Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

На каком счете бухгалтерского учета учитываются инженерные сети: «Участок сети водопроводной», «Участок сети канализационной», «Участок сети электрической», «Участок сети тепловой», проходящие от центральной системы до корпусов зданий по территории учреждения? Как зарегистрировать право на недвижимое имущество на объект учета «Внутридворовой асфальт», если нет документов-оснований? Право оперативного управления не зарегистрировано. В настоящее время объект учитывается на счете 01.


Ответ: Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня объектов недвижимого имущества. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, объект недвижимости — это индивидуально определенная вещь с определенными техническими характеристиками.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса право на такие объекты, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Общероссийским Классификатором основных фондов (далее — Классификатор), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, а также постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» перечисленные в вопросе наружные инженерные сети отнесены к сооружениям и подлежат учету в соответствии с требованиями пункта 53 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), в составе основных средств учреждения на счете 0 101 03 000 «Соору­жения».

Вместе с тем далеко не все сооружения отвечают критерию прочной связи с землей. Причем даже залегание коммуникаций под землей или наличие железобетонных опор у линий (сетей) не всегда рассматривается судом как достаточный признак прочной связи сооружения с землей (смотрите, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2011 г. № 02АП-1382/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 г. № 20АП-1008/12).

Соответственно наружные инженерные сети, являющиеся самостоятельными объектами основных средств, в зависимости от их физических свойств и технического назначения могут учитываться на счете 0 101 33 000 «Сооружения — иное движимое имущество учреждения» или на счете 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения».

Отметим, что согласно Классификатору такие объекты (дорожки, площадки с различными видами покрытий и т. п.) относятся к основным средствам, которые, по мнению специалистов финансового ведомства, могут быть классифицированы как прочие сооружения, не включенные в другие группировки, и учитываться учреждением в составе основных средств на счете 0 101 03 000 «Сооружения» (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 9 июля 2014 г. № 02-06-10/33303).

В свою очередь устройство асфальтового покрытия на земельном участке само по себе не влечет возникновения самостоятельного объекта недвижимости. Как правило, если асфальтовое покрытие (замощение) является элементом благоустройства, по сути не изменяющим целевое предназначение земельного участка, и не связано с созданием объекта капитального строительства, суд отказывает в признании такого покрытия самостоятельным объектом недвижимости (смотрите, например, решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2006 г. № А33-16084/2006 и Арбитражного суда Еврейской автономной области от 13 декабря 2007 г. № А16-1094/2007-4; постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. № А33-11670/2006-Ф02-5647/06-С2 и ФАС Центрального округа от 13 ноября 2009 г. № А09-7061/2008 (Ф10-4917/09)).

Соответственно имеющееся на территории учреждения асфальтовое покрытие может быть отражено учреждением в качестве инвентарного объекта (элемент благоустройства территории) на счете 0 101 33 000 «Сооружения — иное движимое имущество учреждения» на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, с учетом положений, предусмотренных СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 25 сентября 1975 г. № 158; СНиП «Автомобильные дороги», утвержденными приказом Минрегионразвития России от 30 июня 2012 г. № 272, а также Инструкцией № 157н.

Отвечала А. ШЕРШНЕВА,
эксперт службы Правового
консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Можно ли принять командировочное удостоверение, если в отметках о прибытии и выбытии сотрудника в другом городе России стоит круглая печать полностью на иностранном языке?

Ответ: Напомним, после внесения постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1595 изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 (далее — Положение), оформление таких документов, как командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о выполненной работе в командировке, не являются обязательным при направлении работника в командировку.

Однако в законодательстве нет запрета на их оформление, поэтому работодатель вправе самостоятельно предусмотреть порядок и формы дополнительных документов при направлении работников в служебные командировки.

Вместе с тем неполное заполнение реквизитов командировочного удостоверения, в том числе в части реквизитов, указанных в оттисках печати в отметках о прибытии и выбытия работника из места командировки, в случае если его оформление предусмотрено локальным нормативным актом учреждения, не может рассматриваться органами финансового контроля в качестве нарушений.

Во-первых, не стоит забывать, что и положениями Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1, не установлено каких-либо специальных требований к оттиску печати, которой заверяются отметки о времени прибытия и выбытия командированного работника из места командировки.

Во-вторых, ранее специалисты Минфина России разъясняли, что факт нахождения в месте командировки в установленное время в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него, может быть подтвержден иными документами (см., например, письмо от 16 августа 2011 г. № 03-03-06/3/7).

В свою очередь, по мнению судебных инстанций, признанию расходов в целях налогообложения не мешает даже отсутствие печати в командировочном удостоверении (постановления ФАС Московского округа от 10 февраля 2011 г. № КА-А40/18048-10, ФАС УО от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9149/08-С3, ФАС СЗО от 21 ноября 2006 г. № А05-2791/2006-9). При этом отсутствие оттиска печати в документах влечет негативные последствия для организации, как правило, в тех случаях, когда имеются какие-либо другие недостатки в их оформлении, которые в целом дают основание для вывода о недоказанности реального характера осуществляемых хозяйственных операций (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2011 г. № 14АП-2111/11).

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что наличие в командировочном удостоверении оттиска печати на иностранном языке не является основанием для отказа в его приеме при наличии других документов, подтверждающих факт и период пребывания работника в месте командирования.

Отвечала О. МОНАКО,
эксперт службы Правового
консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), аудитор

Казенное учреждение заключает договор на оказание юридических услуг со сторонней организацией для участия в судебном процессе. Договор на оказанные юридические услуги оплачен полностью за счет бюджетных средств (КОСГУ 226). Возможно ли казенному учреждению получить с ответчика возмещение судебных расходов на основании вынесенного судебного решения с зачислением денежных средств на его лицевой счет в качестве восстановления кассовых расходов, понесенных в рамках исполнения заключенного договора?

Ответ: Возможность возмещения судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принят судебный акт, предусмотрена положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ).

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. К судебным издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) (ст. 106 АПК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Исходя из этой нормы, возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы. Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (п. 3 информационного письма ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 121).

Положения действующего бюджетного законодательства пре­дусматривают возможность учета суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата. Соответствующие нормы, как правило, предусматриваются правовыми актами, определяющими порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов (см., например, п. 2.5.4 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н).

Под «восстановлением кассовой выплаты» безусловно понимаются все операции по возврату денежных средств контрагентом, перед которым возникло соответствующее бюджетное (денежное) обязательство и которому ранее казенным учреждением были перечислены (уплачены) денежные средства. Иное, более широкое толкование понятия «восстановление кассовой выплаты» может стать предметом разногласий между специалистами казенного учреждения и органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Кроме того, следует понимать, что при получении казенным учреждением средств в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя (на оплату юридических услуг) от иного лица, участвовавшего в судебном процессе, нет оснований для увеличения остатка неисполненного бюджетного обязательства, подлежащего исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.

Напомним также, что согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.

В целях организации бухгалтерского учета в организациях госсектора «доходами», как правило, признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению имущества субъекта учета. Именно поэтому в Указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), для сумм компенсации затрат государства и компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, сумм принудительного изъятия предусмотрены доходные коды КОСГУ — 130 и 140 соответственно.

Таким образом, под «восстановлением кассовой выплаты», как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора — денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года (см., в частности, ст. 242 БК РФ).

Соответственно средства, полученные казенным учреждением в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя (на оплату юридических услуг) от иного лица, участвовавшего в судебном процессе, подлежат зачислению в доход бюджета.

Отвечала О. МОНАКО,
эксперт службы Правового
консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), аудитор

Ситуация 1. Каким образом отразить в бюджетном учете и отчетности органа исполнительной власти судебное решение о зачете стоимости выполненного капитального ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны?
Ситуация 2. Органом исполнительной власти проведен зачет стоимости выполненного ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны. Каким образом отразить в бюджетном учете и отчетности об исполнении бюджета данную операцию?

Ответ: Ситуация 1. Несмотря на то что бюджетное законодательство предусматривает исполнение бюджета в денежном выражении (ст. 218, 219 БК РФ), в ситуации, когда основанием для зачета стоимости выполненного капитального ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны является судебное решение, отражение неденежных расчетов в бюджетном учете и бюджетной отчетности получателя бюджетных средств неизбежно.

