Государственный контракт на услуги длящегося характера
В статье дан совокупный анализ норм действующего законодательства, позиции официальных органов по вопросу проведения ежемесячной экспертизы и составления ежемесячных отчетов при заключении государственного контракта на услуги длящегося характера.
Рассмотрим следующую ситуацию: между государственным заказчиком (государственным казенным учреждением) и коммерческой организацией был заключен государственный контракт на услуги длящегося характера. При этом в условиях данного контракта сторонами не были предусмотрены этапы оказания услуг, их приемки и отчеты исполнителя. В такой ситуации встает закономерный вопрос: необходимо ли проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет в соответствии с положениями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ), который регулирует порядок заключения государственных контрактов?
Положения о закупках
Для проверки результатов работ или услуг, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно контракту, заказчик обязан провести экспертизу, которая определит их соответствие условиям заключенного контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44?ФЗ). Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, установленные договором. Заключение оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчик направляет мотивированный отказ от подписания такого документа в письменной форме (ч. 7 ст. 94 Закона № 44?ФЗ).
Если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то в силу пункта 1 части 4 статьи 94 Закона № 44?ФЗ заказчик обязан к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги привлекать экспертов, экспертные организации. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктами 1–9, 14, 15, 17–23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28–30, 32, 33, 36, 40, 41, 42 части 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ.
Результаты отдельного этапа исполнения контракта, сведения о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, который размещается в единой информационной системе. Он содержит информацию об исполнении контракта (результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществленной поставке товара, выполненной работе или оказанной услуге, в том числе их соответствии плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта (п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона № 44?ФЗ). Требование не относится к контрактам, заключенным:
- на осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44?ФЗ);
- на осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44?ФЗ);
- на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44?ФЗ);
- на закупку государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44?ФЗ).
К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной документ, определенный законодательством (ч. 10 ст. 94 Закона № 44?ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение). Документ устанавливает порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в единой информационной системе в сфере закупок (далее соответственно — единая система, отчет), содержащего информацию, предусмотренную частью 9 статьи 94 Закона № 44?ФЗ.
В отчете сроки отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта, наименование и цена поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту указываются в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и документами о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта.
Официальная позиция
В письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2919 указывается, что при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичная позиция также выражена в письме Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 г. № Д28и-2263.
Также в письме Казначейства России от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5 «О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта» разъясняется, что при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Вместе с тем Федеральное казначейство обращает внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 94 Закона № 44?ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе. Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то в соответствии с Положением отчет формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.
Вывод
Таким образом, исходя из совокупного и системного анализа вышеприведенных положений Закона № 44?ФЗ, а также разъяснений официальных органов, государственный контракт, носящий длящийся характер, должен предусматривать проведение экспертизы промежуточных этапов оказания услуг, а также составление отчетов. Если контракт не содержит этих условий, а также не разбит по этапам, то экспертиза и составление отчетов должны производиться ежемесячно в течение всего срока государственного контракта. Исключений из этого правила нет.