Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете учреждения операций по принятию обязательств, возникающих в связи с заключением государственного контракта на оказание услуг по предоставлению невозобновляемых кредитных линий.

Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. При этом денежные обязательства представляют собой обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Согласно статье 819 Гражданского кодекса по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Договор об открытии нево­зобновляемой кредитной линии, заключенный между субъектом учета и кредитной организацией об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в целях финансирования дефицита бюджета субъекта и погашения долговых обязательств на очередной год и плановый период (долгосрочные контракты), должен заключаться после проведения конкурса, предусмотренного Законом от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует отметить, что обязанности заемщика по договору займа возвратить займодавцу сумму денег (сумму займа) возникают одновременно с исполнением зай­модавцем согласно указанному договору обязанности по предоставлению заемщику денег (средств) (п. 1 ст. 807 ГК РФ). При этом договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

В то же время невозобновляемая кредитная линия подразумевает получение кредитных средств частями, при возникновении соответствующих на это потребностей у заемщика. Размеры таких выплат не превышают лимит задолженности, а общая сумма таких выплат не превышает лимит выдачи.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, обязанность по учету обязательств (денежных обязательств) в рамках заключенных государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению невозобновляемых кредитных линий с лимитом выдачи в целях финансирования дефицита бюджета субъекта возникает в момент фактического привлечения кредитных средств и в сумме указанных привлечений.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), учреждению в целях организации бухгалтерского учета следует установить порядок отражения в учете принятых обязательств, в зависимости от их вида, в рамках формирования своей учетной политики.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете стоимости земельных участков.

Согласно пункту 132 Инструкции № 157н для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, предназначен счет 0 106 03 000 «Вложения в непроизведенные активы». При этом согласно пункту 71 Инструкции № 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

Согласно пункту 16 Инструкции об утверждении Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, принятие к бюджетному учету земельных участков при их приобретении отражается записью:

Дебет 0 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 13 330
«Увеличение вложений в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».

При этом согласно пункту 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

В то же время, в случае если стоимость приобретения земельного участка отличается от ее оценки по кадастровой стоимости, к бюджетному учету указанные объекты принимаются по кадастровой стоимости.

Например: при превышении кадастровой стоимости земельного участка над суммой фактических капитальных вложений указанная разница отражается записью:

Дебет 0 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами».

Кроме того, в соответствии с пунктом 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Законом от 29 июля 1998 г. № 135?ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135?ФЗ).

При этом согласно статье 24.12 Закона № 135?ФЗ кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения — не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, при изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • увеличение необходимо отражать записью:

Дебет 0 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»;

  • уменьшение стоимости отражается записью методом «красное сторно»:

Дебет 0 103 11330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Каков порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете расходов на землеустроительные работы, в том числе на межевание земельных участков, которые впервые образовываются при выделении из земельных участков, находящихся в государственной собственности?

Согласно пункту 23 Инструкции № 157н первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации). При этом в первоначальную стоимость объекта при его сооружении и (или) изготовлении включаются суммы, уплачиваемые организациям за проведение работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам (п. 47 Инструкции № 157н).

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства линейных объектов) и дающий право застройщику осуществлять строительство объектов капитального строительства.

Согласно положениям статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса осуществляется в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом. При этом межевание объектов землеустройства включает в себя определенные работы, в том числе составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства (п. 6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 г.).

Земельный участок, в соответствии с пунктами 70, 71 Инструкции № 157н, является самостоятельным объектом учета и отражается в составе непроизведенных активов. Таким образом, расходы, связанные с возникновением земельного участка как объекта права, по нашему мнению, не могут включаться в стоимость объекта, возводимого на данном участке.

Согласно пункту 132 Инструкции № 157н счет 1 106 13 000 «Вложения в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения» предназначен только для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.

Учитывая, что в указанном случае земельный участок образуется впервые, при выделении из земельных участков, находящихся в государственной собственности, по нашему мнению, операции по межеванию земельных участков являются расходами текущего финансового года учреждения и отражаются в бюджетном учете по счету 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги». При этом по факту оформления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования указанный земельный участок принимается к бюджетному учету по счету 1 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» по кадастровой оценке.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

В администрацию сельского поселения обратилась некоммерческая организация (футбольная команда) с просьбой оплатить членский взнос за участие в турнире района за счет средств бюджета поселения. Имеет ли администрация право заключить договор с организатором турнира? Не будет ли в данном случае нецелевого использования бюджетных средств? Если возможно заключить указанный договор, можно ли использовать в данной ситуации подстатью 226 «Прочие работы, услуги» — оплата услуг по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т. п. (в т. ч. взносы (оргвзносы) за участие в указанных мероприятиях).

