Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
Часть подведомственных нам федеральных государственных бюджетных учреждений являются получателями как средств федерального бюджета, так и средств субсидии, при этом по строке «Всего» по показателям графы 2 (гр. 6 + гр. 7 + гр. 8) и графы 9 (гр. 13 + гр. 14 + гр. 15) отражается общее количество подведомственных учреждений. Не приведет ли отражение в графах «5» и «12» Сведений о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161) (далее — Сведения (ф. 0503161)) к искажению отчетности и удвоению сведений по подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям, являющимся получателями как средств федерального бюджета, так и средств субсидии?
Просим разъяснить порядок отражения в Сведениях (ф. 0503161) учреждений, являющихся получателями как средств федерального бюджета, так и средств субсидии.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191).
При этом порядок формирования Сведений (ф. 0503161) регулируется пунктом 160 Инструкции № 191н.
Согласно данному пункту информация в Сведениях (ф. 0503161) содержит обобщенные данные о количественном составе подведомственных государственных (муниципальных) учреждений (в том числе обособленных подразделений), подведомственных субъекту бюджетной отчетности.
В графах 3, 10 отражается количество казенных учреждений (их обособленных подразделений), являющихся получателями бюджетных средств и подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, в том числе казенное учреждение, являющееся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
При этом отражение информации о количественном составе юридических лиц, в том числе бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих согласно законодательству Российской Федерации переданные полномочия по исполнению публичных обязательств, в графе 3 не предусмотрено.
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса
При переходе с 1 января 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета фонда органами Федерального казначейства и осуществлении ежемесячной сверки показателей бюджетной отчетности (ф. 0503124 «Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств» и ф. 0503151 «Отчет по поступлениям и выбытиям») у региональных отделений Фонда социального страхования возникают расхождения по формированию источников финансирования дефицита бюджета.
Данные расхождения возникают в результате отражения региональными отделениями фонда операций по возврату средств страхователям в результате превышения расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов и возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов как оборотов по КОСГУ 610 «Выбытия со счетов бюджета», в то время как территориальные органы Федерального казначейства данные операции классифицируют как обороты по КОСГУ 510 «Поступления на счета бюджета» (со знаком «минус»).
Общие требования к ведению бухгалтерского учета организациями государственного сектора установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Единый порядок ведения бюджетного учета органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами определены Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.
Согласно пункту 125 Инструкции № 162н возврат ошибочно зачисленных и излишне перечисленных поступлений в бюджет отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 402 10 000 «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет» и кредиту счетов 0 202 11 610 «Выбытия средств со счетов бюджета в рублях в органе Федерального казначейства», 0 202 21 610 «Выбытия средств со счетов бюджета в рублях в кредитной организации», 0 202 1 610 «Выбытия средств со счетов бюджета в иностранной валюте в органе Федерального казначейства», 0 202 23 610 «Выбытия средств со счетов бюджета в иностранной валюте в кредитной организации», 0 203 0 610 «Выбытия средств, распределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
Корреспонденция по указанной операции отражена в пункте 10 раздела 5 приложения 1 к данной инструкции.
Единый порядок составления и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией № 191н.
Порядок формирования Отчета (ф. 0503124) отражен в пунктах 119–125 Инструкции № 191н, Отчета (ф. 0503151) — в пунктах 227–234 Инструкции № 191н.
При этом требований по идентичности показателей Отчета (ф. 0503124) и Отчета (ф. 0503151) Инструкция № 191н не содержит.
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса
Просим разъяснить порядок учета уставного, резервного фонда и целевого финансирования, а также определение кодов видов деятельности в номере счета бюджетного учета при учете имущества вновь созданного учреждения в целях достоверного отражения учетных данных при составлении финансовой отчетности федеральных бюджетных учреждений, преобразованных из федеральных государственных унитарных предприятий.
При преобразовании ФГУП в ФГБУ объекты федеральной собственности, поступившие в операционное управление вновь созданного бюджетного учреждения, относятся на соответствующие счета бюджетного учета согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.
