Курс на повышение эффективности

Существующая система внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства является одной из современных и передовых среди органов исполнительной власти. Основная цель системы — обеспечение эффективности исполнения возложенных на казначейство функций и задач. В статье рассмотрим практику организации технологического контроля в УФК по Московской области.

Огромная работа проводится службой внутреннего контроля центрального аппарата Федерального казначейства в части развития и совершенствования системы внутреннего контроля. На текущий день регламентированы и стандартизированы процедуры контрольной деятельности казначейства.

Разработаны и утверждены нормативные документы, которые определяют единые подходы и требования, начиная от этапа планирования контрольного мероприятия и заканчивая подготовкой и представлением аналитических материалов по результатам контрольной деятельности. Внедрение Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита позволило исключить разрозненный и индивидуальный подход к процедурам подготовки и осуществления контрольного мероприятия в каждом органе Федерального казначейства, существовавший ранее.

Одним из приоритетных и перспективных направлений контрольной деятельности Федерального казначейства является организация предварительного контроля, ориентированного на минимизацию казначейских рисков при осуществлении возложенных на казначейство полномочий.

В рамках реализации поставленной задачи немаловажная роль отводится контрольно-аудиторским подразделениям территориальных органов Федерального казначейства в части исследования и выявления процессов, процедур и операций в деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, связанных с возможностью возникновения в процессе проведения операции события, которое может негативным образом отразиться на качестве деятельности Управления.

Очевиден тот факт, что свое­временный мониторинг, своевременное предупреждение и исключение наступления возможного риска, усиление технологического контроля являются базой для успешной и эффективной работы любого органа Федерального казначейства.

Каким образом организовать качественный и оперативный предконтроль с минимальными временными и трудовыми затратами?

Этот вопрос волнует многих. Не является исключением и Управление Федерального казначейства по Московской области (далее — Управление).

Организация предварительного контроля

Актуальность вопроса организации оперативного предварительного технологического контроля в функциональных отделах Управления возникла по итогам подробного рассмотрения и анализа результатов контрольных мероприятий, проводимых как Управлением внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства в отношении функциональной деятельности территориальных органов Федерального казначейства, так и отделом внутреннего контроля и аудита Управления в отношении территориальных отделов и функциональных отделов Управления.

В рамках подготовки обзора нарушений, установленных в ходе проверок за первое полугодие 2014 года, были сгруппированы и систематизированы в зависимости от весомости и тематики в «группы риска» систематические нарушения.

Структура перечня нарушений продемонстрировала, что наибольшая доля выявленных нарушений относится к вопросам своевременности и качества выполнения операций в рамках кассового исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, вопросы своевременности исполнения документов клиентов, своевременности предоставления клиентам информации, а также качества санкционирования в части соответствия применяемого кода операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) текстовому назначению платежа.

Помимо анализа результатов проверок совместно с сотрудниками функциональных отделов проводилось исследование причин возникновения негативных событий и обсуждение возможных мероприятий в части предупреждения наступления рисков.

То есть четко были определены рискоемкие операции, в отношении которых требуется качественно новый подход к процедурам внутреннего контроля с акцентом на технологический предварительный контроль.

В рамках совместного обсуждения был выработан стратегический ориентир в части организации технологического контроля — это автоматизация процедур предварительного внутреннего контроля в Управлении.

Именно автоматизация позволит осуществлять проверку оперативно, сплошным методом с минимальными трудовыми и временными затратами, свое­временно предупредить о возможности наступления риска (негативного события).

Рабочей группой разработаны алгоритмы автоматизированного контроля по каждому из рискоемких направлений, которые определили технологическую цепочку проведения автоконтроля.

При разработке алгоритма проведения технологического предконтроля учитывался факт наличия единой учетной системы (далее — ППО АСФК), которая аккумулирует в себе все проводимые операции — как специалистами территориальных отделов, так и специалистами функциональных отделов. Реализованная в ППО АСФК статусная модель позволяет определить состояние и маршрут документа в любой момент времени.

Таким образом, специалистами отдела технологического обеспечения Управления были реализованы внешние автоматизированные запросы к базе данных ППО АСФК, позволяющие проконтролировать своевременность исполнения документов, предоставленных клиентами в течение операционного дня, с визуализацией информации в виде протокола, а также был разработан автоматизированный сервис, с помощью которого информация из платежных документов клиентов, требующих санкционирования, группируется в табличную и удобочитаемую форму.

Помимо этого, в качестве подготовительного этапа, был разработан комплекс мероприятий, направленных на дополнительное изучение вопросов, связанных с рискоемкими операциями, к ним относятся проведение обу­чающих семинаров как с сотрудниками Управления, так и со специалистами территориальных отделов, подготовка и направление в территориальные отделы Управления разъяснительных писем по вопросам санкционирования, подготовка методических обучающих материалов.

Начиная с мая 2014 года Управлением в экспериментальном режиме организован внутренний технологический предварительный контроль следующим образом.

Уровни предварительного контроля

Предварительный контроль включает три уровня.

1-й уровень — контроль в формате самоконтроля и контроля по уровню подчиненности — организован непосредственно в территориальных отделах и функциональных отделах Управления.

В рамках 1-го уровня специалисты при проведении операций до утверждения документа осуществляют самоконтроль, далее в рамках настроенной технологической цепочки утверждения осуществляется контроль по уровню подчиненности.

Вместе с этим начальники территориальных отделов и расходного блока имеют автоматизированный инструмент (автозапрос), с помощью которого соответствующим отделом осуществляется контроль статусов принятых в течение дня документов. Результатом контроля является протокол с указанием информации о количестве проверенных документов и о тех документах, которые находятся не в окончательном статусе. Далее применяются оперативные меры по определению и устранению причин «зависших» документов и как результат — свое­временное их исполнение.

На текущий день контроль статусов документов организован в отношении следующих типов документов, предоставляемых клиентами/клиентам: Заявка на кассовый расход; Заявка на возврат; Уведомление вида и принадлежности платежа; Заявка на получение наличных денег; Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту; Запрос на аннулирование; Выписки из лицевых счетов.

2-й уровень — предварительный автоматизированный контроль организован на уровне Управления.

В рамках 2-го уровня уполномоченные сотрудники расходного блока, применяя аналогичный автоматизированный запрос в разрезе типов документов, осуществляют мониторинг всех документов (с учетом операций территориальных отделов) в базе данных ППО АСФК в установленное регламентное время в течение операционного дня.

Например:

1. В 9.00–10.00, до момента отправки платежных поручений в Банк, осуществляется контроль статуса документа Запрос на аннулирование заявки в целях свое­временного исключения указанной в Запросе Заявки на кассовый расход из состава Консолидированной заявки.

2. До 12.00 осуществляется контроль статусов Выписок из лицевых счетов.

3. До 15.00, до формирования Консолидированной заявки, осуществляется контроль статусов Заявок на кассовый расход, Заявок на получение наличных денег, Заявок на возврат, Заявок на получение денежных средств, перечисляемых на карту.

4. До 16.00 осуществляется контроль статусов Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, Расходных расписаний.

Результатом контроля является протокол с указанием информации о документах, находящихся не в окончательном статусе, в привязке к номеру территориального отдела. По результатам оперативного предконтроля проводятся мероприятия по определению причин и оперативному устранению причин, препятствующих своевременному исполнению документов, предоставленных клиентами.

3-й уровень — предварительный контроль своевременности исполнения документов клиентов и своевременности предоставления клиентам информации, а также качества санкционирования платежей в части применения КОСГУ осуществляется на уровне Управления отделом внутреннего контроля и аудита.

Автоконтроль

В рамках 3-го уровня контроля ответственные специалисты отдела внутреннего контроля и аудита Управления осуществляют автоконтроль:

1) своевременности исполнения документов, предоставленных клиентами для исполнения;

2) своевременности предоставления установленной информации клиентам.

Контроль осуществляется в соответствии с утвержденным в Управлении Графиком операционного дня. При этом регламентное время исполнения операций, установленное Графиком операционного дня, имеет некоторый запас времени по отношению к нормативному в целях оперативного выявления и устранения причин, препятствующих свое­временному исполнению документов. Результатом является протокол с указанием количества проверенных документов по выбранному для проверки типу документа и информации о наличии или отсутствии нарушения регламентного времени.

На текущий день автоконтроль организован:

1. По расходам и доходам в отношении исполнения Заявки на кассовый расход, Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, Заявки на возврат, а также осуществляется контроль сроков предоставления Выписок из лицевых счетов клиентов.

2. Контроль своевременности предоставления Консолидированных заявок в Федеральное казначейство плюс контроль непревышения суммы кассовых выплат над суммой полученного из Федерального казначейства подкрепления.

3. Контроль своевременности предоставления оперативной отчетности в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

При проведении автоконтроля учитываются день и время предоставления документа клиентом (загрузка в ППО АСФК), а также день и время исполнения документа.

