Праздники бывают разные
Соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации на основании пункта 7 статьи 4 Закона от 26 сентября 1997 г. № 125‑ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Рассмотрим, распространяется ли действие этого закона на федеральные учреждения, расположенные на территории данного субъекта.
Относительно обязательности региональных праздников для федеральных государственных служащих и сотрудников федеральных учреждений на территории субъектов Российской Федерации нет единой точки зрения.
Первая позиция
Установление правового положения федеральных государственных служащих и сотрудников федеральных учреждений находится в ведении Российской Федерации (п. «о», п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации). В федеральном законодательстве, касающемся данных категорий сотрудников, отсутствует перечень нерабочих праздничных дней. Такой перечень содержится в Трудовом кодексе, который исходя, в частности, из положений статьи 73 Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежит применению и к отношениям, связанным с гражданской службой.
Исходя из того что установление правового положения данных работников не отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, Закон субъекта Российской Федерации, установивший нерабочие праздничные дни, не может применяться в отношении указанных лиц.
Следовательно, нерабочие праздничные дни, установленные Законом субъекта Российской Федерации, не являются временем отдыха для федеральных государственных гражданских служащих и иных сотрудников федеральных учреждений, работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти которого принят такой закон.
Вторая позиция
Согласно части 1 статьи 5 Трудового кодекса регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Исходя из статьи 6 Трудового кодекса к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Исходя из того что положениями Трудового кодекса установление нерабочих праздничных дней в исключительных полномочиях федеральных органов исполнительной власти не указано, работодатели обязаны освобождать своих работников от работы в нерабочие праздничные дни в том субъекте РФ, где они законодательно установлены.
Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 21 декабря 2011 г. № 20-ПВ11 отметил, что анализ положений Конституции Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Закона от 26 сентября 1997 г. № 125‑ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» позволяет сделать вывод о том, что у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключается право на соответствующей территории объявить нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников.
Из этого можно сделать вывод, что региональные праздники являются обязательными для всех работников организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта.