Важные моменты для закупок
С 2016 года изменяется порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг. А некоторые нововведения действуют уже сейчас. Подробности — в статье.
Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, базируется на Законе от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ). Ежегодно в него вносятся изменения, и на заказчиков, подпадающих под этот закон, с каждым годом накладываются новые обязанности и ограничения при осуществлении закупочной деятельности.
Планирование
В соответствии со статьей 16 Закона № 44?ФЗ государственные (муниципальные) учреждения осуществляют планирование закупок с учетом положений статьи 13 Закона № 44?ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. С 1 января 2016 года их формирование будет происходить по новым правилам, которые регламентируются следующими постановлениями Правительства РФ:
- от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — Постановление № 552);
- от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — Постановление № 553);
- от 5 июня 2015 г. № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее — Постановление № 554).
В документах приведены новые формы планов, а также предъявляемые к ним требования. По сравнению с существующими формами они значительно расширены. Например, появилась графа «Сведения о проведении обязательного общественного обсуждения закупки». Планы утверждаются в течение 10 рабочих дней, перечень заказчиков поименован в пункте 2 Правил Постановлений № 552, 553 и пункте 3 Требования, утвержденного Постановлением № 554.
Планы закупок представляются не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок (п. 4 Правил Постановления № 552). В соответствии с пунктом 3 Правил Постановления № 553 планы-графики формируются после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На уровне субъектов согласно пункту 4 Требований Постановления № 554 планы-графики формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок в сроки, установленные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями). Внесение изменений в планы осуществляется в случаях, указанных в пункте 11 Правил Постановления № 552, пунктах 8, 9 Правил Постановления № 553, пункте 10 Требований Постановления № 554. Также разъяснения о внесении изменений в план-график в 2015–2016 годах даются в письме Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Закона № 44?ФЗ размещение плана-графика осуществляется с учетом приказов Минэкономразвития России и Казначейства России:
- от 31 марта 2015 г. № 182/7н «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015–2016 годы»;
- от 27 декабря 2011 г. № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Обоснование
Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок (ст. 18 Закона № 44?ФЗ). С 1 января 2016 года постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» утверждены правила и формы обоснования закупок для государственных и муниципальных нужд. На основании этого заказчик обосновывает выбор объекта или объектов закупки в установленные сроки, начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Законом от 31 декабря 2014 г. № 498?ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 498?ФЗ) были внесены изменения в статью 18 Закона № 44?ФЗ в части обоснования закупок. Изменения коснулись пункта 5, где ранее законодательство предусматривало, что закупка может быть признана необоснованной и отменена по результатам мониторинга закупок. Мониторинг в свою очередь представляет собой систему наблюдений в сфере закупок и не может выступать инструментом для осуществления подобных действий по отмене процедуры закупки в случае признания ее необоснованной. Поэтому необоснованность закупки можно признать только по результатам аудита и контроля. Согласно статье 114 Закона № 44?ФЗ вступление в силу статьи 18 переносится на 1 января 2016 года.
Нормирование
Нормировать можно количество закупаемой продукции, нагрузку, предельную стоимость, в том числе можно установить характеристики, обязательные для закупаемых товаров (работ, услуг). Утверждение общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок на 2016 год будет основываться на постановлении Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476. В связи с этим согласно новой редакции статьи 19 Закона № 44?ФЗ нормирование закупок должно происходить следующим образом:
- на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
- руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.
Для нормирования закупок статьей 19 устанавливаются следующие требования:
- к предельной цене товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);
- к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, общие требования к определению нормативных затрат для обоснования объекта и (или) объектов закупки в плане закупок, виды и состав таких затрат устанавливаются постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.
Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утверждаются постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084.
Товары и услуги, которые приобретаются для обеспечения нужд государства и муниципалитетов, не должны иметь избыточных потребительских свойств и относиться к предметам роскоши. Наличие таких ограничений, установленных статьей 19 Закона № 44?ФЗ, в количественном и ценовом диапазоне в сфере закупок позволит сэкономить средства бюджета.
Требования
Новые требования устанавливает Закон от 13 июля 2015 г. № 227?ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 227?ФЗ) к участникам закупки. К ним следует отнести положения:
- не допускается аккредитация юридических лиц, которые являются офшорными компаниями (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44?ФЗ). Имеющаяся аккредитация у таких операторов электронной площадки прекращается (ч. 2 ст. 2 Закона № 227?ФЗ);
- у комиссии по осуществлению закупок и оператора электронной площадки возникает обязанность проверить участника закупки, с которым заключается контракт, что он не является офшорной компанией (ч. 8.1, 8.2 ст. 31 Закона № 44?ФЗ);
- победитель должен предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из единого государственного реестра юридических лиц либо ее нотариально заверенную копию, а для иностранных лиц — заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации (ч. 11 ст. 78 Закона № 44?ФЗ);
- закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень (п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (п. 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- предоставлена возможность изменения контракта по замене ранее согласованного в контракте поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) в связи с их улучшенным качеством или характеристиками, но при этом с соблюдением норм части 6 статьи 14 Закона № 44?ФЗ (ч. 7 ст. 95 Закона № 44?ФЗ).
Товары иностранного происхождения
В статью 14 Закона 44-ФЗ внесена часть 6 следующего содержания: «Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона» (Закон № 227-ФЗ).
Перечень товаров иностранного происхождения, допущенных к закупкам, поименован в приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155). Участники закупок, которые поставляют товары, происходящие из России, Белоруссии, Казахстана или Армении, имеют право на предоставление преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов, то есть предложенная заявка оценивается с применением 15-процентного коэффициента к предложенной цене, но в то же время контракт заключается по цене, предложенной участником (п. 4, 5 Приказа № 155).
Пример 1
Дошкольное образовательное учреждение при проведении запроса котировок на закупку моркови получило две заявки. Один участник предложил поставить российскую продукцию на сумму 100 000 руб., а другой — египетскую на сумму 95 000 руб. Победителем стал участник, предложивший поставку российский товар, так как для оценки применялась цена, составлявшая 85 000 руб. (100 000 руб. — - 15 000 руб. (15 %)), а контракт был заключен на 100 000 руб.
При закупке товаров иностранного происхождения в документации о закупке рекомендуется установить требование об указании (декларировании) участником закупки страны происхождения товаров. На это указывает абзац 2 пункта 9 Приказа № 155.
Перечень расширен и дополнен позициями по ограничению допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (утвержден постановлением Правительства от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102)). На основании этого документа заказчики должны отклонять заявки, которые содержат предложения о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в Перечень, соблюдая при этом условия, установленные пунктом 2 Постановления № 102. Случаи, когда указанное ограничение не применяется, определяются пунктом 4 Постановления № 102.
Таким образом, федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать условия допуска товаров, работ, услуг иностранного происхождения, за исключением товаров, на которые установлен запрет или ограничения на допуск. В этих случаях заказчик должен включить информацию о таких товарах (работах, услугах) в извещение и документацию о закупках. Если в заявке содержится предложение поставить товар иностранного происхождения, в отношении которого установлен запрет, такая заявка отклоняется.
Другие изменения
В июле 2015 года в Закон № 44?ФЗ внесены поправки, позволяющие осуществлять закупки по новым правилам. Так, Законом № 226?ФЗ1(внесена ст. 111.2) устанавливается право требования к заказчику по контракту на оказание услуг по предоставлению кредита, которое может быть передано исполнителем в залог Центральному банку Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств исполнителя по кредитам Центрального банка Российской Федерации, а в случае обращения взыскания в установленном порядке на заложенное право требования к заказчику — перейти к Центральному банку Российской Федерации (если иное не предусмотрено контрактом). Правила определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, изменил Закон № 220?ФЗ2 (внесена ч. 21.2 в ст. 22 Закона № 44?ФЗ). Теперь оплачивать контракт можно исходя из фактически выполненного объема данных работ, но он не должен превышать объем, установленный контрактом.
Ответственность
В часть 7 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях вносится дополнение об установлении административной ответственности за ненадлежащее исполнение условий контракта. Оно внесено Законом № 265?ФЗ3. Ответственность устанавливается для должностных и юридических лиц, совершивших действие (бездействие), которые повлекли неисполнение обязательств по государственному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Для лиц, совершивших такое правонарушение, предусмотрены следующие штрафные санкции:
- для должностных лиц — административный штраф в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств (но не менее 30 тыс. руб.) либо дисквалификация на срок до двух лет;
- для юридических лиц — административный штраф в размере от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств (но не менее 300 тыс. руб.).
1 Закон от 13 июля 2015 г. № 226?ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 226?ФЗ).
2 Закон от 13 июля 2015 г. № 220?ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 Закон от 13 июля 2015 г. № 265?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 265?ФЗ).