполнении мероприятий, об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, должна представляться органу государственной власти субъекта РФ, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного или автономного учреждения — победителя конкурса, а также РФФИ, РГНФ.

Порядок осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является грант РФФИ, РГНФ

Как известно, финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (в том числе РФФИ, РГНФ) (далее — Фонд) путем предоставления по итогам проводимых Фондом конкурсов грантов различным категориям грантополучателей, в том числе федеральным бюджетным учреждениям (далее — Учреждение).

Как правило, начиная с 2014 года по итогам проведения конкурса на предоставление гранта между Фондом, Учреждением и сотрудником Учреждения — руководителем научного проекта (далее — Грантополучатель) заключается договор, предметом которого является предоставление Фондом гранта на выполнение Грантополучателем работ по научному проекту, победившему в конкурсе, проводимом Фондом.

В соответствии с положениями указанного договора грант, перечисляемый Фондом, подлежит отражению на лицевом счете Учреждения, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели), открытом ему в установленном порядке в территориальном органе Федерального казначейства, и расходы, источником финансового обеспечения которых является грант, также осуществляются Учреждением.

При этом, как уже отмечалось ранее, документом, устанавливающим планируемые объемы доходов бюджетного учреждения, поступающих ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также планируемые объемы и направления выплат за счет указанных поступлений, является План ФХД.

Положениями статьи 30 Закона № 83?ФЗ установлено, что операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что расходы, источником финансового обеспечения которых является грант (в том числе оплата товаров, работ, услуг по договорам, заключаемым с поставщиками (исполнителями) Учреждением в рамках выполнения работ по научному проекту), осуществляет Учреждение, указанные расходы подлежат отражению в Плане ФХД по соответствующим кодам классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Указаниями № 65н. 

 

Уважаемые сотрудники журнала «Бюджетный учет»! Хочется выразить огромную признательность за ваше издание! Помимо того что журнал всегда радует глаз яркостью и наглядностью оформления, легкостью и доступностью изложения, а также хорошим русским языком, он — что самое приоритетное для нас как бюджетных работников — очень содержателен и всегда актуален. Интересен и привлекателен тонкий продуманный подход к толкованию нормативных документов бюджетного учета и налогообложения. Очень важно, что на страницах журнала проводится глубокий анализ различных штатных и нештатных рабочих ситуаций, приводится большое количество реальных примеров из практики, что, безусловно, является большим подспорьем в нашей повседневной работе.
Анна Викторовна Терехина, заместитель руководителя — главный бухгалтер УФК по Московской области 


Реклама