Контроль качества санкционирования

Одновременно с этим специалистами отдела внутреннего контроля и аудита осуществляется предварительный контроль качества санкционирования, который производится до запуска процедуры формирования рейса, до отправки реестра направленных платежей в Банк.

Для проведения контроля используется автоматизированный сервис, который оперативно группирует и визуализирует информацию, указанную в Заявках на кассовый расход, включенных в состав Консолидированной заявки в удобочитаемой табличной форме (табл. 1).

Таблица 1

Номер платежного документа

Дата

Сумма

Сумма по КБК

КОСГУ

Назначение платежа

Номер лицевого счета

Наименование клиента

ТОФК

00000979

09.12.2014

128064,33

128064,33

244222

(107-0408-2430019-244-222; лс 03481884790). Автотранспортные услуги по ГК 8 от 28.03.2014 г. за 11.2014 г.

03481884790

Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта

4830

00001358

09.12.2014

33190,00

33190,00

243340

(320-0305-4230049-243-340=33190.00; 03481518180). Оплата строительных материалов по госконтракту 107 от 05.12.2014 г., накл. 170307 от 08.12.2014 г., в т. ч. НДС (18 %) 5062,88

03481518180

Федеральное казенное учреждение «Можайская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области»

4831

Контроль осуществляется классическим визуальным способом сплошным методом по всем платежам за операционный день. Объем платежей в Московской области за операционный день значительный, и в целях оперативности существует возможность группировки информации в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Результаты оформляются протоколом. В случае если нарушений не выявлено, выполняется процедура формирования рейсов в Банк, если возникают вопросы, то применяются оперативные меры по их решению.

Протокол с информацией об «отбракованных» Заявках с указанием причины размещается на внутреннем форуме Управления.

В таблице 2 приведены данные о временных затратах на проведение процедур предварительного контроля своевременности исполнения документов клиентов с использованием внешних автоматизированных запросов на примере одного операционного дня.

Таблица 2

Наименование проверяемого документа

Количество проверенных документов (шт.)

Время проведения автоконтроля (мин.)

Заявка на кассовый расход

4596

4

Заявка на возврат

1318

3

Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа

428

1


После окончательного завершения процедур предварительного контроля результаты группируются в виде Справки с указанием вида и количества проверенных документов и ежедневно представляются руководителю Управления (см. рис. 1).

рисунок1

Таким образом, руководитель ежедневно обладает оперативной информацией о возникавших в течение операционного дня рисках, о причинах их возникновения и о мероприятиях, которые были проведены в части их предотвращения.

Результаты применения на практике экспериментальной модели организации технологического предварительного внутреннего контроля с использованием автоматизированных процедур приведены в таблице 3.

Таблица 3

Вид контроля

Количество нарушений, шт.

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Своевременность исполнения документов

35

29

23

5

1

0

0

Качество санкционирования

31

7

1

0

2

0

0


Анализ результатов контроля

Анализ результатов контроля говорит об успешности применения экспериментальной модели. Учитывая тот факт, что основная часть процедур автоматизирована и выполняется с небольшими трудовыми затратами, можно сделать вывод о ее эффективности.

В то же самое время результаты применения демонстрируют необходимость усиления контроля. Есть над чем работать и что совершенствовать!

В Управлении не останавливается работа по наполнению списка рискоемких операций, требующих автоматизированного предконтроля. На стадии реализации — процедуры автоконтроля сроков этапов исполнения исполнительных документов, сроков принятия к учету Сведений о принятых на учет БО и многое другое.

Предложения нашего Управления по реализации автоматизированного технологического предварительного контроля в ППО АСФК были представлены в Федеральное казначейство в рамках участия в реализации стратегического мероприятия 10.2 Стратегической карты Казначейства России «Развитие механизмов внутреннего контроля Федерального казначейства».

В заключение следует отметить, что реализация автопроцедур контроля в ППО АСФК, позволяющих в оперативном режиме контролировать деятельность не только функциональных отделов, но и территориальных отделов Управления, значительно повысит качество деятельности территориального органа Федерального казначейства в целом, даст возможность своевременно идентифицировать системность возникновения рисков на уровне территориальных отделов и определить способы предотвращения рисков в целях недопущения их появления впредь. Это позволит руководителю территориального органа Федерального казначейства принимать эффективные управленческие решения, основываясь на объективной, полной и независимой информации результатов автоконтроля.

Ожидаемый результат — повышение эффективности деятельности всей системы Федерального казначейства в целом.


Реклама