Внутренний финансовый контроль и аудит

Продолжаем тему контроля, поскольку, как показывает практика, она включает поиск решений множества разноплановых задач1.

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса орган государственного (муниципального) финансового контроля, являющийся органом (должностным лицом) исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) (далее — орган финансового контроля субъекта РФ), наделен бюджетными полномочиями по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Распространяются ли бюджетные полномочия органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по проведению анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств на органы государственной власти, не являющиеся органами исполнительной власти субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, такие как аппарат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (муниципального образования), Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации и т. д.?

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, за исключением органов, указанных в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса (Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно).

Обязаны ли осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит органы государственной власти (государственные органы) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в том числе обладающие организационной и (или) функциональной независимостью (аппарат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (муниципального образования), Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации и т. д.), не имеющие подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств? Вместе с тем они находятся в составе ведомственной структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса главный администратор бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Также главные администраторы бюджетных средств (структурные подразделения и (или) их уполномоченные должностные лица (далее — субъект внутреннего финансового аудита)) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Учитывая изложенное, главный администратор бюджетных средств обязан осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит независимо от наличия подведомственной ему сети участников бюджетного процесса.

Возможно ли наделение полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который является структурным подразделением главного администратора бюджетных средств в отношении этого же главного администратора?

В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса главные администраторы бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является структурным подразделением главного администратора бюджетных средств и может быть наделен полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии обеспечения функциональной независимости данного подразделения.

Обеспечение функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита состоит в том, что его должностные лица:

  • не принимают участия в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
  • не принимали участия в исполнении внутренних бюджетных процедур объекта аудита в проверяемом периоде;
  • не подчиняются должностным лицам главного администратора бюджетных средств, организующим и выполняющим проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
  • не имеют родства с должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.

Реклама