Авансовые платежи: правила осуществления

В 2015 году авансовые платежи получателей средств федерального бюджета регулируются пунктом 29 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период до 2016 и 2017 годов» (далее — Постановление № 1563). Рассмотрим основные рабочие моменты, на которые следует обратить внимание.

Получатели средств федерального бюджета

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 29 Постановления № 1563 получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапами), в объеме произведенных платежей.

Поясним указанную норму. Получатель средств федерального бюджета (заказчик) осуществляет платеж, следующий за авансовым, в рамках исполнения денежных обязательств по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг только после получения от поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров (работ, услуг) на сумму произведенных авансовых платежей. При этом получатель средств федерального бюджета вправе осуществить окончательную оплату в рамках указанного договора (государственного контракта) только после исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг в полном объеме.

Проще говоря, получатель средств федерального бюджета не вправе повторно заплатить аванс по одному и тому же договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, если условиями такого договора (государственного контракта) предусматривается поэтапная поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) с авансированием каждого этапа. В этом случае получатель средств федерального бюджета производит последующую оплату денежных обязательств по договору (государственному контракту) по факту осуществления (завершения) этапа поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. При этом сумма авансового платежа по каждому этапу не должна превышать 30 процентов суммы оплаты этапа договора (государственного контракта), а общая сумма авансирования по всем этапам такого договора (государственного контракта) не должна превышать 30 процентов суммы договора (государственного контракта).

Обратите внимание: в соответствии с пунктом 21 Постановления № 1563 положения, установленные пунктом 29 этого же постановления, не применяются в отношении договоров (государственных контрактов), заключенных при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт), либо приглашения принять участие в таких закупках направлены до дня вступления в силу Постановления № 1563, то есть до 1 января 2015 года. Положения пункта 29 Постановления № 1563 не применяются в отношении договоров (государственных контрактов), заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если извещение о закупке размещено на официальном сайте до 1 января 2015 года.

При выполнении условий, указанных выше, в отношении авансовых платежей продолжают действовать нормы, установленные пунктом 22 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — Постановление № 1213).

Пример

В договорах (государственных контрактах) на оказание услуг связи (в том числе на оказание услуг почтовой связи), о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях и в других, определенных вторым абзацем подпункта «а» пункта 22 Постановления № 1213, авансовые платежи можно предусматривать в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта). Условие: извещения об осуществлении закупок в целях заключения указанных договоров (государственных контрактов) должны быть размещены на официальном сайте, либо приглашения принять участие в данных закупках направлены до 1 января 2015 года.

Положениями подпункта «а» пункта 29 Постановления № 1563 предусмотрено еще одно исключение из установленного данным пунктом ограничения на размер авансовых платежей в отношении договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения.

Таким образом, в 2015 году при заключении договора (государственного контракта) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) или его этапа, если по указанному договору (государственному контракту) либо этапу его исполнения предусмотрена продолжительность выполнения не более одного месяца.

Получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ

Пунктом 29 Постановления № 1563 установлены предельные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета могут предусматривать при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Поскольку в соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса органы управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и их территориальные органы являются получателями средств бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, а не федерального бюджета, нормы пункта 29 Постановления № 1563 на них не распространяются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) органы управления государственным внебюджетным фондом относятся к заказчикам, действующим от имени Российской Федерации, уполномоченным принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени Российской Федерации, и осуществляющим закупки.

Согласно статье 21 Закона № 44?ФЗ заказчики осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с планом-графиком, который должен содержать в том числе перечень закупок, а также информацию о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

В соответствии с положениями статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, в том числе санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляется в порядке, установленном соответствующим органом управления государственного внебюджетного фонда.

Исходя из принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса, органу управления государственного внебюджетного фонда в указанном порядке нужно предусмотреть нормы, устанавливающие ограничения авансовых платежей, которые вправе пре­дусматривать получатели средств бюджета государственного внебюджетного фонда.

Иные положения

Рассмотрим положения федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства РФ, положениями которых установлен иной порядок осуществления авансовых платежей получателями средств федерального бюджета, на примере исполнения обязательств по договорам (государственным контрактам) на оплату коммунальных услуг.

Положениями пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, предусмотрено право потребителя, являющегося получателем средств федерального бюджета, осуществлять оплату электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику в следующем порядке:

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором было превышение.

Таким образом, если предварительная оплата, произведенная получателями средств федерального бюджета в соответствии с условиями договора (государственного контракта) электроснабжения в декабре текущего финансового года превысит стоимость фактически потребленной за этот месяц электроэнергии, излишне уплаченная сумма рассматривается как авансовый платеж за январь очередного финансового года. Получатель средств федерального бюджета проводит расходы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, что не является нарушением бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 5 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294, и пункта 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808, которые устанавливают возможность осуществлять авансовые платежи соответственно за потребление природного газа и тепловой энергии (мощности), указанные правила не применяются в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и казенных учреждений. Для них установлен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.

Кроме того, размер платы за коммунальные услуги для данных учреждений рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Аналогичную норму содержит часть 2 статьи 13 Закона от 23 ноября 2009 г. № 261?ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ей расчеты за энергетические ресурсы нужно осуществлять на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, то есть на основании данных за фактически оказанные услуги (потребленные ресурсы).

Учитывая изложенное, при заключении договоров (государственных контрактов), предметом которых является предоставление потребителям, являющимся получателями средств федерального бюджета, услуг по тепло-, водо-, газоснабжению и водоотведению, в 2015 году данные потребители не вправе предусматривать и осуществлять авансовые платежи в соответствии с подпунктом «а» пункта 29 Постановления № 1563.

Договор строительного подряда, заключаемый получателем средств федерального бюджета

Положениями подпункта «б» пункта 29 Постановления № 1563 установлено право получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — договор строительного подряда), если иное не установлено законодательством Российской Федерации:

  • на сумму, не превышающую 600 млн рублей, — до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;
  • на сумму, превышающую 600 млн рублей, — до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы договора (государственного контракта)).

В отличие от требований, установленных подпунктом «а» пункта 29 Постановления № 1563 в отношении заключаемых получателями средств федерального бюджета договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подпункт «б» пункта 29 Постановления № 1563 не содержит положений, предусматривающих необходимость подтверждения выполнения преду­смотренных договором строительного подряда работ, сумма которого не превышает 600 млн рублей, в объеме авансового платежа, произведенного заказчиком в текущем финансовом году, для осуществления последующей оплаты.

Вместе с тем требования к порядку оплаты выполненных подрядчиком работ по договору строительного подряда регламентированы положениями статей 711 и 746 Гражданского кодекса. В соответствии с ними оплата таких работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Этим же документом может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

Если договором строительного подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что она выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо досрочно (с согласия заказчика).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 766 Гражданского кодекса, согласно которым государственный контракт должен содержать условия о размере и порядке оплаты работ, во избежание образования у получателя бюджетных средств кредиторской задолженности на конец финансового года, целесообразно при заключении договора строительного подряда на сумму, не превышающую 600 млн рублей, предусматривать порядок последующих расчетов по контракту. В том числе зачет суммы авансового платежа в оплату стоимости выполненных работ (единовременно, например, при окончательном расчете, или частями — в процессе промежуточных платежей), подтвержденных в установленном порядке.

Федеральное бюджетное учреждение

На основании положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса источником финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения по оказанию государственных услуг (выполнению работ) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания, а также на иные цели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44?ФЗ бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями этого закона, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 21 Закона № 44?ФЗ заказчики осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с планом-графиком, который должен содержать в том числе перечень закупок, а также информацию о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные, производят расчеты с контрагентами за приобретенные продукцию и товары, имущественные права, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. При этом в соответствии с положениями статей 487 и 711 Гражданского кодекса допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю.

Следует учитывать, что в соответствии с положениями статей 37 и 96 Закона № 44?ФЗ государственный (муниципальный) контракт, предусматривающий выплату аванса, может быть заключен в случае, если размер аванса, указанный в контракте, не менее размера финансового обеспечения исполнения (залога или банковской гарантии), предоставленного участником закупки по такому контракту.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих право федерального бюджетного учреждения предусматривать авансовые платежи, в том числе размеры и сроки их оплаты, при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащих оплате за счет средств, полученных из федерального бюджета, а также за счет средств от оказания федеральным бюджетным учреждением платных услуг (выполнения работ), указанные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по таким договорам исходя из обоснованных сроков поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом нельзя допускать образования кредиторской задолженности на конец отчетного финансового года.

Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета в части авансовых платежей

В соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее — Порядок № 98н), санкционирование расходов получателей средств федерального бюджета осуществляется уже на этапе постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетных обязательств, вытекающих из договоров (государственных контрактов), иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или возникших в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с Порядком № 98н в целях постановки на учет бюджетного обязательства, возникающего в том числе из договора (государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора строительного подряда (далее соответственно — бюджетное обязательство, документ-основание), получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее — Сведения об обязательстве).

Согласно требованиям Порядка № 98н Сведения об обязательстве проверяются уполномоченным работником органа Федерального казначейства в течение двух рабочих дней после дня их представления. В Сведениях об обязательстве должна содержаться информация о возможности осуществления получателем средств федерального бюджета авансового платежа и расчет авансового платежа (процент или общая сумма), если условиями документа-основания предусмотрен авансовый платеж. Указанная информация должна соответствовать документу-основанию в части информации, указанной в графе 9 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве.

В Сведениях об обязательстве получателем средств федерального бюджета указывается процент авансового платежа, установленный документом-основанием или исчисленный от общей суммы бюджетного обязательства. При этом размер авансового платежа указывается в процентах от общей суммы бюджетного обязательства, указанной в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа-основания».

При нарушении требований Порядка № 98н, указанных выше, орган Федерального казначейства отказывает получателю средств федерального бюджета в приеме и постановке на учет Сведений об обязательстве, регистрирует представленные Сведения об обязательстве в Журнале регистрации неисполненных документов (код по КФД 0531804) в установленном порядке и не позднее двух рабочих дней после дня представления Сведений об обязательстве в орган Федерального казначейства направляет получателю средств федерального бюджета Протокол (код по КФД 0531805) с указанием причины возврата.

При постановке на учет бюджетных обязательств орган Федерального казначейства не осуществляет проверку на непревышение размера авансового платежа, указанного получателем средств федерального бюджета в Сведениях об обязательстве, над предельным размером авансового платежа, установленным законодательством.

Такая проверка проводится, когда в целях осуществления оплаты денежных обязательств по документу-основанию получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания платежный документ на оплату аванса.

Ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством к размеру авансового платежа при заключении указанного документа-основания, несет получатель средств федерального бюджета.

В соответствии с положениями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок № 87н), при установлении факта превышения размера авансового платежа в Сведениях об обязательстве над предельным размером авансового платежа, установленным законодательством Российской Федерации, орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после отражения операции по перечислению аванса поставщику (исполнителю, подрядчику) на соответствующем лицевом счете доводит информацию о данных нарушениях до получателя средств федерального бюджета путем направления в его адрес Уведомления о нарушении установленных предельных размеров авансового платежа (код формы по КФД 0504713).

Кроме того, орган Федерального казначейства обеспечивает доведение указанной информации до главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится допустивший нарушение получатель средств федерального бюджета, не позднее десяти рабочих дней после отражения операций, вызвавших указанные нарушения, на соответствующем лицевом счете.

В соответствии с положениями Порядка № 87н согласно указанному в платежном документе на оплату аванса номеру ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета осуществляется проверка соответствия информации, указанной в платежном документе, в том числе на непревышение размера текущего авансового платежа с учетом ранее осуществленных авансовых платежей над суммой авансового платежа по бюджетному обязательству. Она указана в графе 10 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве. Если сумма авансового платежа в платежном документе оказалась больше суммы авансового платежа в Сведениях об обязательстве с учетом ранее осуществленных авансовых платежей получателем средств федерального бюджета, орган Федерального казначейства регистрирует представленный платежный документ в Журнале и отказывает получателю средств федерального бюджета в приеме платежного документа не позднее рабочего дня, следующего за днем его представления, с указанием в прилагаемом Протоколе причины возврата в установленном порядке.


Реклама