Возмещение ущерба или возврат?
В каких случаях органы государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации должны требовать возврат предоставленных средств бюджета, а в каких — возмещение причиненного ущерба субъекту Российской Федерации?
В соответствии с Законом от 29 декабря 2015 г. № 406?ФЗ в статью 270.2 Бюджетного кодекса внесены изменения. Согласно им представление органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должно содержать требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства или требования о возврате предоставленных средств бюджета, а предписание — требования об устранении нарушений бюджетного законодательства и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Представление
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2. Бюджетного кодекса представление должно содержать информацию о нарушениях:
- бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями;
- целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.
Также представление должно содержать требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета.
Внимание!
Требования органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащиеся в представлении, должны вытекать из информации о вышеперечисленных нарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) могут предоставляться субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Указанные субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения юридическими лицами — получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом важно, чтобы нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, отвечали требованиям пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, то есть определяли в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Таким образом, объектам контроля, нарушившим определенный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок возврата средств в бюджет субъекта Российской Федерации в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, правомерно направить представление. Этот документ должен содержать информацию о нарушении указанного порядка и требования о возврате предоставленных средств бюджета.
Предписание
В соответствии с пунктом 3
статьи 270.2. Бюджетного кодекса предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля содержит требования, обязательные для исполнения, об устранении нарушений и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
При этом состав нарушений, требования об устранении которых предъявляет орган государственного (муниципального) финансового контроля в предписании, не меняется — он такой же, как и в представлении.
Принимаем решение
Орган внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации самостоятельно принимает решение о том, что направить объекту контроля: представление или предписание, если нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не определено иное.
При принятии данного решения в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости достижения с максимально возможной эффективностью одной из основных целей контрольной деятельности — возмещения бюджетных средств, использованных с нарушениями бюджетного законодательства, условий договоров (соглашений, иных документов), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В случае нарушения объектом контроля положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, договоров (соглашений), которыми предусмотрен возврат предоставленных средств бюджета, орган внутреннего государственного финансового контроля может требовать возврат соответствующих средств.
Если такие нормы о возврате предоставленных средств бюджета при совершении нарушения (действия, бездействия), выявленного органом государственного (муниципального) финансового контроля, отсутствуют, или по объективным причинам указанный возврат невозможен, то объекту контроля целесообразно направить предписание с требованием о возмещении выявленного ущерба публично-правовому образованию.