Социальное страхование. Изменения в законах
В законодательные акты, касающиеся вопросов обязательного социального страхования, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 года.
Законом от 28 июня 2014 года № 188‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее — Закон № 188‑ФЗ) внесены изменения в следующие законы:
- от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125‑ФЗ);
- от 15 декабря 2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- от 29 декабря 2006 г. № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- от 24 июля 2009 г. № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212‑ФЗ).
Как видно из представленного списка, затронуты законы, касающиеся как пенсионного страхования, так и обязательного социального страхования. Рассмотрим ряд изменений, относящихся к социальному страхованию.
Закон № 125‑ФЗ
С 1 января 2015 года согласно статье 20.1 объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В настоящее время налогооблагаемой базой признаются выплачиваемые выплаты и вознаграждения.
Нормы Закона № 188‑ФЗ ограничивают не облагаемую взносами сумму выплат при увольнении. В действующей редакции страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. В новой редакции перечень исключений расширен, и теперь в него включаются суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — шестикратный размер среднего месячного заработка), а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (пп. 2 п. 1 ст. 20.2).
Из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 20.2 из перечня выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, исключены стоимость проезда членов семей работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также уточнен пункт пропуска через Государственную границу России, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль.
Закон № 212‑ФЗ
Ряд изменений, внесенных в Закон № 125‑ФЗ, нашли свое отражение и в Законе № 212‑ФЗ. Это, например, нормы, касающиеся выплат, не подлежащих налогообложению страховыми взносами. Перечень выплат расширен и соответствует списку, означенному положениями Закона № 125‑ФЗ.
Взносы и отчетность
В вопросы, касающиеся непосредственно уплаты страховых взносов и отчетности, также внесены изменения. С 1 января 2015 года сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках. В настоящее время она определяется в полных рублях и округляется по правилам математики (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля) (ч. 7 ст. 15 Закона № 212‑ФЗ).
Право подавать расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам получили страхователи, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек (в настоящее время — более 50 человек), а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает установленный предел.
Представленные в форме электронных документов расчеты должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 10 ст. 15 Закона № 212‑ФЗ). Указанные документы передаются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Изменения, внесенные Законом № 188‑ФЗ, касающиеся не облагаемых взносами сумм, аналогичны нормам Закона № 125‑ФЗ, вступающего в силу 1 января 2015 года:
- освобождены от обложения страховыми взносами выплаты, связанные с увольнением работников;
- уточнен порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- уточнен пункт пропуска через Государственную границу России, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль.
Кроме этого, согласно положениям, включенным в Закон № 212‑ФЗ, с 1 января 2015 года при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения в командировке, на суммы таких расходов нужно будет начислять страховые взносы.
Отсрочки (рассрочки)
Введенными в Закон № 212‑ФЗ статьями
Отсрочка (рассрочка) по уплате задолженности по страховым взносам в ФСС РФ предоставляется с учетом финансового положения плательщика. Должны быть достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который она предоставляется.
Причиной для получения отсрочки (рассрочки) может быть хотя бы одно из следующих оснований:
- причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.
Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по одному из двух первых оснований, то проценты на сумму задолженности не начисляются (ч. 5 ст. 18.1 Закона № 212‑ФЗ). В случае сезонного характера производства на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей в период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику страховых взносов (ч. 6 ст. 18.1 Закона № 212‑ФЗ).
Внимание
С 1 января 2015 года пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25 Закона № 212‑ФЗ).
Также в статье 18.2 Закона № 212‑ФЗ указаны обстоятельства, при которых исключено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов:
- ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
- в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления.
Процедура получения отсрочки (рассрочки) по взносам начинается с подачи страхователем соответствующего заявления в территориальный орган ФСС РФ, к которому прилагается пакет документов, состав которого зависит от основания ее предоставления (ч.
На основании ходатайства страхователя соответствующий орган может принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам на период рассмотрения поданного заявления (ч. 8 ст. 18.4 Закона № 212‑ФЗ).
В частях
Основания для прекращения действия отсрочки (рассрочки) определены в статье 18.5 Закона № 212‑ФЗ.
Введена новая обязанность банков
Введенной в статью 24 частью 6.1 с 1 января 2015 года установлена новая обязанность банков. Они обязаны выдавать справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса от органов контроля за уплатой страховых взносов.
Эти справки могут быть запрошены в следующих случаях:
- проведение выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов;
- вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках (ч. 6.2 ст. 24 Закона № 212‑ФЗ).
Непредставление банком в орган контроля за уплатой страховых взносов справок (выписок) по операциям и счетам, а также представление их с нарушением срока или содержащих недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей (ст. 49.1 Закона № 212‑ФЗ).
Выездная проверка
С 1 января 2015 года срок проведения выездной проверки по страховым взносам может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для этого указаны в новой части 11.1 статьи 35 Закона № 212‑ФЗ:
- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства и требующей дополнительной проверки;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
- четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;
- десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
- непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
Чтобы продлить срок проведения выездной проверки, орган контроля направляет в свой вышестоящий орган соответствующий мотивированный запрос. Решение о продлении срока проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.
Повторная выездная проверка
Законом № 188‑ФЗ внесены разъяснения, касающиеся повторной выездной проверки. Прежде всего, повторной признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. В то же время указанный период не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (ч. 24, 25 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).
Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться:
- в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку, вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов;
- в случае представления плательщиком уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного органом контроля, проводившим проверку.
Решение о ее проведении выносит руководитель (заместитель руководителя) органа контроля. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 26 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).
Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт нарушения законодательства страхователем, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, то к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции. Исключением является случай, когда при проведении первоначальной проверки в результате сговора между плательщиком и должностным лицом органа контроля факт правонарушения не был выявлен (ч. 27 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).
Продолжение читайте в следующем номере.
С первого номера журнал «Бюджетный учет» стал информационно-методической площадкой для поддержки бухгалтеров в непростое время масштабной реформы бюджетного законодательства. В том числе журнал стал рассказывать о программных продуктах, предназначенных для автоматизации деятельности бухгалтерских служб. В те дни и началось наше сотрудничество.
Мы благодарны журналу «Бюджетный учет» за возможность рассказывать о наших программных продуктах, о применении типовых решений не только бухгалтерской службой, но также руководителями учреждений, финансовыми контролерами.
Сегодня реформирование и развитие бюджетного законодательства продолжается. Цели и задачи, стоящие перед изданием, решаются в полном объеме.
С самого начала я являюсь постоянным подписчиком журнала, с нетерпением жду новых номеров.
Поздравляю с юбилеем! Желаю не снижать изначально поставленную планку, быть авторитетным помощником бухгалтера, оперативно извещать о нововведениях и разъяснять их применение.
Ксения Викторовна Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета, фирма «1С»