Банковская гарантия
Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики. Банковская гарантия как обеспечение контракта при его заключении находит все большее практическое применение. Заказчик имеет обеспечение заявки, исполнения контракта, Исполнитель — имеет возможность не изыскивать свободные безналичные денежные средства.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно экономическому словарю банковской гарантией называется письменное обязательство банка уплатить кредитору денежную сумму в случае ненадлежащего исполнения должником своих договорных обязательств.
Контрактация
В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса в бюджетном учете и в бюджетной отчетности подлежит отражению информация о состоянии имущества Российской Федерации, а также об операциях, изменяющих указанные активы.
В соответствии со статьей 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ) при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены (НМЦ) контракта (ч. 14 ст. 44 Закона № 44‑ФЗ) (см. схему).
В целях применения указанной схемы под отдельными категориями участников понимаются учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации (п. 15 ст. 44 Закона № 44—ФЗ).
Кроме того, предоставлением банковской гарантии, в соответствии со статьей 96 Закона № 44‑ФЗ, может обеспечиваться исполнение контракта.
Право выбора конкретного вида обеспечения (внесение средств или банковская гарантия) является правом участника конкурса, заказчик не имеет возможности влиять на подобный выбор.
На основании части 3 статьи 44 Закона № 44‑ФЗ банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона № 44‑ФЗ.
Существуют различные виды банковских гарантий как финансовых документов в зависимости от сферы применения:
- банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе или торгах;
- банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.
Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44‑ФЗ, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
При этом устанавливается, что основанием для отказа в принятии заказчиком банковской гарантии является в том числе отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
Срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно части 2 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать следующие обязательные реквизиты:
- сумму банковской гарантии;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
- предельный срок действия банковской гарантии;
- перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен представить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
- условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.
Обратите внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса (далее — Перечень).
Для справки. Для получения банком права быть включенным в Перечень и, как следствие, право выдавать банковские гарантии в сфере государственных закупок, он должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Законом от 10 июля 2002 года № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175‑ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».
Когда денежные средства остаются у Заказчика безвозвратно
Закон № 44‑ФЗ предусматривает случаи, когда возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт (ч. 13 ст. 44 Закона № 44‑ФЗ);
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных указанным Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 Закона № 44‑ФЗ);
- поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям трех заявок на одной электронной площадке. Оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет Заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки, на счет, который указан Заказчиком (ч. 27 ст. 44 Закона № 44‑ФЗ).
Бухгалтерский учет
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Согласно пункту 351 Инструкции № 157н для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения), предназначен забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Принятие к забалансовому учету имущества осуществляется на основании оправдательных первичных документов в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество.
Обратите внимание, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контракта, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не учитываются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 374 Гражданского кодекса требование бенефициара по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
С учетом изложенного срок, на который выдана банковская гарантия, является ее существенным условием, при отсутствии которого обязательство гаранта перед принципалом по выплате обусловленной в гарантии суммы не возникает.
Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (отражение по счету со знаком «минус») отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Аналитический учет по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» ведется в Многографной карточке (ф. 0504054).
Обратите внимание, что согласно приложению № 5 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н) для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, субъект учета вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели при условии сохранения обязательных реквизитов и показателей, предусмотренных формами документов, утвержденными указанным приказом Минфина России.
Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 173н, не допускается.
Уважаемые сотрудники журнала «Бюджетный учет»! С уважением к вам и восхищением, Валентина Алексеевна Николаева, начальник департамента казначейского исполнения бюджета — главный бухгалтер комитета финансов Ленинградской области |