Порядок отражения в бюджетной отчетности операций, осуществляемых без движения денежных средств, положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), не урегулирован.

Единственным прямым указанием на возможность осуществления подобных расчетов является наличие графы 7 в разделах «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета», а также графы 8 в разделе «Расходы бюджета» в Отчете (ф. 0503127), в которых согласно положениям абзацев 1, 5 пункта 60, абзацев 1, 5 пункта 61, абзацев 1, 5 пункта 62 Инструкции № 191н подлежат отражению показатели некассового исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета соответственно. Вместе с тем в Инструкции № 191н не указан источник данных для отражения показателей исполнения бюджета некассовым способом в соответствующих разделах Отчета (ф. 0503127).

Порядок отражения показателей исполнения принятых бюджетных обязательств по некассовым операциям в Отчете (ф. 0503128) Инструкцией № 191н не предусмотрен. В свою очередь отражение показателей исполнения бюджета по расходам некассовым способом исключительно в Отчете (ф. 0503127) не отвечает требованиям пункта 73 Инструкции № 191н.

В настоящее время Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), не содержит корреспонденции счетов для отражения некассовых операций в случае уменьшения расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом. Однако с учетом планируемых изменений (подп. «и» п. 3.40 проекта приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 25.09.2014 г.)) операции по зачету стоимости выполненного капитального ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны на основании судебного решения могут быть отражены в бюджетном учете органа исполнительной власти по дебету счета КДБ 1 205 21 560 и кредиту счета КРБ 1 302 25 730.

Таким образом, операции по зачету стоимости выполненного капитального ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны на основании судебного решения могут быть отражены:

  • в бюджетном учете с применением указанной выше корреспонденции (по согласованию с финансовым или иным уполномоченным органом в порядке, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 Инструкции № 162н);
  • в бюджетной отчетности в графе 7 раздела «Доходы бюджета» и графе 8 раздела «Расходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) по соответствующим кодам доходов и расходов бюджета.

Бюджетное и денежное обязательство по оплате стоимости кап­ремонта должно быть поставлено на учет и отражено в Отчете (ф. 0503128) в порядке, общеустановленном для учета обязательств по оплате судебных решений. А вот отражение его некассового исполнения в графе 10 Отчета (ф. 0503128) необходимо согласовать с финансовым органом. Менее корректным, но возможным в данном случае решением может стать согласование с финансовым органом возможности несоблюдения в данном случае требований пункта 73 Инструкции № 191н по сопоставимости показателей граф 4, 5 и 10 Отчета (ф. 0503128) показателям граф 4, 5 и 9 Отчета (ф. 0503127).

Ситуация 2. Арендная плата может быть установлена, в частности, в виде выполнения арендатором определенных работ (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Положения Гражданского кодекса не запрещают предусматривать в договорах, предметом которых является выполнение работ, условия о том, что выполненные работы оплачиваются не деньгами, а иным встречным предоставлением (см., в частности, п. 1 ст. 423 ГК РФ). Предусматривает Гражданский кодекс и возможность прекращения встречных денежных обязательств зачетом (ст. 410 ГК РФ).

Вместе с тем заключение договора на указанных условиях сопряжено для получателя бюджетных средств с существенными рисками возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Во-первых, получатели бюджетных средств обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ (см. п. 5, 6 ст. 3 Закона № 44‑ФЗ, а также п. 1 ст. 72, ст. 161 БК РФ)).

Описанный в запросе договор предусматривает выполнение для органа власти, являющегося заказчиком, работ по ремонту. При этом в качестве встречного предоставления (п. 1 ст. 423 ГК РФ) осуществляется не оплата денежными средствами, а предоставление в аренду имущества казны.

По смыслу положений Закона № 44‑ФЗ и Гражданского кодекса, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (парагр. 3, 4 и парагр. 7 гл. 30, гл. 37, 38, гл. 39 ГК РФ, гл. 34 ГК РФ и прочие), под действие Закона № 44‑ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме, и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с законом.

