Вопросы по госзакупкам

Антимонопольный орган посчитал, что муниципальный орган нарушил конкурентное законодательство, так как при выделении субсидий из бюджета организации не осуществил проведения процедуры размещения заказов. Муниципальный орган обратился в суд с целью признания решения антимонопольного органа неправомерным.
Обязан ли муниципальный орган производить процедуру размещения заказов при выделении субсидий из бюджета?

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 19 Закона от 26 июля 2006 г. № 135?ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135?ФЗ) государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Таким образом, положения статьи 78 Бюджетного кодекса не предусматривают обязанность муниципального органа при предоставлении организациям субсидий из муниципального бюджета производить процедуру размещения заказов.

В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.

Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2014 г. № 09АП-14630/2014 (далее — Постановление № 09АП-14630/2014) указывается, что действующим законодательством при выделении бюджетных средств в виде субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса осуществление процедуры размещения заказов путем проведения торгов не предусмотрено.

Постановление № 09АП-14630/2014 было оставлено без изменения решением вышестоящего суда — постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2014 г. № Ф05-10908/2014.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции судов следует вывод, что муниципальный орган при выделении субсидий из бюджета не обязан производить процедуру размещения заказов.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Возможно ли подать заявку на участие в определении поставщика в форме электронного документа при проведении открытого конкурса?

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 данного закона, допускается обмен электронными документами, пре­дусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

На основании части 5 статьи 112 Закона № 44?ФЗ Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными этим органом.

В силу части 4 статьи 77 Закона № 44?ФЗ заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с этим законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с Законом № 44?ФЗ и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.

Таким образом, нормы Закона № 44?ФЗ на сегодняшний день не предусматривают возможности подачи заявки на участие в определении поставщика в форме электронного документа.

Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10070-ЕЕ/Д28и разъясняется, что в настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа. При этом Законом № 44?ФЗ не преду­сматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты. Подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона № 44?ФЗ.

Необходимо заметить, что в решении Курганского УФАС России от 14 февраля 2014 г. № 05-02/21-14 указывается, что допускается подача заявки в электронной форме и при иных способах определения поставщика.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции официальных органов следует, что заявка на участие в определении поставщика не может быть подана в форме электронного документа.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»


Реклама