Единый порядок реализации прав и полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, предусмотренных Законом от 4 декабря 2007 г. № 329?ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329?ФЗ), положениями данного закона не установлен и регламентируется соответствующим муниципальным правовым актом, на основании которого в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса у муниципального образования возникают соответствующие расходные обязательства.

Как правило, реализация полномочий в области физической культуры и спорта, предусмотренных статьей 9 Закона № 329?ФЗ, осуществляется непосредственно органом местного самоуправления и (или) созданными в этих целях муниципальными учреждениями за счет и в пределах, предусмотренных в соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

В силу статьи 9.1 Закона № 329?ФЗ оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

К субъектам физической культуры и спорта, закрытый перечень которых содержится в статье 5 Закона № 329?ФЗ, относятся спортивные клубы — юридические лица, осуществляющие тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность, независимо от их организационно-правовых форм (ст. 19 Закона № 329?ФЗ).

По нашему мнению, исходя из положений статьи 5 Закона № 329?ФЗ некоммерческая организация (футбольная команда), о которой в вопросе идет речь, является спортивным клубом и, соответственно, относится к субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории сельского поселения, которым орган местного самоуправления вправе оказать содействие.

Вместе с тем возможность заключения и оплаты муниципальных контрактов, предметом которых является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) на нужды спортивного клуба, положениями части 4 статьи 19 Закона № 329?ФЗ, регламентирующей формы содействия органами местного самоуправления спортивным клубам, не предусмотрена.

В частности, органы местного самоуправления могут оказывать содействие спортивным клубам посредством строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта, передачи в безвозмездное пользование или долговременную аренду на льготных основаниях помещений, зданий и сооружений, являющихся муниципальной собственностью, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием. Оказание спортивным клубам иной поддержки возможно в порядке и случаях, установленных муниципальными правовыми актами.

На практике одним из видов оказания иной поддержки субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований, является предоставление им из бюджета муниципального образования субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. Смотрите, например:

  • постановление администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 2 августа 2013 г. № 2354;
  • постановление администрации г. Ставрополя от 6 мая 2014 г. № 1610;
  • постановление администрации г. Иркутска от 14 сентября 2012 г. № 031-06-1817/12;
  • постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 января 2014 г. № 211-па;
  • постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 4 апреля 2014 г. № 1903.

Полагаем, что заключение администрацией сельского поселения договора и оплата взноса за участие некоммерческой организации (спортивного клуба) в турнире за счет средств, являющихся финансовым обеспечением выполнения функций органа местного самоуправления (ст. 70 БК РФ), не в полной мере соответствует положениям Бюджетного кодекса и Закона № 329?ФЗ и, соответственно, значительно увеличивает риск возникновения разногласий с уполномоченными органами, независимо от того, на какую из статей (подстатей) КОСГУ будут отнесены указанные расходы.

В рассматриваемой ситуации органом местного самоуправления может быть рассмотрена возможность оказания поддержки субъекту физической культуры и спорта, осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования, в форме предоставления субсидии, предусмотренной положениями пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, в порядке, установленном соответствующим муниципальным правовым актом.

Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В декабре 2014 года Управлению, как распорядителю, были доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 год. В свою очередь в декабре 2014 года Управление распределило и довело ЛБО на 2015 год до подведомственных инспекций.
В соответствии с Инструкциями № 157н и 162н дебетовые и кредитовые обороты, сложившиеся в 2014 году по счету 1 501 22 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году)», переносу не подлежат. В Приложении 3 к письму Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 02-07-07/19181 в примере 2 (п. 2.3 раздела II) указано, что в графе 4 Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) отражается «Сумма распределенных в отчетном периоде лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год подведомственным ПБС, в том числе себе как ПБС (сумма дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 501 12 000)». В нашем случае часть лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год распределена в прошлом году, и распределение отражено по счету 1 501 22 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году)». В текущем году по счету 1 501 12 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению текущего финансового года» отражены только суммы распределенных в 2015 году лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год подведомственным ПБС, в том числе — себе как ПБС.
Необходимо ли осуществлять перенос показателей (оборотов) по счетам санкционирования расходов 1 501 22 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году)» на счета 1 501 12 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению текущего финансового года»?

В соответствии с пунктом 312 Инструкции № 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Однако показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:

  • показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), — на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22-м разряде номера счета код аналитического учета «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», обнуляются.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

В 2014 году Управлением приняты бюджетные и денежные обязательства за счет ЛБО 2015 года. В 2015 году первым рабочим днем осуществлен перенос остатков по счетам санкционирования.
В соответствии с Инструкциями № 157н и 162н дебетовые и кредитовые обороты, сложившиеся в 2014 году по счету 1 502 21 000 «Принятые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)», переносу не подлежат. Согласно письму Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 02-07-07/19181 в графе 7 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) отражаются принятые обязательства на текущий финансовый год на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» в сумме кредитовых оборотов по счету. 
Необходимо ли осуществлять перенос показателей (оборотов) по счетам санкционирования расходов 1 502 21 000 «Принятые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на счета 1 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»?

