Социальное страхование. Изменения в законах
Продолжим рассматривать изменения, внесенные в законодательные акты, касающиеся вопросов обязательного социального страхования и вступающие в силу с 1 января 2015 года1.
Законом от 28 июня 2014 года №
Поправки вступят в силу с 1 января 2015 года, поэтому у плательщиков страховых взносов есть возможность и время, чтобы их изучить.
Закон № 212-ФЗ
Права и обязанности органов контроля
Обязанность контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложена на соответствующие фонды. В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование контроль осуществляет ПФР и его территориальные органы. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством контролирует ФСС РФ и его территориальные органы (далее — органы контроля за уплатой страховых взносов). Органы контроля ФСС РФ также следят за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом от 29 декабря 2006 г. №
Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов определены в статье 29 Закона №
Форма и порядок запроса в банк устанавливаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форма и порядок представления банками информации по этим запросам устанавливаются этими же органами и Центральным банком.
Форматы представления информации банками в электронном виде устанавливаются Центральным банком по согласованию с органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 6.3 ст. 24 Закона №
Зачет переплаты
Проблема переплаты (излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов) может возникнуть по следующим причинам:
- страхователь ошибся в расчете;
- ошибочно перечислена большая, чем требуется сумма.
Сейчас (как и после 1 января 2015 года) излишне уплаченную сумму взносов (пени, штрафа) можно вернуть. Для этого в течение трех лет со дня излишней уплаты взносов (пени, штрафа) надо обратиться в соответствующий внебюджетный фонд с заявлением о зачете (возврате). Срок отсчитывается со дня предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета учреждения в банке (при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа) или со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет внебюджетного фонда (п. 1, 2 ч. 5 ст. 18 Закона №
Формы заявлений утверждены приказом Минтруда России от 4 декабря 2013 г. № 712н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (ч. 11 ст. 26 Закона №
В настоящее время не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда. С 1 января 2015 года это ограничение устранено. Изменения, внесенные в часть 21 статьи 26 Закона №
Эксперты однозначно склоняются к мнению, что переплату страховых взносов в ПФР можно будет зачесть в счет платежей в ФФОМС и наоборот. А зачет излишне уплаченных сумм в ФСС невозможен ни в бюджет ПФР, ни в бюджет ФФОМС (и наоборот).
Относительно зачета переплаты взносов по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и взносов на страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством известны диаметрально противоположные мнения.
Одно из них: зачет будет невозможен, так как, несмотря на то что администрирование взносов осуществляет один администратор — ФСС РФ, учет доходов и расходов этих видов страхования ведется обособленно.
Другое мнение: зачет возможен. Эту позицию поддержал Минтруд России. Рассмотрев в своем письме от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-451 обращение о возможности произвести с 1 января 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и наоборот, ведомство указало, что зачет возможен — по заявлению плательщика страховых взносов ФСС РФ может производить зачет излишне уплаченных плательщиком сумм страховых взносов по одному из данных видов страхования в счет платежей плательщика страховых взносов по другому упомянутому виду страхования.
Что касается излишне взысканных сумм, то по-прежнему нельзя будет их зачесть в счет предстоящих платежей, а можно только вернуть. Но если у страхователя есть задолженность по соответствующим пеням или штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом №
Представление документов в электронном виде
Одно из изменений, внесенных в Закон №
Документы, представленные в форме электронных документов, должны быть подписаны уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона №
Форма электронного документа распространяется и на жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт территориального органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица. К жалобе могут прилагаться подтверждающие документы, которые также могут быть оформлены в виде электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 55 Закона №
Теперь не обязаны
И раньше изменения, внесенные в Закон №
С 1 января 2015 года в связи с утратой силы части 3 статьи 28 Закона №
- о создании или закрытии обособленного подразделения организации — в течение одного месяца со дня создания или закрытия такого подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
- о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Изменения, касающиеся нарушения законодательства
Не миновала изменений глава 6 Закона №
С 1 января 2015 года признать наличие иных обстоятельств, за исключением приведенных в пунктах 1, 2, 3 части 1 статьи 43 Закона №
Законом №
Рассмотренной поправке соответствуют и изменения, внесенные в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона №