Реестр договоров  по Закону № 223-ФЗ

С 1 января 2015 года на субъекты Закона № 223-ФЗ распространяется обязанность отражать сведения о договорах, заключаемых по результатам закупок, в специальном реестре. Попытаемся разобраться в причинах установления такой дополнительной обязанности и в порядке ее исполнения.

Новая статья 4.1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), вступающая в действие с 1 января 2015 года, предусматривает публикацию в реестре договоров информации о самих договорах, заключаемых по результатам закупки, а также об их изменении, исполнении и расторжении. Вместе с тем принятое в соответствии с этой статьей постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 1132 (далее — Постановление № 1132) предусматривает постепенное вступление этой новеллы в силу. По сути для заказчика эта обязанность становится дополнительным требованием в ряду аналогичных требований об информационном обеспечении закупки, с тем лишь существенным условием, что выполняет он его не самостоятельно, а с помощью Федерального казначейства.

Информационное обеспечение закупки

Обязанность субъектов Закона № 223-ФЗ публиковать условия заключаемых ими по результатам закупок договоров с самого начала действия этого закона позиционировалась в качестве важнейшего элемента информационного обеспечения закупочной деятельности. В самом деле, коль скоро именно договор в нормальной ситуации является конечной целью любой закупки, то его условия свидетельствуют и о степени ее эффективности, и о степени соблюдения антимонопольного и закупочного законодательства при ее проведении. В связи с этим законодатель обязал заказчиков раскрывать условия заключаемых ими договоров.

Однако до конца 2014 года публичность договорных условий в сфере регулирования Закона № 223-ФЗ не предусматривала ведения специального реестра договоров, подобного реестру, обязательному для государственных и муниципальных заказчиков. Закон требовал от заказчиков публиковать как документацию закупки с приложением проекта договоров, так и итоговый протокол с условиями победителя закупки — то есть именно те документы, из содержания которых можно получить исчерпывающую информацию об условиях договора, даже если сам договор в виде единого документа и не был опубликован. Разумеется, вывести из документации и итогового протокола все условия договора можно лишь в том случае, если оба документа составлены надлежащим образом по правилам закупочного законодательства и в соответствии с обычаями делового оборота. По этой же причине право вносить изменения в договор и на стадии заключения, и на стадии исполнения ограничено лишь обязанностью заказчика публиковать сведения о таких изменениях на официальном сайте. Своевременная публикация всех перечисленных документов также является важным фактором информационного обеспечения условий договора, заключаемого по результатам закупки.

Если в открытом доступе есть корректные сведения о закупочной документации, протоколе определения победителя и всех изменениях договора, то для ознакомления с условиями договора в отдельном реестре нет необходимости. Однако, очевидно, не все заказчики добросовестно выполняли свои обязанности по публикации указанных выше сведений, в связи с чем потребовалось ужесточение требований законодательства и установление обязанности не только, как ранее, самостоятельно публиковать закупочную информацию на сайте www.zakupki.gov.ru, но и отсылать в сущности те же самые сведения в Федеральное казначейство, дабы оно включило их еще и в реестр договора, который будет открыт на том же самом сайте.

Реестр договоров

Реестр договоров, заключаемых по результатам закупок субъектами Закона № 223-ФЗ, организован на принципах, близких к принципам реестра договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Так, заказчики не размещают в реестре информацию самостоятельно, а отсылают ее в уполномоченный орган для проверки и последующего размещения. Именно уполномоченный орган — Федеральное казначейство — формирует эту базу данных, предназначенную для контроля за хозяйственной деятельностью регулируемых заказчиков. Информацию из этой базы данных должны будут получать все заинтересованные лица, для чего Федеральное казначейство будет публиковать полученные сведения в единой информационной системе в открытом доступе в электронном виде с использованием удобного для поиска формата.

Для заказчика же направление сведений в реестр становится еще одним видом отчетности о проведенных закупках — при этом в отличие от публикации плана, извещения и документации этот вид информационного обеспечения имеет именно ретроспективное значение, но в отличие от ежемесячного отчета публикация сведений о договорах куда более детализирована и подразумевает раскрытие сведений о каждом договоре в отдельности, в том числе и самого текста договора. Важно понимать, что не направлять в Федеральное казначейство заказчик может лишь договоры, заключенные по результатам закупок, прямо перечисленных в части 15 статьи 4 Закона № 223?ФЗ. Не только конкурентные закупки, но и прямые закупки (закупки у единственного поставщика), не подпадающие прямо под исключения указанной выше части, подразумевают публикацию договоров.

Ведение реестра договоров

Статья 4.1 Закона № 223-ФЗ и правила ведения реестра, утвержденные Постановлением № 1132, предусматривают следующие сроки направления в Федеральное казначейство сведений о договорах:

  • в течение 3 рабочих дней после заключения договора с подрядчиком или с субподрядчиком;
  • в течение 10 рабочих дней после изменения, исполнения или расторжения договора.

Для каждого из перечисленных выше оснований предусмотрен свой комплект информации. Так, при заключении договора заказчик направляет в Федеральное казначейство следующие сведения:

  • наименование заказчика;
  • сведения о способе закупки;
  • сведения о форме закупки;
  • сведения о том, относится ли данная закупка к категории закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • дата заключения договора;
  • предмет договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • сведения о поставщике (Ф. И. О. или фирменное наименование, а также ИНН).

При наличии нижеследующих сведений они также направляются в Федеральное казначейство в отношении каждого договора:

  • номер извещения о закупке;
  • дата подведения итогов закупки;
  • реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
  • номер договора;
  • информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров.

Наконец, с 1 января 2016 года перечень обязательных сведений о заключенном договоре, которые заказчик обязан предоставить для включения в реестр, дополняется еще одним пунктом — заказчик обязан будет предоставить собственно копию заключенного договора, подписанную с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Таким образом, субъектам Закона № 223-ФЗ предоставлен один год в качестве переходного периода для подготовки к исполнению этого требования.

Такой же переходный период предоставлен и для подготовки к обязательной публикации информации об изменении, исполнении и расторжении договора. Только с 1 января 2016 года для включения в реестр договоров необходимо будет направлять:

а) при изменении договора — сведения об условиях, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

б) при исполнении договора — информацию и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;

в) при расторжении договоров — информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение.

Наконец, в случае привлечения в качестве субподрядчика субъекта малого или среднего предпринимательства заказчик уже с 1 января 2015 года направляет в реестр договоров:

  • информацию об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости договоров, заключаемых поставщиком с этими субъектами;
  • информацию о самих договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цену договора с субподрядчиками.

После получения указанных выше сведений от заказчика — независимо от того, идет речь о заключении договора, его исполнении, изменении или расторжении, — Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проводит проверку, по итогам которой и включает полученные сведения в реестр договоров. Если по результатам проверки выявлены какие-либо несоответствия или недостаток сведений, то казначейство составляет протокол с указанием недочетов и направляет его заказчику для исполнения.

После вынесения положительного решения Федеральное казначейство формирует из присланных заказчиком сведений реестровую запись. Реестровой записи присваивается уникальный номер, который содержит в том числе:

  • год формирования реестровой записи;
  • идентификационный код заказчика;
  • порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года в отношении каждого заказчика;
  • порядковый номер, присваиваемый каждой информации и документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах реестровой записи.

Предполагается, что такой идентификатор облегчит поиск сведений о конкретном договоре конкретного заказчика на официальном сайте.

На основании изложенного выше краткого обзора новой обязанности субъектов Закона № 223-ФЗ по направлению сведений в реестр договоров можно сказать, что объем работы по информационному обеспечению закупки с введением этой обязанности лишь увеличивается. Методом оптимизации усилий по исполнению этой обязанности может служить автоматизация закупочного процесса и внедрение технологий электронного документооборота. Когда закупочная деятельность выстроена в виде непрерывного отлаженного и взаимосвязанного цикла, информация об очередном этапе закупок — будь то объявление закупки или заключение договора — не собирается с нуля, а логично вытекает из информации о предыдущем этапе работы. Будучи включенной в электронную систему, эта информация всегда доступна для поиска уполномоченному сотруднику заказчика, который сможет оперативно использовать ее как для внутренних закупочных нужд, так и для направления в уполномоченные органы во исполнение предусмотренных Законом № 223-ФЗ обязанностей.

 


Реклама