24 апреля 2025 года
Регистрация

Вопросы по госзакупкам

Антимонопольный орган посчитал, что муниципальный орган нарушил конкурентное законодательство, так как при выделении субсидий из бюджета организации не осуществил проведения процедуры размещения заказов. Муниципальный орган обратился в суд с целью признания решения антимонопольного органа неправомерным.
Обязан ли муниципальный орган производить процедуру размещения заказов при выделении субсидий из бюджета?

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 19 Закона от 26 июля 2006 г. № 135?ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135?ФЗ) государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Таким образом, положения статьи 78 Бюджетного кодекса не предусматривают обязанность муниципального органа при предоставлении организациям субсидий из муниципального бюджета производить процедуру размещения заказов.

В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.

Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2014 г. № 09АП-14630/2014 (далее — Постановление № 09АП-14630/2014) указывается, что действующим законодательством при выделении бюджетных средств в виде субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса осуществление процедуры размещения заказов путем проведения торгов не предусмотрено.

Постановление № 09АП-14630/2014 было оставлено без изменения решением вышестоящего суда — постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2014 г. № Ф05-10908/2014.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции судов следует вывод, что муниципальный орган при выделении субсидий из бюджета не обязан производить процедуру размещения заказов.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Возможно ли подать заявку на участие в определении поставщика в форме электронного документа при проведении открытого конкурса?

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 данного закона, допускается обмен электронными документами, пре­дусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

На основании части 5 статьи 112 Закона № 44?ФЗ Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными этим органом.

В силу части 4 статьи 77 Закона № 44?ФЗ заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с этим законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с Законом № 44?ФЗ и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.

Таким образом, нормы Закона № 44?ФЗ на сегодняшний день не предусматривают возможности подачи заявки на участие в определении поставщика в форме электронного документа.

Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10070-ЕЕ/Д28и разъясняется, что в настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа. При этом Законом № 44?ФЗ не преду­сматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты. Подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона № 44?ФЗ.

Необходимо заметить, что в решении Курганского УФАС России от 14 февраля 2014 г. № 05-02/21-14 указывается, что допускается подача заявки в электронной форме и при иных способах определения поставщика.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции официальных органов следует, что заявка на участие в определении поставщика не может быть подана в форме электронного документа.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»


Реклама