Учет средств, поступающих во временное распоряжение

Рассмотрим вопросы учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений

Внастоящее время вопросы учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, регламентируются положениями части 23 статьи 5 Закона от 26 апреля 2007 г. № 63?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63?ФЗ).

Согласно указанной статье Закона № 63?ФЗ средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. Указанные операции отражают на лицевых счетах, открытых получателям средств федерального бюджета в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Варианты учета средств

Учет средств, поступающих во временное распоряжение федерального казенного учреждения, на лицевом счете, открытом ему в территориальном органе Федерального казначейства

Учитывая изложенные выше положения бюджетного законодательства Российской Федерации, в целях осуществления операций по учету средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, федеральному казенному учреждению, например войсковой части, соответствующий лицевой счет открывается в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Положениями пункта 12 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н (далее — Порядок № 24н), установлено, что документы, необходимые для открытия соответствующих лицевых счетов, представляются получателем средств федерального бюджета — федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства (его структурное подразделение) по месту нахождения (месту обслуживания) получателя средств федерального бюджета.

Пункт 13 Порядка № 24н содержит перечень документов, необходимых для открытия соответствующего лицевого счета, которые представляются в орган Федерального казначейства на бумажном носителе:

  • Заявление на открытие лицевого счета по форме (код формы по КФД 0531752) (далее — Заявление);
  • Карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753) (далее — Карточка).

Кроме указанных выше документов для открытия лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в соответствии с пунктом 41 Порядка № 24н в орган Федерального казначейства представляется копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, заверенная выдавшим его налоговым органом либо нотариально (далее — копия Свидетельства).

Представления документов, подтверждающих наделение полномочиями получения средств во временное распоряжение, не требуется.

Согласно положениям пункта 37 Порядка № 24н федеральным казенным учреждениям, для которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, при их временной дислокации в другом субъекте Российской Федерации открываются соответствующие лицевые счета в органах Федерального казначейства по месту временной дислокации. При этом лицевые счета по постоянному месту обслуживания не подлежат закрытию.

Учитывая указанные выше положения Порядка № 24н, по нашему мнению, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, может быть открыт федеральному казенному учреждению — войсковой части в управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту временной дислокации указанного учреждения при представлении им Заявления, Карточки и копии Свидетельства.

Правомерность учета средств, поступающих во временное распоряжение федерального казенного учреждения — иного получателя бюджетных средств, на счете, открытом ему в подразделении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации

Положениями пункта 4.2 приказа Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее — Приказ № 104н) предусмотрено, что на основании Разрешения на открытие счета в подразделении расчетной сети Банка России или в кредитной организации (филиале) иным получателям средств федерального бюджета, оформленного в соответствии с обращением в Минфин России главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится иной получатель средств федерального бюджета (далее — Разрешение), на счет в учреждении банка, открытый иному получателю средств федерального бюджета, осуществляется перечисление средств федерального бюджета.

В соответствии с положениями пункта 2.5 Приказа № 104н под иными получателями средств федерального бюджета понимаются получатели средств федерального бюджета, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации операции со средствами федерального бюджета (в том числе в иностранной валюте) на счетах, открытых им в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (далее — Банк), а также получатели средств федерального бюджета, находящиеся за пределами Российской Федерации и получающие средства федерального бюджета от главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в иностранной валюте.

В настоящее время Минфином России внесены изменения в Порядок № 104н, позволяющие иному получателю средств федерального бюджета, которому в установленном порядке выдано Разрешение, осуществлять операции на счете, открытом ему в банке на основании Разрешения на балансовом счете 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям» (далее — счет 40106), как со средствами, поступающими из федерального бюджета, так и со средствами, поступающими во временное распоряжение (изменения коснулись формы Разрешения).

Кроме этого установлен переходный период, позволяющий федеральным казенным учреждениям, которым в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации были открыты счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» (далее — счет 40302), завершить операции на счетах 40302, связанные с перечислением денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и исполнения государственных (муниципальных) контрактов (договоров), предметом которых являются закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В этой связи Минфином России изменены положения Порядка направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23 апреля 2009 г. № 36н (далее — Порядок № 36н). В соответствии с ними до 1 июля 2015 года не подлежат приостановлению операции на счетах 40302, открытых в банке федеральным казенным учреждениям, которым в установленном Минфином России порядке выданы Разрешения.

Учитывая изменения, внесенные Минфином России в указанные выше нормативные правовые акты, после 1 июля 2015 года счета 40302, открытые в банке иным получателям средств федерального бюджета, подлежат закрытию в установленном порядке.

В целях завершения операций на счетах 40302 не позднее 1 июля 2015 года федеральные казенные учреждения перечисляют остатки средств со счетов 40302 на счета 40106, открытые указанным получателям средств федерального бюджета в банке на основании Разрешения.

При этом иные получатели бюджетных средств, которым были выданы Разрешения по старой форме, не переоформляют их в связи с изменениями, внесенными в Порядок № 104н.

Таким образом, в переходный период (до 1 июля 2015 года) федеральному казенному учреждению — иному получателю средств федерального бюджета в банке может быть одновременно открыто два счета: на балансовом счете 40302, который до 1 июля 2015 года подлежит закрытию, и на балансовом счете 40106 — на основании Разрешения.

В случае наличия остатка средств на счете 40302, открытом получателю средств федерального бюджета в банке, после 1 июля 2015 года операции по данному счету подлежат приостановлению в соответствии с Порядком № 36н.

Учитывая изложенное, основания для открытия федеральному казенному учреждению счета 40302 в подразделении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, в том числе в целях осуществления операций с денежными средствами, внесенными в качестве обеспечения заявок или обеспечения исполнения контракта, в настоящее время отсутствуют — независимо от наличия у него Разрешения.

В случае открытия в 2015 году счетов 40302 федеральным казенным учреждениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитных организациях применяются положения абзаца пятого статьи 166.1 Бюджетного кодекса в части направления территориальными органами Федерального казначейства в учреждения Центрального банка Российской Федерации указания о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином России. 


Реклама