Вопросы администрирования госпошлины
С 1 января 2015 года вступили в силу положения Закона от 21 июля 2014 г. № 249?ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 249?ФЗ) в части зачисления доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта РФ.
Госпошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в МФЦ
Закон №249?ФЗ разработан в целях компенсации расходов субъектов РФ, связанных с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ.
Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе федеральными органами исполнительной власти, за которые взимается государственная пошлина, установлен постановлением Правительства России от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
В целях реализации положений Закона № 249?ФЗ приказом Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 150н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н» (далее — Указания № 65н) предусмотрены изменения в части дополнения пункта 4 раздела II «Классификация доходов бюджетов» и приложения 11 к Указаниям № 65н «Перечень кодов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения, с детализацией подвида доходов бюджетов» кодами подвидов доходов бюджетов по государственной пошлине за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ (далее — государственная пошлина при обращении через МФЦ).
В рамках реализации Закона № 249?ФЗ главным администраторам доходов бюджета внесены изменения в правовые акты о наделении территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов в части закрепления кодов бюджетной классификации с новыми кодами подвида доходов бюджетов в перечне источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также рекомендовано администраторам доходов бюджета довести до плательщиков коды бюджетной классификации доходов с учетом кодов подвида доходов бюджетов для учета поступлений по государственной пошлине при обращении через МФЦ путем размещения соответствующей информации на порталах, официальных сайтах, стендах и т. д.
Согласно положениям Указаний № 65н при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет уплаты государственной пошлины при обращении через МФЦ необходимо указывать коды бюджетной классификации с новыми кодами подвида доходов бюджетов:
8000 — при обращении через многофункциональные центры;
8003 — государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);
8004 — государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения) (при обращении через многофункциональные центры);
8005 — государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет (при обращении через многофункциональные центры);
8006 — государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет (при обращении через многофункциональные центры);
8007 — государственная пошлина за внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);
8034 — государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);
8035 — государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность (при обращении через многофункциональные центры);
8300 — государственная пошлина за предоставление лицензии (при обращении через многофункциональные центры).
В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 125н) указанные денежные средства, зачисленные на счета органов Федерального казначейства, подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства в федеральный бюджет и соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
В случае указания кода бюджетной классификации, применяемого до 1 января 2015 года, в распоряжениях о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет уплаты государственной пошлины для получения государственных услуг федеральных органов исполнительной власти в многофункциональных центрах администратор доходов бюджетов в рамках своих бюджетных полномочий представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, оформленное в соответствии с положениями Приказа № 125н, с целью уточнения кодов подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Госпошлина по государственной регистрации актов гражданского состояния
В соответствии с положениями Указаний № 65н администрирование доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 08 05000 01 0000 110 «Государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации)» с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:
0001 — государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния, совершаемую органами записи актов гражданского состояния (за исключением консульских учреждений Российской Федерации);
0002 — государственная пошлина за другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации).
С 1 января 2015 года в соответствии со статьями 50 и 56 Бюджетного кодекса зачисление доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, производится по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с приказом Минюста России от 29 ноября 2011 г. № 412 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления).
Из вышеизложенного следует, что государственная пошлина за совершение юридически значимых действий органами государственной власти субъекта Российской Федерации — органами записи актов гражданского состояния в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг подлежит зачислению по нормативу 100 процентов в федеральный бюджет по утвержденному в Указаниях № 65н коду бюджетной классификации 318 1 08 05000 01 0000 110 «Государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации)» с применением соответствующих кодов подвида доходов бюджетов.
Часто задаваемые вопросы при осуществлении перевода денежных средств в уплату государственной пошлины в бюджетную систему (при обращении через МФЦ)
Каким образом происходит возврат оплаченных денежных средств заявителю, если он оплатил государственную пошлину, но передумал обращаться за получением государственной услуги, в случае если заявитель указал код бюджетной классификации (далее — КБК) для МФЦ?
Федеральные органы исполнительной власти, совершающие юридически значимые действия по оказанию государственных услуг, являются администраторами доходов бюджетов.
Согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса к полномочиям администратора доходов бюджета относится в том числе принятие решения о возврате излишне или ошибочно уплаченных средств.
На основании вышеизложенного решение о возврате излишне уплаченных средств принимает федеральный орган исполнительной власти — администратор доходов бюджета в рамках своих бюджетных полномочий.
В соответствии с положением 333.40 Налогового кодекса плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, подается Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Исполнение возврата осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с Приказом № 125н.
Каковы действия сотрудников МФЦ в случае, если заявитель предъявил в МФЦ квитанцию об уплате государственной пошлины, в которой указан КБК для федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с Законом от 27 июля 2010 г. № 210?ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210?ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу одного окна, в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
В соответствии с Законом № 210?ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» стандарт предоставления государственной услуги должен содержать в том числе подразделы:
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в тексте регламента.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации), муниципальными правовыми актами (для муниципальных услуг, а также государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) на МФЦ может быть возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной или муниципальной услуги.
По нашему мнению, отказ в предоставлении государственной и муниципальной услуги может быть произведен только в случае отсутствия информации об уплате государственной пошлины.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что вышеуказанные положения должны быть закреплены в нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, в рамках которых на МФЦ возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении.
Таким образом, на основании вышеизложенного в случае, если заявитель предъявил в МФЦ квитанцию об уплате государственной пошлины, в которой указан КБК для федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда, сотрудник МФЦ обязан принять документы для оказания государственной услуги уполномоченным органом государственной власти.
Каковы действия работников федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов в случае, если заявитель предъявил им квитанцию об уплате государственной пошлины, в которой указан КБК для МФЦ?
Федеральный орган исполнительной власти — администратор доходов бюджетов в соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В случае некорректного заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет уплаты государственной пошлины при обращении через МФЦ администратору доходов бюджетов необходимо представить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, оформленное в соответствии с положениями Приказа № 125н, с целью уточнения кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов.
Необходимо ли осуществлять сверку поступлений платежей за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ? Каким образом учитывается государственная пошлина, оплаченная в 2014 году, в случае если государственная услуга получена в МФЦ в 2015 году?
В соответствии с положениями Закона № 249?ФЗ доходы от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ подлежат зачислению в доходы федерального бюджета по нормативу 50 процентов и 50 процентов в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, данный Закон № 249?ФЗ разработан в целях компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, на МФЦ.
На основании вышеизложенного считаем необходимым отметить, что целью учета поступлений доходов от уплаты государственной пошлины в доходы федерального бюджета и бюджеты субъектов Российской Федерации и проведения своевременного уточнения вида и принадлежности платежа в соответствии с положениями Приказа № 125н федеральному органу исполнительной власти — администратору доходов бюджетов необходимо вести учет заявителей, которые обратились за оказанием государственной услуги в орган государственной власти через МФЦ и которые обратились непосредственно в орган государственной власти.
А также, если государственная пошлина уплачена в 2014 году, а услуга оказана органом государственной власти через МФЦ в 2015 году, орган государственной власти в рамках своих бюджетных полномочий обязан провести операцию по уточнению вида и принадлежности платежа в соответствии с положениями Приказа № 125н.