«Главный бухгалтер Советского Союза». О централизации бюджетного учета

Централизация бюджетного учета, как одна из форм оптимизации государственных расходов, в последнее время все чаще обсуждается на страницах журналов. Но мало кто знает, что главным идеологом концепции централизованной бухгалтерии, ее ярым сторонником и защитником был «главный бухгалтер Советского Союза» Петр Степанович Безруких, отмечающий в этом году свое 90­летие. Патриарх отечественной бухгалтерской науки рассказал журналу «Бюджетный учет» о том, как это было.

Справка

Петр Степанович Безруких родился и вырос в Сибири. Прошел путь от танкиста Второй гвардейской танковой армии до начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов СССР, видного ученого и общественного деятеля.

Под руководством П. С. Безруких было многое сделано в развитии и совершенствовании методологии отечественного бухгалтерского учета и содержании бухгалтерской отчетности: разработаны сводный план счетов бухгалтерского учета, главные положения по бухгалтерскому учету основных средств и материалов, учету труда и заработной платы. Также были подготовлены положения о бухгалтерских отчетах и балансах, о главных бухгалтерах, ряд постановлений о мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета в стране и др.

За годы своей работы доктор экономических наук, профессор П. С. Безруких подготовил и опубликовал свыше 300 работ. Он принимал участие в подготовке, а затем редактировании учебников «Курс бухгалтерского учета», возглавлял авторские коллективы по подготовке и изданию серий учебников «Бухгалтерский учет» для студентов вузов.

Особый интерес П. С. Безруких проявлял к развитию прогрессивных форм организации отечественного бухгалтерского учета, к таким как централизация и механизация учета.

— Петр Степанович, в некоторых неофициальных источниках Вас называют «главным бухгалтером Советского Союза», это действительно так?

— Да, с легкой руки министра финансов СССР Василия Федоровича Гарбузова мне дали такой позывной, когда в мои 34 года он назначил меня на должность начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности. После окончания института в 1951 году декан ВЗИСТа, профессор Баканов, рекомендовал меня в Министерство финансов. Вся последующая трудовая деятельность прошла здесь и вплоть до 1987 года была посвящена бухгалтерскому учету.

— Известный российский ученый-экономист, историк бухгалтерского учета Я. В. Соколов, в своей книге «История развития бухгалтерского учета» пишет, что концептуальная сторона централизованной бухгалтерии была разработана и обоснована Вами, и указывает, что именно Вы руководили работами по проведению ее в жизнь.

— Безруких — это один из той группы специалистов Министерства финансов СССР, ЦСУ СССР и других организаций и институтов, которые занимались разработкой концепции развития централизованных бухгалтерий и внедрением ее в жизнь. Но за централизацию бухгалтерий воевать, конечно, мне пришлось со многими...

В начале 1964 года на совещании по бухгалтерскому учету, сразу после того как я сделал доклад о мерах, принятых для улучшения методологии учета, Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин решительно поддержал идею объединить бухгалтерии однородных предприятий и учреждений, расположенных на одной территории. Тогда речь шла о создании Методологического совета по бухгалтерскому учету, разработке нормативного метода, о развитии средств механизации учета и централизации учета внутри цехов и предприятий.

«Зачем содержать каждую бухгалтерию, когда можно создать одну бухгалтерию для всех? И механизировать можно, и людей сократить», — сказал тогда Алексей Николаевич. С этой задачей и пошли мы с министром Гарбузовым разрабатывать концепцию.

В дальнейшем все эти разработки были изложены в постановлении Совета министров СССР от 6 ноября 1964 г. № 923 «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве».

— То есть к моменту выхода исторического постановления о централизованных бухгалтериях в стране уже был опыт централизации учета?

— Да, в конце 1940-х годов для механизированной обработки информации внутри предприятий стали появляться межцеховые бухгалтерии, а в 1959 году по инициативе Министерства финансов СССР при райсоветах и горсоветах с целью механизации учета стали создавать кустовые, или центральные, бухгалтерии бюджетных учреждений. К 1959 году насчитывалось уже более 1,5 тысячи таких бухгалтерий. Общего названия у таких соединенных бухгалтерий не было. Само название «централизованные бухгалтерии» придумали мы, когда готовили это постановление, долго подбирая подходящее наименование.

— По мнению историков, постановление № 923 имело большое значение в развитии не только централизации учета, но и в совершенствовании бухгалтерского учета в учреждениях.

— Оцените сами. В стране в то время было около 800 тысяч бюджетных учреждений. Более половины из них финансировалось из городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых бюджетов, где учет в большинстве случаев вели секретари сельсоветов. А учет и отчетность нередко находились на низком уровне, имели место случаи нарушения финансово-бюджетной дисциплины, хищения и растраты, затруднялось применение наиболее прогрессивных форм и методов учета. Механизировать бухгалтерский учет большого количества бюджетных учреждений можно было, только предварительно централизовав его.

Первоначально централизацией учета были охвачены учреждения, состоящие на районном, городском, сельском и поселковом бюджетах. Затем был централизован учет учреждений, состоящих на областном, краевом, республиканском бюджетах автономных и союзных республик и союзном бюджете.

К началу 1975 года в стране уже действовало 20,2 тысячи централизованных бухгалтерий, обслуживающих почти 254 тысячи (75,5 процента от их общего количества) бюджетных учреждений, состоящих на районных, городских, областных и республиканских бюджетах. Кроме того, к тому времени было создано еще 39,2 тысячи бухгалтерий при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, что обеспечивало ведение учета централизованным способом в 90 процентах учреждений сельсоветов.

