Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Распространяются ли бюджетные полномочия органа внутреннего государственного контроля субъекта Российской Федерации по проведению анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Российской Федерации (территориальными органами федеральных органов власти)?


В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ реализации главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее — ВФК и ВФА соответственно).

Главные администраторы бюджетных средств федерального бюджета, главные администраторы бюджетных средств субъекта Российской Федерации, главные администраторы бюджетных средств местного бюджета, обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органом государственного (муниципального) финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Из вышесказанного следует, что анализ осуществления органами государственной власти Российской Федерации (территориальными органами федеральных органов власти) ВФК и ВФА может проводить только федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (его территориальные органы).

Отвечал А. А. БОЛДЫРЬ,
экономист, государственный советник Российской Федерации 3 класса


В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н) казенное учреждение при формировании остатков на начало текущего года по счетам 1 100 00 000 «Нефинансовые активы» в 5–17 разрядах номера счета указало нули. В январе учреждением осуществлена закупка НФА по счету 1 105 00 000 «Материальные запасы» с указанием в 1–17 разрядах кода расходов бюджетной классификации в соответствии с доведенными ЛБО (не нули). Следовательно, производить списание НФА, учитываемых на разных кодах БК, нужно отдельными документами или необходимо приходовать НФА с указанием в 5–17 разрядах номера счета нулей?


В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 162н по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», в 5–17 разрядах номера счета указываются нули. В течение года такого обнуления не предусмотрено. Поэтому приобретенные и списанные НФА в 2016 году придется учитывать по КВР. Применение кода расходов в аналитическом коде по БК в разделе нефинансовых активов также прописано в Приложении 2 к Инструкции № 162н. Однако формировать разные документы для списания НФА не нужно: как акты о списании основных средств, так и акты о списании материальных запасов, предусмотренные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», можно заполнять на различные виды ОС и МЗ соответственно. При этом в заполнении бухгалтерских записей будут проставляться соответствующие (разные) счета.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя
Комитета по бюджетному учету ИПБ России


На основании изменений, внесенных в Инструкцию № 162н, приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н при формировании остатков на начало года в 8–17 разрядах номеров счетов «Нефинансовые активы» указываются нули. Как быть со списанием, следует ли применять подобный принцип и по счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»?


В Приложении 2 к Инструкции № 162н «Порядок включения кода бюджетной классификации РФ при формировании номера счета бюджетного учета» предусмотрено применение кода вида расходов в коде БК по счетам 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». Однако при закрытии в конце года счетов 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» на 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в разрядах 1–17 счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» проставляются нули.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя
Комитета по бюджетному учету ИПБ России


Должна ли быть отражена в бюджетном учете ГРБС по состоянию на 1 января 2016 года кредиторская задолженность по межбюджетному трансферту (субсидии на софинансирование капитального строительства) по соглашению с муниципальным образованием? По соглашению предусмотрено финансирование в 2015 году из бюджета субъекта в размере 10,0 млн рублей, а фактически предоставлено 2,0 млн рублей. Срок действия соглашения — до 31 декабря 2015 года. Муниципальное образование представило первичные документы, подтверждающие строительство, на полную сумму.


Расчеты по предоставляемым межбюджетным трансфертам в форме субсидий, имеющих целевое назначение, учитываются на счете 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». При этом признание обязательств перед подрядчиком, с их отнесением на капитальные вложения, государственным (муниципальным) заказчиком по государственному (муниципальному) контракту, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств трансферта, производится на основании акта в объеме выполненных строительно-монтажных работ. Таким образом, согласно документам, подтверждающим выполнение строительства, ГРБС начисляет кредиторскую задолженность по межбюджетному трансферту в сумме 10 млн с зачетом ранее выплаченного аванса — 2 млн рублей. Таким образом, непогашенная кредиторская задолженность по межбюджетному трансферту — 8 млн рублей — попадает в отчетность в соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Остаток по счету 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» отражается по строке 490 Баланса (ф. 0503130).

Подробнее эти операции проиллюстрированы письмом Минфина от 23 сентября 2013 г. № 02-06-10/39386.

Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя
Комитета по бюджетному учету ИПБ России


На какой счет приходовать противочумные костюмы по цене 12 203,34 рубля и сменные фильтры к ним по цене 4 090 рублей? Это основные средства или мягкий инвентарь?


Принятие к учету объектов материальных активов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н). Решение об отнесении имущества к группе основных средств или материальных запасов принимается указанной комиссией с учетом ожидаемого срока использования этого объекта. При этом следует руководствоваться нормами пункта 38 Инструкции № 157н: к учету в качестве основных средств принимаются объекты, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), в течение более 12 месяцев. Стоимость объекта значения не имеет.

Согласно пункту 118 Инструкции № 157н к мягкому инвентарю относятся в том числе одежда и обмундирование, включая спец­одежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.). В состав специальной одежды входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды). По своему назначению противочумный костюм является специальной одеждой, что позволяет включить его в категорию «Мягкий инвентарь».

Противочумные костюмы бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые относятся к категории материальных запасов и учитываются на счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения».

В отношении многоразовых противочумных костюмов решение принимает комиссия учреждения. Если противочумный костюм будет принят как объект многоразового использования со сроком службы более 12 месяцев, то его следует учитывать на счете 0 101 38 000 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения». Если учреждение планирует эксплуатировать костюмы менее года, то решением комиссии они могут быть приняты к учету на счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения».