При этом принятие к учету бюджетного учреждения отдельных объектов учета реорганизуемого унитарного предприятия ввиду специфики его хозяйственной деятельности (хозяйственного ведения) как коммерческого хозяйствующего субъекта (уставный фонд, резервный фонд, целевое финансирование) не представляется возможным.
Следует отметить, что расчеты с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, отражаются на счете 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере балансовой стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
Отвечала Р. П. Алексеева, методолог
Правомерно ли утверждение бюджетных смет и изменений к ним лицами, уполномоченными руководителем субъекта учета?
В соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» любое событие, которое оказывает или способно оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, в том числе получателя бюджетных средств, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (факты хозяйственной жизни получателя бюджетных средств), подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно бюджетному законодательству финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, федерального органа власти, его подведомственного территориального органа (получателя бюджетных средств) осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы (документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения).
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией № 157н.
При этом согласно пункту 8 Инструкции № 157н документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
С учетом изложенного, по нашему мнению, подписание финансовых документов, в том числе бюджетных смет, лицами, уполномоченными руководителем субъекта учета (получателя бюджетных средств), не противоречит действующему законодательству.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Просим разъяснить порядок применения кода бюджетной классификации при передаче учреждению объектов нефинансовых активов, приобретенных по централизованному снабжению.
Согласно пункту 154 раздела 6 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету материальных ценностей в результате исполнения государственного (муниципального) контракта по централизованному снабжению производится у учреждения-заказчика по коду классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются, согласно государственному (муниципальному) контракту на централизованное снабжение, бюджетные обязательства.
Учитывая изложенное, учреждение-грузополучатель отражает поступившие нефинансовые активы по тому подразделу бюджетной классификации, который указан в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на централизованное снабжение в первичных учетных документах учреждениязаказчика.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Автономное учреждение применяет УСН (доходы минус расходы). Можно ли уменьшить доходы на сумму расходов на энергоаудит (энергетическое обследование с выдачей паспорта)?
Перечень расходов, на которые может быть уменьшен объект налогообложения при применении учреждением упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, он является закрытым. Подпунктом 26 данной статьи регламентируются расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под подтверждением соответствия согласно Закону от 27 декабря 2002 г. № 184?ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184?ФЗ) понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Таким образом, энергетическое обследование сооружений и оборудования на предмет оптимального использования топлива и энергосистем (электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение) регулируется Законом № 184?ФЗ. И расходы, производимые учреждением в рамках договора на проведение энергетического обследования, могут уменьшить доход, полученный при осуществлении хозяйственной деятельности учреждением.
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
В казенном учреждении есть штатный водитель и автобус для перевозки детей. Во время ремонта данного транспортного средства учреждение использовало безвозмездно для перевозки детей другой автобус (чужой организации). Как правильно оформить расходы на ГСМ?
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные Гражданским кодексом в отношении договора аренды.
При использовании казенным учреждением транспортного средства, не принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, необходимо заключить договор со стороной, предоставляющей транспортное средство в безвозмездное пользование, с подробным описанием этих услуг.
Например, все расходы на ГСМ и ремонт несет казенное учреждение. На основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) полученное безвозмездно транспортное средство отражается в бухгалтерском учете на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Отметим, в Акте о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) следует указать состояние транспортного средства, чтобы исключить вопросы, которые могут возникнуть после его возврата (по окончании срока договора).
Обратите внимание! В случае передачи государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам такая передача может рассматриваться как государственная (муниципальная) помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Закона от 26 июля 2006 г. № 135?ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135?ФЗ). Основные понятия, используемые в Законе № 135?ФЗ, подлежат контролю в рамках главы 5 названного закона.
Согласно пункту 25 Инструкции № 162н списание ГСМ осуществляется на основании путевых листов (ф. 0345007), порядок заполнения которых утвержден постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
При списании ГСМ необходимо руководствоваться нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые установлены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
В Распоряжении № АМ-23-Р приведены базовые нормы расхода топлива для автомобилей различных моделей, марок, модификаций. При этом учреждение рассчитывает норму расхода ГСМ с учетом конкретных условий. Размеры поправочных коэффициентов и надбавок вводятся локальным актом учреждения.
В бухгалтерском (бюджетном) учете будут сделаны следующие операции:
Дебет 1 105 33 340
«Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приобретение ГСМ по фактической стоимости (п. 23 Инструкции № 162н);
Дебет 1 109 60 272
«Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 1 105 33 440
«Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— списание ГСМ в пределах норм расхода на основании путевого листа (ф. 0345007) (п. 25, 26 Инструкции № 162н).
Согласно пункту 120 Инструкции № 157н учет операций по списанию ГСМ необходимо вести в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Отвечала А. Л. Станиславская, методолог
Учреждение оплатило по договору услуги по захоронению бытовых отходов, получив счет-фактуру, товарную накладную и талоны. Какими бухгалтерскими записями отразить в учете услуги и дальнейшее списание талонов?
Учреждение, заключив договор на услуги по захоронению бытовых отходов, получило талоны, которые в последующем вручаются перевозчику отходов для передачи получателю отходов, имеющему соответствующее разрешение на их размещение на полигоне.
Талон на захоронение представляет собой документ, в котором указывается, на какой машине может осуществляться перевозка и объем вывозимых отходов (мусора). Талон состоит из двух частей, на которых ставится печать полигона, вторая часть возвращается в учреждение.
В бухгалтерском учете талоны отражаются в составе денежных документов. Порядок отражения денежных документов учреждения и их состав необходимо закрепить в рамках сформированной учетной политики.
Их выдают подотчетному лицу на отчетный период (декада, месяц и т. д.). В составе расходов учреждения сумма произведенных расходов списывается по мере представления авансовых отчетов подотчетным лицом.
Отметим: если впоследствии подотчетные лица не смогут отчитаться об использовании определенного количества талонов, их стоимость должна быть отнесена на их счет и взыскана в установленном порядке.
Расходы по захоронению бытовых отходов отражаются в составе расходов по содержанию имущества учреждения согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Указанные расходы в бухгалтерском учете будут отражены следующими операциями:
Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— оплата талонов на захоронение отходов сторонней организации на сумму номинальной стоимости;
Дебет 1 201 35 510
«Поступления денежных документов в кассу учреждения»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— поступление талонов по захоронению отходов на сумму номинальной стоимости;
Дебет 1 208 25 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 1 201 35 610
«Выбытия денежных документов из кассы учреждения»
— выдача подотчетному лицу талонов на захоронение отходов;
Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 208 25 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»
— отражены расходы по захоронению отходов на основании авансового отчета.
Отвечала А. Л. Станиславская, методолог
Департамент здравоохранения заключил государственный контракт с санаторием на оказание услуг по продолжению назначенного курса лечения и (или) реабилитации больных. По условиям контракта:
бланки путевок предоставляются Заказчику в годовом объеме в течение 10 дней после подписания контракта;
оплата производится по факту предъявления санаторием реестра пролеченных больных с прикреплением отрывных корешков путевок.
Департамент-учредитель в соответствии с приказом к распределению по накладным передал путевки подведомственным учреждениям. В учреждениях по заключению комиссии путевки передаются больным для прохождения реабилитации в санатории. Ежеквартально учреждения представляют в департамент отчет об использованных путевках с приложением реестра выданных путевок (пофамильно).
Как правильно отразить в бухгалтерском учете данные операции?
Поступление путевок в бухгалтерию Департамента здравоохранения от санаторно-курортных учреждений в учете отразятся на основании Приходного кассового ордера (ф. 0310001) (Приказ № 173н1) с отметкой «Фондовый» следующей записью:
Дебет счета 0 201 35 510
«Поступления денежных документов в кассу учреждения»
Кредит счета 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— поступление денежных документов (путевок) в кассу в годовом объеме от санатория на основании заключенного контракта.
Выдача из кассы денежных документов оформляется Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) с оформлением на нем записи «Фондовый», который регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций с денежными средствами (п. 170 Инструкции № 157н).
Дебет 0 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 0 201 35 610
«Выбытия денежных документов из кассы учреждения»
— безвозмездная передача денежных документов (путевок) подведомственным учреждениям по накладным на основании приказа (межбюджетная передача);
Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— оплачены денежные документы (путевки) по факту предъявления санаторием реестра пролеченных больных с прикреплением отрывных корешков путевок согласно заключенному контракту.
При безвозмездном поступлении денежных документов (путевок) по накладной подведомственные учреждения принимают их на забалансовый счет 08 «Путевки неоплаченные» (абз. 1 п. 347 Инструкции № 157н) по номинальной стоимости, указанной в путевке, а в случае ее отсутствия — в условной оценке: 1 руб. за 1 путевку (абз. 2 п. 347 Инструкции № 157н):
Дебет 08
«Путевки неоплаченные»
— безвозмездное поступление денежных документов (путевок) в подведомственное учреждение.
Аналитический учет по забалансовому счету 08 «Путевки неоплаченные» ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц, мест хранения по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости (или условной оценке) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 348 Инструкции № 157н):
Кредит 08
«Путевки неоплаченные»
— выдача ответственным лицом денежного документа (путевки) больному.
Отвечала Л. А. Емельянова, консультант
Бюджетное учреждение предоставляет платные услуги и по итогам предоставленной услуги выставило счет-фактуру. Руководитель учреждения в этот период был в отпуске. Допускается ли подписание счета-фактуры за директора и главного бухгалтера другими должностными лицами? Нужен ли на этих должностных лиц приказ?
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В счете-фактуре, составленном по форме, утвержденной приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», по строке «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо» и «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» проставляется подпись уполномоченного лица, утвержденного приказом учреждения (согласно доверенности), с указанием его должности и инициалов, а также дата и номер приказа (доверенности).
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Какой ОКОФ присвоить клапану Шредера стоимостью 402 464,63 руб.?
Во введении к «ОК 013?94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), указано, что объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. К основным фондам относятся произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.
Клапан Шредера (сервисный штуцер) — деталь для соединения трубопровода (газовой или жидкостной магистрали) и шланга манометрического коллектора. Его главная функция заключается в соединении деталей механизма с трубопроводом.
Следуя функциональным особенностям этого изделия, комиссия учреждения по принятию и выбытию активов, созданная на постоянной основе, может принять решение отнести его к группе «Материальные запасы». Согласно нормам пункта 39 Инструкции № 157н стоимость объекта не влияет на отнесение его к категории основных средств или материальных запасов.
В перечне группировок (разделов — подклассов) ОКОФ, приведенном в Постановлении № 359, код для клапана Шредера не указан, поэтому в данном случае применим код 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Может ли работник быть принятым на должность водителя по совместительству, если основное место работы не относится к вредным профессиям?
В силу статьи 60.2 Трудового кодекса под совмещением понимается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату.
Положениями части 1 статьи 329 Трудового кодекса введено ограничение для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами.
Так, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству с выполнением аналогичных обязанностей. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16.
По общему правилу статьи 284 Трудового кодекса продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день или 20 часов в неделю.
При приеме на должность водителя по совместительству целесообразно уведомить об этом ограничении (под роспись) нового сотрудника. Причем сделать это в письменном виде.
Таким образом, учреждение не вправе принимать на работу водителя автомобиля по совместительству, который по основному месту работы выполняет аналогичные функции (управление автотранспортным средством).
Обратите внимание! Согласно пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ), является основанием для прекращения трудового договора.
Кроме того, согласно статье 283 Трудового кодекса при приеме на работу по совместительству работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании и (или) профессиональной подготовке, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда — справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
Следовательно, работодатель при приеме на работу по совместительству водителя вправе потребовать у работника справку о характере выполняемой работы по основному месту работы.
Справочно: статьей 282 Трудового кодекса установлено следующее ограничение: на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, если их основная работа связана с такими же условиями.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор