Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Просим разъяснить порядок отражения в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (далее — Отчет ф. 0503128) доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО), предназначенных для ведения расчетов в иностранной валюте.


Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по принятым бюджетным обязательствам в иностранных валютах установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 255 Инструкции № 157н учет операций по принятым обязательствам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте. При этом указанным пунктом Инструкции № 157н предусмотрена переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах, которая осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета). Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (счет 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»).

На основании результатов переоценки задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах в бухгалтерском учете необходимо, по нашему мнению, отразить изменения на сумму произведенной переоценки денежных обязательств по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» и счета 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год». При этом увеличение показателей по указанным счетам отражается со знаком «плюс», уменьшение — со знаком «минус».

Указанные операции в бюджетном учете отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 502 11 000

«Принятые обязательства текущего финансового года»

Кредит 1 502 12 000

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года»

— отражение переоценки принятых денежных обязательств в иностранной валюте;

Дебет 1 501 13 000

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года»

Кредит 1 502 11 000

«Принятые обязательства текущего года»

— отражение переоценки принятых бюджетных обязательств в иностранной валюте.

Обратите внимание!

Образовавшаяся разница между полученными лимитами бюджетных обязательств в рублевом эквиваленте и соответственно принятыми бюджетными обязательствами (денежными обязательствами) в иностранной валюте в случае превышения показателей принятых обязательств над суммой полученных лимитов в результате переоценки валютных обязательств отражается в форме 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» в разделе 3 «Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок заполнения в отчете главного распорядителя как получателя бюджетных средств графы 4 «Доведенные бюджетные данные» раздела «Расходы» формы 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» (далее — Отчет).

В соответствии с пунктами 132 и 146 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), суммы лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, переданных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств подведомственным ему распорядителям, получателям бюджетных средств (внесенных изменений), отражается соответственно по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к расределению», счета 0 503 02 000 «Бюджетные ассигнования к распределению» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».

В то же время суммы распределенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств себе, как получателю бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к расределению» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в графу 4 раздела «Расходы» Отчета кроме информации о суммах, доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств подведомственным ему распорядителям, получателям бюджетных средств (внесенных изменений) в установленном порядке бюджетных данных на основании показателей соответствующих аналитических счетов счета 0 503 04 000 «Переданные бюджетные ассигнования», счета 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», необходимо включить информацию о суммах переданных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств себе, как получателю бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к расределению», 0 503 02 000 «Бюджетные ассигнования к распределению».

При этом указанный порядок заполнения графы 4 раздела «Расходы» Отчета приведен в приложении 3 к письму Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 02-07-07/19181.

Необходимые изменения по заполнению графы 4 раздела «Расходы» Отчета предусмотрены в проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете объектов недвижимого имущества до момента возникновения на них права оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Статьей 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122‑ФЗ) установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 122‑ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.

При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, предприятий как имущественных комплексов, а также иного движимого имущества в соответствии с иным законодательством Российской Федерации, возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).

Вместе с тем отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

В то же время в соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции № 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.

Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по нашему мнению, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Обратите внимание, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности (как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам) недопустимо.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Какой порядок отражения в бюджетном учете операций выбытия финансового вложения в акции в связи с банкротством акционерного общества?

В настоящее время перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета, предусмотренных Инструкцией № 162н, не содержит прямых указаний по отражению операций выбытия финансового вложения в акции в связи с банкротством акционерного общества.

Вместе с тем согласно положениям пункта 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, учет выбытия акций в результате ликвидации эмитента (акционерного общества) отражается на основании документов, подтверждающих прекращение деятельности акционерного общества (ликвидацию), а также информации о внесении необходимых изменений в реестр акционерного общества по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 0 204 31 630 «Уменьшение стоимости акций» с одновременным уменьшением данных по забалансовому учету о номинальной стоимости акций ликвидируемого акционерного общества.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

В нашем учреждении стоит пульт управления пожарной сигнализацией. Он не учтен на балансе учреждения. Как его поставить на баланс? Какие формы и документы нужно оформить?

Прежде всего нужно проанализировать имеющуюся информацию о документах, относящихся к установке (монтажу) системы пожарной сигнализации. Затем, основываясь на полученных данных, необходимо определить, в результате чего в распоряжение учреждения поступил пульт управления пожарной сигнализацией (далее — пульт управления):

1. Пульт управления мог быть смонтирован при выполнении работ по договору на установку системы пожарной сигнализации.

2. Пульт управления мог быть передан в составе недвижимого имущества, оборудованного системой пожарной сигнализации.

В первом случае можно говорить о необходимости исправления ошибки в учете. Это связано с тем, что на протяжении последних лет специалистами финансового ведомства неизменно предлагается следующий порядок учета при установке (монтаже) в зданиях соответствующих сетей или систем (см., например, письма Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 11 ноября 2013 г. № 02-05-010/48138, от 4 июня 2010 г. № 02-06-10/2058):

затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т. д.), должны списываться на расходы (затраты) текущего финансового года;

отдельные элементы системы, в частности, пожарной сигнализации (например, пульт управления), относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными пунктами 38, 39, 41 Инструкции № 157н, при приемке выполненных работ по установке (монтажу) системы подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Отметим, что проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию № 157н, размещенном на официальном сайте http://www.regulation.gov.ru/ для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения, предусматривается дополнение пункта 45 Инструкции № 157н абзацем следующего содержания: «внутренние сигнализационные сети входят в состав здания и отдельным инвентарным объектом не являются, к основным средствам относятся только приборы и аппаратура сигнализационных систем».

Изложенное позволяет сделать вывод, что пульт управления пожарной сигнализацией на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов может быть принят к учету в качестве инвентарного объекта основных средств. Принятие к балансовому учету может подтверждаться как Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), так и Приходным ордером (ф. 0504207), в порядке, установленном в локальном документе (учетной политике) организации госсектора (см. письма Минфина России от 10 июня 2015 г. № 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10 июня 2015 г. № 07-04-05/02-374).

Если имеющиеся в распоряжении учреждения документы позволяют определить стоимость пульта управления (его стоимость могла быть включена отдельной позицией в акт выполненных работ и, соответственно, отнесена на расходы), то исправления в бухгалтерский учет следует внести в порядке, установленном пунктом 18 Инструкции № 157н: датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). В ней указываются обоснование внесения исправлений, реквизиты исправленного регистра бухгалтерского учета (журнала операций), корреспонденция счетов и сумма исправительных записей. Принятие к учету основного средства («восстановление стоимости») в текущем году может рассматриваться в качестве «доходной» операции:

Дебет 0 101 3Х 310 (0 101 2Х 310)

«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 180

«Прочие доходы».

В этом случае необходимо принять решение о начислении амортизации за время фактической эксплуатации объекта (с момента ввода его в эксплуатацию на основании акта выполненных работ по монтажу системы пожарной сигнализации до принятия к учету в качестве инвентарного объекта).

В бухгалтерском учете начисление амортизации за время фактической эксплуатации объекта может быть оформлено

записями:

за истекшие годы

1) Дебет 0 401 10 180

«Прочие доходы»

Кредит 0 104 00 410

«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»

за текущий год

2) Дебет 0 401 20 271 (0 109 00 271)

«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов»

Кредит 0 104 00 410

«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств».

Если же стоимость пульта управления определить затруднительно или этот объект принимается к учету на основании результатов проведенной и документально оформленной в установленном порядке инвентаризации (ранее он был получен в составе объекта недвижимого имущества), то в такой ситуации пульт управления принимается к учету по его текущей оценочной стоимости (п. 31 Инструкции № 157н). При этом срок полезного использования пульта управления определяется с учетом срока его фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции № 157н).

В соответствии с пунктом 25 Инструкции № 157н под оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к учету.

Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:

данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.

Обратите внимание, что при определении текущей оценочной стоимости не предусмотрено обязательное привлечение независимого оценщика.

Принятие к учету пульта управления в текущем году по оценочной стоимости может быть отражено в учете с использованием корреспонденции:

Дебет 0 101 3Х 310 (0 101 2Х 310)

«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 180

«Прочие доходы».

Данная операция также может быть оформлена в порядке, предусмотренном в учетной политике: Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или Приходным ордером (ф. 0504207).

Отвечала: О. В. МОНАКО,

эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru),

аудитор

Также смотрите статью С. В. Сивец «Отчетность по новым правилам» в журнале «Бюджетный учет», № 5/2015. С. 4.


Реклама