Сменные фильтры относятся к категории материальных запасов и в зависимости от характеристик могут учитываться на счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения» или 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


На каком счете бюджетного учета отразить трубы чугунные печные?


Трубы чугунные являются частью печного оборудования. Соответственно они относятся к материальным запасам. Согласно пункту 118 Инструкции № 157н оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т. п.) относится к строительным материалам и учитывается на счете 0 105 34 000 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения».

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


Бюджетное учреждение заключило контракт по расходам за счет двух источников финансового обеспечения: на выполнение государственного задания и приносящей доход деятельности. Контракт зарегистрирован на сайте как бюджетное и внебюджетное финансирование. Но при постановке его на учет в казначействе пишут отказ, ссылаясь на пункты 13, 18 приказа от 30 декабря 2015 г. № 221н. Если стоимость контракта полностью отражать за счет бюджетных источников, естественно, будет превышение доведенных лимитов. На этом основании казначейство отказывает в регистрации. Правомерно ли это?


Планирование закупок на финансовый год осуществляется с помощью плана-графика и Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Если бюджетных средств недостаточно для приобретения работ, услуг, материалов или оборудования, то дополнительно в Плане ФХД возможно предусмотреть финансирование за счет собственных средств для расчета по обязательствам. В этом случае учреждению необходимо разработать Положение по закупкам, которое включает в себя:

  • закупочную деятельность;
  • требования к закупке;
  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2887);
  • порядок осуществления закупок одновременно за счет разных источников финансирования (бюджетных и внебюджетных средств), соблюдая условия пунктов 1–3 части 2 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ).

Однако учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета с 1 января 2016 года осуществляется по новым правилам. Основанием для этого служит Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов России от 30 декабря 2015 г. № 221н (далее — Порядок № 221н, Приказ № 221н).

Отказ в постановке на учет бюджетных обязательств (внесении изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства), сумма которых превышает неиспользованные соответствующие лимиты бюджетных обязательств, по результатам проведения проверки устанавливаются абзацем 9 пункта 13 Порядка № 221н. Однако пункт 18 Порядка № 221н в отношении бюджетного обязательства, сумма которого превышает неиспользованные соответствующие лимиты бюджетных обязательств, по результатам проведения проверки, предусмотренной абзацем девятым пункта 13 Порядка, вступает в силу с 1 января 2017 года (подп. «б» п. 7 Приказа № 221н). Поэтому ссылка в 2016 году на указанный пункт неправомочна.

В данной ситуации возможно поступить следующим образом:

  • обратиться к учредителю (письменно) с просьбой о выделении дополнительных лимитов из федерального бюджета или сделать передвижку лимитов между статьями КОСГУ. В письме следует указать цели, статью КОСГУ, приложить подтверждающие документы. При положительном результате учреждение должно внести изменения в План ФХД и (или) Сведения об операциях;
  • в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44?ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44?ФЗ, которой предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части цены, объема товаров, работ, услуг. Если условия контракта подпадают под исключения, установленные статьей 95 Закона № 44?ФЗ, то учреждению необходимо заключить дополнительное соглашение к контракту — в данном случае на уменьшение цены — и составить договор на такие же работы (услуги, товары) за счет внебюджетной деятельности.

Отметим: учреждения могут заключать договоры до ста тысяч рублей в соответствии с требованиями Закона № 44?ФЗ. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ, не должен превышать двух миллионов рублей или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, иные государственные (муниципальные) учреждения, перечисленные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ, а также государственные (муниципальные) учреждения образования могут осуществлять закупки, не превышающие в сумме четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем двадцать миллионов рублей.

В заключение напомним, что информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44?ФЗ).

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Согласно статье 217 Бюджетного кодекса «в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» руководитель финансового органа имеет право внести изменения в бюджетную роспись. А как быть с контрактами, которые заключены в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ?

Статьей 217 Бюджетного кодекса установлены основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Такого же мнения придерживается Минфин России в письмах от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958, от 19 сентября 2011 г. № 02-03-10/4161, от 22 мая 2015 г. № 02-03-10/29658, от 10 февраля 2016 г. № 02-03-09/7045. В письме Минфина России от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958 также рекомендуется заключать контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при наличии доведенных учреждению как получателю бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, в сводную бюджетную роспись можно вносить изменения, увеличивающие или уменьшающие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, для осуществления соответствующих расходов в течение текущего финансового года в порядке, установленном бюджетным законодательством. В сложившейся ситуации возможно изменить условия контрактов в сторону уменьшения их цены, соблюдая условия Закона № 44?ФЗ и Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или произвести передвижку групп направления расходов по соответствующим источникам финансового обеспечения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Отвечала
А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ,
методолог


Росприроднадзор выписал штраф на учреждение. Как его оплатить, если в ПФХД деньги не запланированы?


Обязательные требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования). Порядок составления Плана ФХД устанавливается органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 19 Требований в План ФХД могут вноситься изменения путем составления нового Плана ФХД и (или) Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (далее — Сведения). В свою очередь показатели не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в План ФХД и (или) Сведения, а также с показателями планов закупок, указанных в пункте 11.1 Требований. Решение о внесении изменений в План принимается руководителем учреждения.

Учреждению необходимо произвести передвижку групп направления расходов по соответствующим источникам финансового обеспечения Плана финансово-хозяйственной деятельности. В обосновании передвижки следует указать цели, статью КОСГУ, причину.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


Реклама