— Какие особенности принесла централизация в организацию ведения учета бюджетных учреждений?

— На централизованные бухгалтерии возлагалась комплексная функция по планированию расходов и составлению смет, отражению всех финансовых операций в процессе исполнения смет, с одновременной проверкой оформления документов, законности совершаемых операций и контролем за соответствием расходов выделенным ассигнованиям и целевым назначениям, а также задачи по контролю за сохранностью и правильным использованием имущественно-материальных ценностей.

Поэтому на основании постановления № 923 Министерством финансов СССР были разработаны методические указания по ведению учета в централизованных бухгалтериях, учета исполнения смет расходов учреждений, состоящих на областных, краевых и республиканских бюджетах по журнально-ордерной форме счетоводства.

В условиях применения счетно-клавишных машин, особенно бухгалтерских, большой экономический эффект достигался при использовании журнально-ордерной формы. Объясняется это тем, что при журнально-ордерной форме для группировки данных впервые стали использоваться накопительные регистры, представляющие собой сводные листы. Необходимо было только, чтобы размещение колонок и размеры их в накопительных регистрах позволяли производить записи механизированным способом.

Также при централизованном учете активно стали использовать накопительные ведомости, где учетные данные группировались в синтетическом разрезе. Вместо ежедневного составления мемориальных ордеров и записывания операций в форму бухгалтерского учета «Журнал-главная» записи по приходу и расходу продуктов питания, по подотчетным лицам, по дебиторам и кредиторам, по доходам осуществляли непосредственно в эти ведомости.

— Какие задачи государство ставило перед бухгалтерским учетом в то время?

— Я думаю, что задачи за последние 50 лет не изменились.

Первое — сделать учет максимально оперативным. В управлении всегда важна своевременность информации для принятия решений.

Второе — усилить контрольные функции учета. Контроль и учет неразделимы. Бухгалтерский учет — одна из самых действенных форм контроля.

К середине 80-х годов централизация учета в целом была завершена. Практика показала, что организация централизованных бухгалтерий при отделах исполкомов Советов депутатов трудящихся действительно позволила улучшить состояние учета и отчетности, повысить качество исполнения смет бюджетных учреждений, усилить контроль, укрепить финансово-бюджетную дисциплину; бухгалтеры стали больше заниматься аналитической и экономической работой. Сократилось количество счетов, открытых в учреждениях Госбанка, в связи с чем уменьшился не только объем работы в банке, но и ликвидировалось распыление бюджетных средств. Стало возможным подбирать более квалифицированные кадры, повысилась роль главных бухгалтеров в борьбе с приписками и различными искажениями в учете и отчетности по исполнению Государственного бюджета СССР.

— Эксперты связывают появление централизованных бухгалтерий в послевоенные годы с дефицитом квалифицированных кадров. Насколько справедлива такая оценка?

— В нашей стране в то время кадров хватало. Остро недоставало машин, особенно электронно-вычислительных. В результате технической отсталости в ведении учета было занято большое число людей, что вызывало излишние расходы на содержание административно-управленческого аппарата.

Поэтому нам была поставлена задача — сокращать затраты на аппарат управления на предприятиях и в бюджетных учреждениях, то есть снижать издержки и повышать производительность труда.

К сожалению, определить объем сокращений невозможно, так как статистические отчеты, которые собирал Главмехсчет, не содержали полных и достоверных данных. Основную информацию собирали союзные республики. Для Министерства финансов СССР важным было только наличие централизованных бухгалтерий.

— Таким образом, можно только предположить, что тысячи советских бухгалтеров остались без работы?

— В постановлении мы и эти вопросы предусмотрели и обязали госорганы и учреждения обеспечить перевод работников, высвобождаемых из управленческого аппарата, в связи с осуществлением мероприятий по централизации и механизации учета, на работу в промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на стройки и транспорт, организуя в случае необходимости обучение их производственным профессиям.

Кроме этого, постановление предписывало Советам министров союзных республик осуществить мероприятия по расширению и улучшению подготовки специалистов по бухгалтерскому учету и механизации его в высших и средних специальных учебных заведениях, а Госплану СССР и Министерству высшего и среднего образования СССР — пре­дусматривать на эти мероприятия дополнительные ресурсы.

В целом же решение А. Н. Косыгина и постановление № 923 сделали прорыв в развитии о­течественного бухгалтерского учета. За счет государственных средств (в основном Резервного фонда) в короткие сроки были построены сотни новых машинных станций и проведена закупка тысяч новых счетных машин (табуляторы, перфораторы, контрольники, вычислительные автоматы, бухгалтерские машины). Этого было недостаточно, однако централизация учета позволила использовать немногочисленные мощности имеющихся машинных станций для коренного улучшения бухгалтерского учета в стране.

Интервью подготовил
и провел Р. В. Ерженин,
к. э. н., доцент кафедры
стратегического и финансового менеджмента Иркутского государственного
университета

В России на организацию бюджетного учета в учреждениях тратится около 300 млрд рублей. Видеоматериал, рассказывающий об опыте централизации бюджетного учета в муниципальных образованиях Иркутской области, вы можете посмотреть на нашем сайте: b-uchet.ru/article/289322.php


Реклама