Поэтому в рассматриваемой ситуации закупка органом власти работ по ремонту должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ. В таком случае, даже если закупка указанных работ осуществляется без проведения конкурентных процедур, заказчику необходимо внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов (если закупка не предусмотрена планом-графиком), определить цену контракта в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44‑ФЗ посредством применения методов, указанных в данной статье, обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ) и разместить такой отчет в Единой информационной системе.

Исполнение указанного контракта также должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ. Контракт, заключенный без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44‑ФЗ, может быть признан недействительным.

Помимо соблюдения требований Закона № 44‑ФЗ для заключения контракта получателю бюджетных средств необходимо наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду классификации расходов бюджета (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом указанное направление расходов должно быть пре­дусмотрено бюджетной сметой (п. 2 ст. 221 БК РФ).

Во-вторых, бюджетное законодательство предусматривает исполнение бюджета в денежном выражении (ст. 218, 219 БК РФ). Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или соответствующем финансовом органе (ст. 220.1 БК РФ).

Основываясь на приведенных выше и иных нормах действующего законодательства, специалисты Минфина России указывают: получатели бюджетных средств при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе, за исключением случаев, когда законом установлено иное, пре­дусматривать исполнение денежных обязательств, возникающих у сторон договоров (контрактов), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств1.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются доходами соответствующего бюджета и подлежат перечислению в надлежащий бюджет.

Операции по зачету стоимости выполненного ремонта в счет уплаты арендных платежей за арендуемое государственное имущество казны могут быть отражены в бюджетном учете и бюджетной отчетности в том же порядке, что и в ситуации 1.

Отвечала А. ШЕРШНЕВА,
эксперт службы Правового
консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Казенное учреждение намерено продать неисключительные права на использование программы. Как это отразить в бюджетном учете?

Ответ: 1. Исключительное право на программу для ЭВМ может принадлежать организации госсектора. При этом в учете этой организации на счете 102 00 «Нематериальные активы» учитывается стоимость такого актива (п. 56 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К объектам гражданских прав относится имущество, в том числе имущественные права (ст. 128 ГК РФ).

Соответственно если исключительное право на программу для ЭВМ принадлежит организации госсектора, то доходы по лицензионному договору от предоставления права использования программы обоснованно могут быть отнесены на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ.

При ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о наличии имущества, его использовании, о принятых обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах с учетом существенности фактов хозяйственной жизни (п. 3, 4 Инструкции № 157н). Поэтому, руководствуясь пунктом 332 Инструкции № 157н, организация госсектора может предусмотреть в своей учетной политике положение, согласно которому предоставленные лицензии учитываются обособленно на специальном забалансовом счете (например, на счете 31 «Предоставленные лицензии»).

Учитывая изложенное, а также применяя положения пунктов 78, 120 Инструкции № 162н, организация госсектора в рассматриваемой ситуации может применять следующие корреспонденции счетов бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Кредит КДБ 1 401 10 120
«Доходы от собственности»
— начислены доходы по лицензионному договору от предоставления права использования программы с увеличением по забалансовому счету, предусмотренному учетной политикой (например, по счету 31 «Предоставленные лицензии»).

2. Организации госсектора может принадлежать неисключительная лицензия на программный продукт. В этом случае согласно пунктам 66, 333 Инструкции № 157н нематериальный актив, полученный в пользование организацией (лицензиатом), подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Согласно гражданскому законодательству право пользования программным обеспечением может быть передано иной организации на основании сублицензионного договора, если это не противоречит условиям лицензионного договора (договора присоединения). Продолжая учитывать стоимость действующей неисключительной лицензии на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», организация госсектора может осуществлять учет заключенных сублицензионных договоров на специальном забалансовом счете.

Доходы от предоставления права пользования программой, исключительные права на которую не принадлежат организации госсектора, по нашему мнению, могут быть квалифицированы в качестве компенсации расходов государства (учреждения) и отнесены на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (см. Указания № 65н). Соответственно начисление таких доходов может быть отражено по дебету счета 1 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

3. Обычно доходы организации госсектора по лицензионному (сублицензионному) договору относятся более чем к одному отчетному периоду. При этом договором может быть предусмотрено разовое (паушальное) вознаграждение. В такой ситуации, очевидно, доходы должны учитываться в составе доходов будущих периодов. В соответствии с пунктом 301 Инструкции № 157н доходы будущих периодов учитываются на счете 401 40 «Доходы будущих периодов». По кредиту этого счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.

