Меры принуждения в Бюджетном кодексе

Статьей 136 Бюджетного кодекса установлено, что в случаях, определенных бюджетным законодательством, финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, включая случаи, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса. Принятие решения о применении бюджетных мер принуждения является правом или обязанностью финансовых органов?

Согласно букве закона

В соответствии с частью 5 статьи 136 Бюджетного кодекса финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) межбюджетных трансфертов местным бюджетам:

при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством;

при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьей 107 Бюджетного кодекса;

в случаях, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса (в ней установлены виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение).

Порядок принятия указанного решения устанавливается финансовыми органами самостоятельно.

Согласно части 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении таких мер.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (ч. 5 ст. 306.2 БК РФ). Он должен содержать основания для применения бюджетных мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом, и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

Основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения являются:

отсутствие оснований для применения бюджетных мер принуждения в уведомлении;

формирование уведомления и его направление в финансовый орган с нарушениями порядка осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю или порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

В соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении таких мер по каждому нарушению, указанному в уведомлении.

Права и обязанности

Рассматривая во взаимосвязи положения статей 136, 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса, финансовый орган субъекта РФ имеет следующие права и обязанности.

Во-первых, при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьей 107 Бюджетного кодекса, он вправе:

принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам или не принимать такое решение;

определить сумму средств, подлежащих приостановлению (сокращению).

Во-вторых, финансовый орган субъекта РФ при получении уведомления органа государственного (муниципального) финансового контроля о применении бюджетных мер принуждения обязан принять одно из следующих решений:

о применении бюджетной меры принуждения (в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и (или) бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование ими, пеней за несвоевременный возврат средств бюджета);

об отказе в применении бюджетных мер принуждения.

Также финансовый орган обязан указать в решении о применении бюджетной меры принуждения сумму, подлежащую приостановлению (сокращению) и (или) бесспорному взысканию, соответствующую сумме средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению. Эта сумма не определяется финансовым органом — она указана в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Исключение составляет сумма платы за пользование бюджетными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, которая рассчитывается финансовым органом на дату применения бюджетных мер принуждения.

Таким образом, при выявлении органом государственного (муниципального) финансового контроля бюджетного нарушения и направлении им уведомления о применении бюджетных мер принуждения право финансового органа, установленное статьей 136 Бюджетного кодекса, заключается в возможности выбора бюджетной меры принуждения из перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 306.2 указанного кодекса.


Реклама