В условиях кризиса роль Федерального казначейства усиливается

27 февраля 2015 года состоялось расширенное заседание коллегии Федерального казначейства, в котором приняли участие министр финансов РФ Антон Германович Силуанов, первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Геннадьевна Нестеренко и руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин. На коллегии были подведены итоги деятельности Федерального казначейства за 2014 год и определены основные направления развития и задачи на текущий год.

Управление ликвидностью ЕКС

«Сегодня как никогда важно повышать качество деятельности всех инфраструктурных элементов финансовой системы, — отметил А. Г. Силуанов. — Казначейство же является одним из основных институтов, от работы которого зависит ситуация с государственными финансами в целом». В своем выступлении министр подчеркнул, что в основном он удовлетворен работой Федерального казначейства в прошлом году, и отметил значительные результаты управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.

В прошлом году доходы от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты составили 48,5 миллиарда рублей. Кроме того, в конце прошлого года, в условиях повышенного спроса на иностранную валюту, Федеральное казначейство размещало средства федерального бюджета на банковские депозиты в иностранной валюте. Остатки средств на валютных депозитах в течение года колебались от 2 до 3 миллиардов долларов. Это позволило удовлетворить часть спроса на финансовых рынках на иностранную валюту и сгладить колебания курса рубля, что являлось особенно важным в непростой экономической ситуации.

Вместе с тем, как высказался министр финансов РФ, современные реалии требуют применения более гибких инструментов управления ликвидностью единого казначейского счета. Он поручил Казначейству России обеспечить наличие на едином счете федерального бюджета минимального остатка средств в размере 500 миллиардов рублей, необходимого для исполнения расходов федерального бюджета, с размещением свободных остатков средств в финансовые инструменты, такие как сделки РЕПО. Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин отметил, что первые операции РЕПО под залог ценных бумаг уже были проведены казначейством в январе текущего года. Дальнейшее осуществление таких операций является одной из приоритетных задач ведомства на этот год.

Предоставление казначейских кредитов

Кроме того, Антон Германович подчеркнул важность механизма предоставления бюджетных кредитов региональным бюджетам, который был успешно реализован Федеральным казначейством в прошлом году. Бюджетными кредитами воспользовались 50 субъектов РФ, при этом 46 из них получали кредиты от 2 до 8 раз.

Как отметил руководитель Федерального казначейства, этот механизм позволил создать дополнительные условия для финансовой устойчивости и сбалансированности счетов региональных бюджетов. По его словам, если бы регионы привлекали бюджетные кредиты в коммерческих банках по действующей на тот период ставке рефинансирования, сумма уплаченных процентов за пользование кредитом составила бы 3,5 миллиарда рублей, а благодаря низкой процентной ставке — 0,1 % их расходы по уплате процентов составили 274 миллиона рублей. Он также отметил, что этот инструмент получил заслуженно высокую оценку у субъектов РФ. В развитие этого механизма министр финансов РФ поручил Казначейству России обеспечить в 2015 году предоставление бюджетных кредитов муниципалитетам — пока в порядке эксперимента.

Повышение эффективности управления финансами

Помимо этого А. Г. Силуанов высказался о необходимости повышения эффективности управления государственными финансами. Он поручил Федеральному казначейству совместно с Минфином России проработать механизм предоставления целевых субсидий всем юридическим лицам под потребность, а также провести эксперимент по казначейскому сопровождению наиболее крупных государственных контрактов по всей цепочке поставщиков. Сегодня перечень субсидий, которые предоставляются юридическим лицам под потребность, определен распоряжением Правительства РФ. Только за истекший период текущего года предоставление этих субсидий позволило увеличить ликвидность единого счета федерального бюджета на 7,3 миллиарда рублей. Ровно столько составили остатки целевых субсидий на счетах казначейства.

Вместе с тем, как сказал руководитель Казначейства России, существуют значительные резервы для расширения сферы применения этого механизма. В качестве примера он отметил, что только в начале текущего года на счета юридических лиц в кредитных организациях из федерального бюджета было перечислено 162 миллиарда рублей. Роман Евгеньевич подчеркнул, что все средства федерального бюджета, если они имеют авансовую природу, должны учитываться на счетах Федерального казначейства и предоставляться только в сумме необходимой потребности в тот момент, когда они действительно нужны. Соответствующие предложения будут внесены на рассмотрение законодателя в установленном порядке.

Предельные объемы финансирования расходов

Помимо этого Р. Е. Артюхин заявил о необходимости применения инструмента ограничения кассовых расходов, такого как предельные объемы финансирования расходов (ПОФР). Он отметил, что в начале текущего года фактическое исполнение расходов федерального бюджета значительно превысило прогнозные данные. «В целом при прогнозе кассовых выплат в 950 миллиардов рублей фактическое исполнение превысило 1,5 триллиона рублей, при этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы федерального бюджета увеличились на 736 миллиардов рублей».

Этот инструмент уже пре­дусмотрен Бюджетным кодексом и соответствующим приказом Минфина России. Пока доведение ПОФР будет осуществляться в отношении отдельных главных распорядителей бюджетных средств, допустивших наибольшее отклонение фактических расходов от прогнозных данных. В дальнейшем этот инструмент будет реализован для всех главных распорядителей.

О повышении эффективности управления государственными финансами в своем выступлении говорила также Т. Г. Нестеренко. Она отметила, что выполнение этой задачи должно осуществляться за счет повышения производительности труда финансистов, сокращения издержек, внедрения сервис-ориентированной модели со специализацией учетных функций в органах казначейства, повышения качества управления бюджетными средствами.

Для этого, подчеркнула Татьяна Геннадьевна, необходимо обеспечить стандартизацию и автоматизацию бюджетных процедур, переход на электронные документы, однократный ввод информации, ее преемственность и достоверность в рамках создания системы «Электронный бюджет». Помимо этого она обозначила ряд первоочередных задач казначейства на текущий год. В их числе ведение реестра участников и неучастников бюджетного процесса, работа над новой редакцией Бюджетного кодекса, активное участие в нормотворчестве и т. д. В целом первый заместитель министра финансов РФ отметила, что Федеральное казначейство является важной частью финансовой системы государства и одним из самых эффективных ведомств.

Награждение

В рамках расширенного заседания коллегии прошла церемония награждения ведомственными наградами и наградами Министерства финансов Российской Федерации.

Среди награжденных — наши постоянные авторы, члены редакционного и экспертного советов.

За заслуги в области финансово-экономической деятельности нагрудным знаком Министерства финансов Российской Федерации «Отличник финансовой работы» награждены:

Дубовик Антон Викторович — начальник Управления бюджетного учета и отчетности;

Камардина Юлия Викторовна — советник руководителя Федерального казначейства.

За высокое профессиональное мастерство, активную работу, а также значительный личный вклад в развитие казначейской системы Российской Федерации нагрудным знаком Федерального казначейства «За отличие» награждена Маклева Галина Ивановна — заместитель директора федерального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности Казначейства России».

Редакция журнала «Бюджетный учет» поздравляет награжденных. Желаем дальнейших успехов в профессиональной деятельности, претворения в жизнь всех запланированных проектов, удачи, здоровья и счастья!


Реклама