Таким образом, и в случае наличия у организации госсектора исключительных прав на программу, и в случае наличия у нее только неисключительной лицензии доходы, относящиеся более чем к одному отчетному периоду, должны относиться в дебет счетов 1 401 40 120 и 1 401 40 130 соответственно.

4. Любые доходы получателя бюджетных средств (казенного учреждения) подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п. 2, 3, 11 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). При этом согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному статьей 35 Бюджетного кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Таким образом, при получении получателями бюджетных средств (казенными учреждениями) каких-либо доходов и перечислении соответствующих сумм в бюджет уполномоченные органы могут, но не обязаны доводить таким организациям дополнительные лимиты бюджетных обязательств (см., в частности, письма Минфина России от 16 мая 2012 г. № 02-03-09/1740, от 7 ноября 2012 г. № 02-13-06/4672, от 12 ноября 2012 г. № 02-13-11/4717).

Отвечала О. МОНАКО,
эксперт службы Правового
консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), аудитор

В бюджетном учреждении имеется пожарная сигнализация, не учтенная на балансе. Произведен монтаж оборудования (оборудование исполнителя) для вывода радиосигнала о срабатывании АПС на центральный пульт. Какими проводками отразить расходы на монтаж в учете бюджетного учреждения?

Ответ: В соответствии с Инструкцией № 174н операция учета расходов на монтаж оборудования (оборудование исполнителя) для вывода на центральный пульт радиосигнала о срабатывании пожарной сигнализации, не учтенной на балансе, отражается записями:

Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приняты к учету расходы на монтаж оборудования;

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены услуги на монтаж оборудования с одновременным отражением по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

На основании каких документов осуществляется списание строительных материалов (краска, обои, клей и т. д.), использованных на текущий ремонт собственными силами?

Ответ: В соответствии с пунктом 114 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по применению планов счетов.

В соответствии с пунктами 24, 25 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), пунктами 35, 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), пунктами 35, 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, выдача и списание материалов производятся на основании следующих документов:

  • Требование-накладная (ф. 0315006);
  • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • иной первичный учетный документ, подтверждающий движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности учреждением, утвержденный в рамках сформированной учетной политики.

В случае если ремонтные работы совершаются силами самого учреждения, передача материалов от подотчетного лица лицу, которое будет производить ремонтные работы, оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Списание израсходованных строительных материалов оформляется актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, и утверждается руководителем. Учет операций по выбытию и перемещению строительных материалов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Подтверждение объема фактически выполненных работ осуществляется на основании акта на выполненные работы, оформленного по форме, утвержденной учетной политикой учреждения, и содержащего все обязательные реквизиты в соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 7 Инструкции № 157н. Такой акт может прилагаться к акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Обратите внимание, что использование на текущий ремонт собственными силами строительных материалов обосновывается сметой учреждения на выполнение ремонтных работ в соответствии с дефектной ведомостью.

Отвечала А. А. Комлева,
шеф-редактор журнала
«Бюджетный учет»,
действительный государственный советник 2 класса

Казенным учреждением по факту постановления по нарушению ПДД проведено служебное расследование, и виновным лицом внесены денежные средства на оплату штрафа в кассу, далее денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения на основании Объявления на взнос наличными и платежным поручением перечислены с назначением платежа «Оплата штрафа». Какими бухгалтерскими записями отразить указанные операции?

Ответ: В учете учреждения записи по внесению виновным лицом штрафа за совершенное ДТП, с дальнейшим внесением на лицевой счет учреждения и перечислением в оплату штрафа, будут следующими:

Дебет 1 209 30 560
«Увеличение расчетов по компенсации затрат государства»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— отражена сумма вносимого водителем штрафа;

Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 209 30 660
«Уменьшение расчетов по компенсации затрат государства»
— денежные средства внесены водителем в кассу учреждения;

Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесены на лицевой счет денежные средства из кассы учреждения;

Дебет 1 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— зачислены денежные средства;

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачен штраф за нарушение ПДД.

