Социальное страхование. Изменения в законах

Продолжим рассматривать изменения, внесенные в законодательные акты, касающиеся вопросов обязательного социального страхования и вступающие в силу с 1 января 2015 года1.

Законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее — Закон № 188-ФЗ) внесены изменения в законы, регулирующие социальное, пенсионное, обязательное медицинское страхование. Некоторые поправки мы уже рассмотрели. Продолжим изучать новые нормы закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Поправки вступят в силу с 1 января 2015 года, поэтому у плательщиков страховых взносов есть возможность и время, чтобы их изучить.

Закон № 212-ФЗ

Права и обязанности органов контроля

Обязанность контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложена на соответствующие фонды. В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование контроль осуществляет ПФР и его территориальные органы. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством контролирует ФСС РФ и его территориальные органы (далее — органы контроля за уплатой страховых взносов). Органы контроля ФСС РФ также следят за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ч. 1, 2 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов определены в статье 29 Закона № 212-ФЗ. Положения этой статьи дополнены нормами Закона № 188-ФЗ. В настоящее время контролирующие органы имеют доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом № 212‑ФЗ. С 1 января 2015 года контролерам станет доступной информация не только о банках, но также об иных плательщиках страховых взносов (ч. 8 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Форма и порядок запроса в банк устанавливаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форма и порядок представления банками информации по этим запросам устанавливаются этими же органами и Центральным банком.

Форматы представления информации банками в электронном виде устанавливаются Центральным банком по согласованию с органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 6.3 ст. 24 Закона № 212-ФЗ).

Зачет переплаты

Проблема переплаты (излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов) может возникнуть по следующим причинам:

  • страхователь ошибся в расчете;
  • ошибочно перечислена большая, чем требуется сумма.

Сейчас (как и после 1 января 2015 года) излишне уплаченную сумму взносов (пени, штрафа) можно вернуть. Для этого в течение трех лет со дня излишней уплаты взносов (пени, штрафа) надо обратиться в соответствующий внебюджетный фонд с заявлением о зачете (возврате). Срок отсчитывается со дня предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета учреждения в банке (при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа) или со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет внебюджетного фонда (п. 1, 2 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Причем не имеет значения, кто выявил факт переплаты — внебюджетный фонд или страхователь. Нормой части 3 статьи 26 Закона № 212‑ФЗ органам контроля за уплатой страховых взносов вменена обязанность сообщать страхователям о каждом выявленном факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В действующей редакции формат извещения не оговорен. Изменениями, вступающими в силу с 1 января 2015 года, уточнено: в письменной форме или в форме электронного документа.

Формы заявлений утверждены приказом Минтруда России от 4 декабря 2013 г. № 712н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (ч. 11 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

В настоящее время не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда. С 1 января 2015 года это ограничение устранено. Изменения, внесенные в часть 21 статьи 26 Закона № 212-ФЗ, разрешают зачет таких сумм по одному виду страхования в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования. Обязательным условием является администрирование указанных платежей одним органом контроля за уплатой страховых взносов. Зачет производится по заявлению страхователя, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.

Эксперты однозначно склоняются к мнению, что переплату страховых взносов в ПФР можно будет зачесть в счет платежей в ФФОМС и наоборот. А зачет излишне уплаченных сумм в ФСС невозможен ни в бюджет ПФР, ни в бюджет ФФОМС (и наоборот).

Относительно зачета переплаты взносов по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и взносов на страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством известны диаметрально противоположные мнения.

Одно из них: зачет будет невозможен, так как, несмотря на то что администрирование взносов осуществляет один администратор — ФСС РФ, учет доходов и расходов этих видов страхования ведется обособленно.

Другое мнение: зачет возможен. Эту позицию поддержал Минтруд России. Рассмотрев в своем письме от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-451 обращение о возможности произвести с 1 января 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и наоборот, ведомство указало, что зачет возможен — по заявлению плательщика страховых взносов ФСС РФ может производить зачет излишне уплаченных плательщиком сумм страховых взносов по одному из данных видов страхования в счет платежей плательщика страховых взносов по другому упомянутому виду страхования.

Что касается излишне взысканных сумм, то по-прежнему нельзя будет их зачесть в счет предстоящих платежей, а можно только вернуть. Но если у страхователя есть задолженность по соответствующим пеням или штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, то ФСС РФ направит излишне взысканные суммы на погашение долга и только после этого вернет остаток переплаты (ч. 1, 2 ст. 27 Закона № 212-ФЗ).

Представление документов в электронном виде

Одно из изменений, внесенных в Закон № 212-ФЗ, звучит так: «в письменной форме или в форме электронного документа». Этой фразой с 1 января 2015 года расширяется перечень способов подачи во внебюджетные фонды документов. В форме электронного документа можно будет подать документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Документы, представленные в форме электронных документов, должны быть подписаны уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). Все документы, представленные в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, должны приниматься органом контроля за уплатой страховых взносов наравне с документами, представленными на бумажных носителях. Идентификация и аутен­тификация лиц, подписавших электронный документ, осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (п. 10 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Форма электронного документа распространяется и на жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт территориального органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица. К жалобе могут прилагаться подтверждающие документы, которые также могут быть оформлены в виде электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ). Не только жалоба, но и ее отзыв (поданный до принятия решения по этой жалобе) могут быть поданы на основании письменного заявления или заявления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Теперь не обязаны

И раньше изменения, внесенные в Закон № 212-ФЗ, сокращали некоторые обязанности плательщиков страховых взносов. Так, Законом от 2 апреля 2014 г. № 59‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“» с 1 мая 2014 года был упразднен пункт 1 части 3 статьи 28, статья 46.1. Страхователи были освобождены от обязанности сообщать об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. И как следствие было отменено взыскание штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке.

С 1 января 2015 года в связи с утратой силы части 3 статьи 28 Закона № 212-ФЗ отменяется обязанность плательщиков страховых взносов письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • о создании или закрытии обособленного подразделения организации — в течение одного месяца со дня создания или закрытия такого подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
  • о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Изменения, касающиеся нарушения законодательства

Не миновала изменений глава 6 Закона № 212-ФЗ «Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение».

С 1 января 2015 года признать наличие иных обстоятельств, за исключением приведенных в пунктах 1, 2, 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ, исключающих вину лица в совершении правонарушения, сможет только суд. Такое право в настоящее время имеет и орган контроля за уплатой страховых взносов. Но с вступлением в силу Закона № 188-ФЗ ФСС РФ это право утрачивает.

Законом № 188-ФЗ с 1 января 2015 года будет признана утратившей силу статья 44 Закона № 212‑ФЗ «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения». Таким образом, начиная с 2015 года суды, установив наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, не смогут регулировать размер санкций по принятым решениям.

Рассмотренной поправке соответствуют и изменения, внесенные в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ. Согласно действующей в 2014 году редакции в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов должен в том числе выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом № 212-ФЗ.


Реклама