Типовая корреспонденция по операциям переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, приведена в разделе 4 Приложения 1 к Инструкции № 162н. В приведенной корреспонденции присутствуют проводки по переносу показателей первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) на текущий финансовый год (Дебет 502 22 000 Кредит 502 12 000), а также показателей первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) на текущий финансовый год (Дебет 502 21 000 Кредит 502 11 000) (п. 2.1 и 13.1 раздела 4 Приложения 1 к Инструкции № 162н).

Информация по переносу счетов санкционирования отражается при формировании раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 1 500 00 000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам в соответствии с пунктом 72.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

Необходимо ли отразить в текущем году принимаемые бюджетные обязательства по счетам учета 1 502 17 000 в случаях, когда конкурсные процедуры для закупки товаров, работ, услуг проведены в 2014 году, а контракты по итогам конкурсных процедур заключены в 2015 году?

Счет 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» был введен в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее — Приказ № 89н). В соответствии с пунктом 2 Приказа № 89н он применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части Рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.

Таким образом, стандартный ответ на этот вопрос: в случае если на момент начала проведения конкурсных процедур (подачи заявок на конкурс/запрос котировок) в учете был уже предусмотрен счет 502 17 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год», операции по санкционированию пройдут с использованием этого счета. Если нет, то такие контракты будут заключены с отражением по счетам санкционирования по стандартным правилам 2014 года, действующим до внесения изменений Приказом № 89н.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) не предусмотрена графа «количество», хотя акт предполагает передачу группы. Методических указаний по заполнению формы нет. При передаче оргтехники передающая сторона указала количество в наименовании. Нами такой акт не был принят. Верное ли мы приняли решение?

В разделе «Применение и заполнение форм первичных учетных документов» приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н) указано, что Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101)) составляется при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества. Акт (ф. 0504101) применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов. В рамках формирования учетной политики учреждение вправе установить порядок применения Акта (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.

Как видно из описания Акта (ф. 0504101), в Приказе № 52н нет указаний об отражении в нем передачи группы объектов. Указано лишь, что в одном документе могут содержаться сведения о нескольких объектах нефинансовых активов.

В форме Акта (ф. 0504101) предусмотрены графы для различных идентификационных номеров: инвентарного, реестрового, заводского и иного. Поскольку эти номера уникальны, при передаче каждый передаваемый объект следует вписывать в отдельную строку. В Приказе № 52н в форме Акта (ф. 0504101) в первых графах всех разделов документа — «Наименование объекта», «Наименование признаков, характеризующих объект», «Первоначальная (балансовая) стоимость» — проставлена цифра «1», указывающая на нумерацию объектов. Если передается несколько одинаковых предметов, например принтеров или телефонных аппаратов, каждый следует вписать в отдельную строку с указанием опознавательных признаков. Также к Акту (ф. 0504101) могут прилагаться документы (транспортные накладные и другие сопроводительные документы), которые содержат необходимые сведения.

Если передается группа нефинансовых активов, не относящихся к основным средствам и не имеющих идентификационных номеров, например материалов, то во избежание разногласий к Акту (ф. 0504101) следует приложить сопроводительные документы. Далее в учете учреждения на основании Акта (ф. 0504101) открывается Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032), в которой наличествует графа «Количество объектов».

Кроме того, согласно нормам Приказа № 52н для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, субъект учета вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели. Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается.

Форматы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть изменены. Таким образом, учреждение вправе внести дополнительные графы, строки, закрепив данное изменение унифицированной формы в рамках своей сформированной учетной политики и предоставив такую информацию контрагенту.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Какой бухгалтерской записью в бюджетном учреждении правильно отра­зить перечисление организационного взноса за участие в мероприятии?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы бюджетного учреждения по оплате организационного взноса за участие в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т. п. относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Операции по перечислению организационного взноса будут следующими:

Дебет 2 (5) 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 (5) 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражение расходов по организационному взносу;

Дебет 2 (5) 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 (5) 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление организационного взноса с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

КФО «5 — субсидии на иные цели» возможно к применению в бухгалтерских записях при выделении органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, субсидии на иную цель.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Какой документ необходимо подшивать в журнал операций с безналичными денежными средствами — заявку на кассовый расход или платежное поручение?

В соответствии с приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Приказ № 11н) для проведения кассовых выплат учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы:

  • заявку на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851);
  • заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявку на возврат (ф. 0531803).

Основанием для проведения кассовых выплат являются документы, предусмотренные Приказом № 11н, переданные в Федеральное казначейство в электронном виде или на бумажном носителе. При этом документы, переданные в Федеральное казначейство в рамках информационного обмена в электронном виде с электронной подписью, признаются электронными документами, равнозначными документу на бумажном носителе.

Согласно нормам Инструкции № 157н в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью формирования регистров бухгалтерского учета (Журналов операций) на бумажном носителе (операционного дня, месяца, квартала) по первичным (сводным) электронным документам, принятым к учету и относящимся к соответствующему регистру бухгалтерского учета (Журналу операций), формируется реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов), подшиваемый в отдельную папку (дело).

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

Имеет ли право государственное учреждение произвести в арендуемом нежилом помещении за счет текущего ремонта установку пластиковых окон взамен ветхих? Данная установка не влечет за собой изменения стоимости помещения и не меняет функциональной сущности здания, его хозяйственного назначения, качественных характеристик и технико-экономических показателей.

В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы на содержание этого имущества. Поддержанию имущества в исправном состоянии служит в первую очередь проведение текущего ремонта, который должен проводиться арендатором, если иное не установлено законом или договором аренды. Например, текущий ремонт имущества согласно пункту 1 статьи 631 Гражданского кодекса, арендованного по договору проката, осуществляется арендодателем.

Напомним, под текущим ремонтом понимается систематическое и своевременное проведение работ по сохранению имущества от преждевременного износа и устранению мелких неисправностей (например, побелка потолков и окраска стен в помещении, ремонт электропроводки, замена мелких неисправных деталей в оборудовании и т. п.). Текущий ремонт, так же как и капитальный, направлен на поддержание имущества в нормальном состоянии, но не требует капитальных затрат.

Арендодатель, в свою очередь обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1 ст. 616 ГК РФ).

Однако в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованного помещения. Если участники договора согласовали иные условия, отличные от норм статьи 616 Гражданского кодекса, они должны указать их в договоре, то есть определить ответственность арендодателя и арендатора или разграничить их обязанности по проведению ремонта (текущего и капитального) арендованных помещений.

Таким образом, государственное учреждение имеет право произвести замену окон за счет текущего ремонта, если это предусмотрено договором.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Работник подал заявление о выходе из членов профсоюза 17 декабря 2015 года. В заявлении указано, что датой выхода считать дату подачи заявления. Председатель профкома завизировал заявление в тот же день. Следует ли отчислять профсоюзные членские взносы за декабрь?

Деятельность профессиональных союзов регламентируется законом от 12 января 1996 г. № 10?ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 10?ФЗ).

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Устав профсоюза должен предусматривать в том числе условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза, порядок уплаты вступительных и членских взносов (п. 1, 2 ст. 7 Закона № 10?ФЗ). Также в уставе организации должно быть указано, в какие сроки работник перестает уплачивать членские взносы. Удержания могут быть прекращены с месяца подписания заявления или с указанной в заявлении даты выхода из профсоюза.

Первичная профсоюзная организация — добровольное объединение, и для выхода из нее обычно достаточно подать письменное заявление в профсоюзный комитет. Юридическая служба Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ дает следующие рекомендации: работник должен подать заявления одновременно и в профком, и в бухгалтерию предприятия — с тем чтобы бухгалтерия перестала удерживать членские взносы из зарплаты с указанной в заявлении даты (http://www.sotsprof.org/node/10816).

Согласно статье 377 Трудового кодекса при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором.

Согласно статье 65 Арбитражно-процессуального кодекса профсоюзная организация обязана обосновать ставки членских взносов и период взыскивания платежей.

Таким образом, для решения вопроса советуем изучить положения устава профсоюзной организации, а также принять от работника заявление о прекращении удержаний членских взносов с соответствующего периода.

Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор

В какие сроки должны быть возвращены в доход федерального бюджета восстановленные средства прошлых лет, накопленные в течение текущего года, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг?

В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, пожалуйста, может ли автономное учреждение социального обслуживания применять ставку по налогу на прибыль ноль процентов, если из всех доходов учреждения примерно 90 % это финансирование на выполнение государственного задания, и только 10 % — непосредственно доходы от оказания платных социальных услуг гражданам? Остальные условия применения ставки ноль процентов учреждением соблюдаются.

Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку ноль процентов по налогу на прибыль с 1 января 2015 года по 1 января 2020 года при соблюдении условий, установленных в статье 284.5 Налогового кодекса. Одним из них является получение за налоговый период доходов от деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль в размере не менее 90 процентов ее доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

То есть, если за налоговый период доля доходов от оказания платных социальных услуг гражданам составит не менее 90 процентов от общей суммы доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, то автономное учреждение имеет право применить налоговую ставку ноль процентов. Одновременно автономное учреждение должно выполнить и все другие условия, дающие право на применение данной ставки, установленные в статье 284.5 Налогового кодекса. При этом доходы в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям, признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень видов социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на прибыль, утвержден постановлением Правительства от 26 июня 2015 г. № 638.

Отвечала Е. П. БУЛГАКОВА, аудитор


Реклама