Отчетность под контролем
Орган внешнего финансового контроля проводит проверку квартального отчета об исполнении бюджета в городском округе. Нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля, отсутствуют. Рассмотрим порядок представления форм отчетности в такой непростой ситуации.
Контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса является полномочием органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об его исполнении.
В соответствии со статьей 2 Закона от 7 февраля 2011 г. № 6?ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон № 6?ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с:
- Законом от 6 октября 2003 г. № 131?ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Бюджетным кодексом;
- Законом № 6?ФЗ;
- другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ст. 15 Закона № 6?ФЗ).
Порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативно-правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
Непредоставление, несвоевременное предоставление в контрольно-счетные органы по их запросам, а также предоставление не в полном объеме или недостоверных информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органами и организациями, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета (далее — контрольные мероприятия), по нашему мнению, могут быть необходимы информация, документы и материалы финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, получателя субсидий из бюджета, а также, при назначении встречных проверок, — организаций — поставщиков товаров, работ, услуг получателям бюджетных средств.
Указанная информация может включать документы бюджетной отчетности, предусмотренные Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, и формы бухгалтерской отчетности, установленные Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, первичные документы и т. д.
Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, Бюджетным кодексом и Законом № 6?ФЗ не установлен. Он определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если такие имеются), определенных законами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
Обратите внимание: отсутствие нормативного правового акта в городском округе, устанавливающего порядок осуществления полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля, не лишает контрольно-счетный орган права запрашивать документы и материалы, установленного Законом № 6?ФЗ, а свидетельствует о неисполнении соответствующим муниципальным образованием своих бюджетных полномочий.