Отвечала О. Б. Воробьева,
аудитор

Подскажите, пожалуйста, нужно ли отражать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» ноутбуки, мобильные телефоны, принтеры, выданные материально ответственным лицом учреждения в пользование сотрудникам учреждения? И как это отразить бухгалтерскими записями? С сотрудниками, получившими это имущество, договора индивидуальной материальной ответственности не заключались.

Ответ: Приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» введен забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Счет предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

По нашему мнению, обязанности вести учет основных средств на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» возникает у учреждения по принятию сформированной учетной политики, в составе которой утвержден Рабочий план счетов, включающий в себя как балансовые счета учета, так и забалансовые.

При передаче основных средств в личное пользование работника необходимо оформить внутреннее перемещение объектов и отразить его бухгалтерской записью:

Дебет 0 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
— отражено внутренне перемещение основных средств.

Отвечала С. Н. Иванцова,
консультант

Может ли созданное бюджетное учреждение для хозяйственного обслуживания школ заключить контракт энергоснабжения для всех обслуживаемых школ от своего имени, если имеются соглашения с этими школами? Законно ли это? Какие ссылки на НПА имеются?

Ответ: Требования к порядку заключения договоров (контрактов), в которых бюджетные учреждения выступают в роли заказчиков, определены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ). Способы закупок бюджетными учреждениями определены главой 3 Закона № 44‑ФЗ, где частью 5 статьи 24 заказчик выбирает способ определения поставщика. Размещение заказа происходит путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Совместные конкурсы (аукционы), установленные статьей 25, могут проводиться двумя или несколькими заказчиками, закупая одни и те же товары, работы, услуги. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган (учреждение) в случае наделения его полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44‑ФЗ либо один из заказчиков, если другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом и настоящим законом, но контракт с победителем либо победителями заключает каждый заказчик. Отметим, согласно части 1 статьи 26 Закона № 44‑ФЗ уполномоченные органы (учреждения) осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов (учреждений) или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы (учреждения) полномочия на обоснование закупок, установление условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов». Таким образом, бюджетное учреждение, осуществляющее обслуживание учебных заведений, не имеет права заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии от своего имени, а соглашение сторон может заключаться только для проведения совместных торгов от имени заказчика.

Отвечала Л. А. Емельянова,
консультант

Подскажите, пожалуйста, доходы в виде пени за обучение являются доходом бюджетного учреждения?

Ответ: В силу норм Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предоставляя образовательные услуги, учебное заведение заключает договор, в котором указывается сумма договора и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства с той или иной стороны отражается неустойка (пени).

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, пени являются доходами образовательного учреждения.

Отвечала Л. А. Лаптева,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

В 2014 году были внесены изменения в статью 168 Трудового кодекса, постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление № 729), постановление Правительства от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее — Постановление № 749) в части размеров возмещаемых командировочных расходов. Просим пояснить, как на практике применить постановление № 729 в части оплаты командировочных сверх норм? Какими документами можно обосновать экономию плана финансово-хозяйственной деятельности в автономном учреждении? Нужно ли менять (вносить изменения) в коллективный договор и другие локальные нормативные акты, которыми были установлены размеры командировочных расходов в автономном учреждении?

Ответ: Предоставление субсидий автономному учреждению с установлением порядка определения объемов и условий регламентируется статьей 78.1 Бюджетного кодекса. В соответствии с Бюджетным кодексом, Законом от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях», заключенными соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидий автономное учреждение вправе самостоятельно расходовать субсидии, соблюдая целевой характер расходования средств. Основной целью направления средств субсидии должно являться своевременное и качественное предоставление муниципальной услуги. Направления расходования средств содержатся в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ПФХД). Фактическое расходование средств должно осуществляться в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда, заключенными договорами на выполнение работ (оказание услуг) и документами, подтверждающими возникновение обязательств, денежных обязательств учреждения (актов выполненных работ, накладных, счетов-фактур).

В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения задания и всех запланированных обязательств (например, экономия в результате проведенных конкурсных процедур), автономное учреждение может внести изменения в ПФХД).

Все командировочные расходы учреждением возмещаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в порядке и размерах, которые определены коллективным договором или локальным нормативным актом согласно Постановлению № 749, посвященному особенностям направления работников в служебные командировки учреждений и организаций всех форм собственности.

При разработке локального акта следует руководствоваться пунктом 1 Постановления № 729. Необходимо отметить, что в силу пункта 3 Постановления № 729 расходы превышающие размеры, установленные пунктом 1 данного документа, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, бюджетные учреждения вправе превышать установленные нормы с разрешения или ведома руководителя учреждения на основании установленных норм, закрепленных в локальном акте (например, Положении о командировках).

Основным документом при оформлении служебной командировки является приказ. В документе указывается полное наименование учреждения, данные работника, его должность, структурное подразделение, место назначения, срок и цель служебной поездки. Приказ о направлении в командировку должен быть подписан руководителем учреждения (иным уполномоченным лицом), а работник должен быть ознакомлен с ним под роспись (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Согласно пункту 26 Постановления № 749 работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней авансовый отчет (ф. 0504049) об израсходованных в служебной командировке суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой. Таким образом, вышеперечисленные документы дают возможность бухгалтеру принять командировочные расходы по норме и сверх нормы к учету на основании утвержденных локальным актом учреждения норм.

Отвечала
А. Л. Станиславская,
методолог

Если студент из категории детей-сирот до поступления в колледж состоял на учете на бирже труда, полагаются ли ему единовременные выплаты, единовременная компенсация взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря при выпуске из колледжа?

Ответ: Согласно пункту 8 статьи 6 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускникам государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается единовременное денежное пособие, а также обеспечение указанных лиц одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (которое может быть заменено денежной компенсацией). Таким образом, выплата дополнительной гарантии распространяется только на выпускников образовательного учреждения, и закон не препятствует мерам государственной поддержки на основании правовых актов, регламентирующих порядок социальной защиты студентов.

Отвечала Л. А. Лаптева,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Учреждением здравоохранения была выплачена заработная плата всем сотрудникам за счет средств ОМС (Лицевой счет 1). Как выяснилось позднее, части сотрудников заработную плату нужно было оплатить за счет субсидий (Лицевой счет 2). Осуществлено восстановление заимствования с одного счета на другой. Как отразить в бухгалтерском учете данное восстановление заимствования?

Ответ: В бухгалтерском учете данные операции можно отразить через счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Порядок оформления таких операций регламентирован пунктом 111.1 Инструкции № 162н, пунктами 146, 147 Инструкции № 174н и пунктами 174, 175 Инструкции № 183н.

Операции следует отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата сотрудникам;

Дебет 4 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 4 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ с начисленной заработной платы сотрудников;

Дебет 4 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 303 02 730, 4 303 06 730, 4 303 07 730, 4 303 10 730, 4 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
— начислены страховые взносы с начисленной заработной платы сотрудников;

Дебет 4 302 11 830, 4 303 01 830, 4 303 02 830, 4 303 06 830, 4 303 07 830, 4 303 10 830, 4 303 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате», «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— отражена кредиторская задолженность в сумме средств, выделенных на выполнение государственного задания (за счет субвенций);

Дебет 7 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
— выдана заработная плата за счет средств ОМС;

Дебет 7 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
— перечислены в бюджет страховые взносы за счет средств ОМС;

Дебет 7 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
— перечислен НДФЛ в бюджет за счет средств ОМС;

Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
Кредит 4 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление субсидий на лицевой счет, открытый в органе казначейства;

Дебет 4 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислен доход в сумме субсидии;

Дебет 4 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
— исполнено денежное обязательство за счет поступивших субсидий;

Дебет 7 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
Кредит 7 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— уменьшена дебиторская задолженность по средствам, полученным от ОМС.

Отвечала Л. А. Емельянова,
консультант

1 См. также: Вопрос: Финансовый орган субъекта РФ просит разъяснить возможность проведения некассовых операций в виде прекращения обязательства путем зачета встречного однородного требования между бюджетным учреждением и хозяйствующими субъектами в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса. Данный вопрос становится актуальным в связи с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов (журнал «Бюджетный учет» № 5/2010. С. 66).



Реклама