Различия в порядке ведения учета в казенных и бюджетных (автономных) учреждениях

Практика показывает, что при контрольно­ревизионных мероприятиях нередко уделяется внимание именно особенностям учета. Различия в порядке ведения учета в казенных и бюджетных (автономных) учреждениях на первый взгляд могут показаться незначительными. Поэтому есть смысл рассмотреть их подробнее.

Согласно пункту 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция № 157н) данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждения должны быть сопоставимы вне зависимости от типа учреждения, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности. Поэтому учет в учреждениях всех трех типов должен был бы вестись по единым принципам. В целом это так и есть. Но с принятием двух новых приказов Минфина России № 227н[1] и 228н[2], внесших изменения соответственно в Инструкции № 174н[3] и 183н[4], возникли некоторые различия в учете казенных и бюджетных (автономных) учреждений.

Расчеты с покупателями нефинансовых активов

При расчетах с покупателями нефинансовых активов (кроме товаров и готовой продукции) начисление задолженности покупателям нефинансовых активов (кроме товаров и готовой продукции) в учете учреждения отражается записями в зависимости от его типа:

  • казенные учреждения — на аналитических счетах 205 71 — 205 74;
  • бюджетные и автономные учреждения — на аналитическом счете 209 83.

Для казенных учреждений в пункте 123 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), есть прямые указания об отражении начисления доходов будущих периодов от реализации основных средств на счете 0 205 71 000. Согласно пункту 91 Инструкции № 162н и пункту 100 таблицы корреспонденций счетов, приведенной в Приложении № 1 к Инструкции № 162н (далее — Таблица), поступления доходов от реализации отражаются записью с кредита счета 0 205 70 000. Начисление доходов от реализации сопровождается записью по дебету счета 0 205 70 000 (п. 16.1 Таблицы). Указания об отражении счета 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» в Инструкции № 162н в корреспонденциях нигде не упоминаются.

Таким образом, Инструкция № 162н в отношении использования счетов 0 205 71 000 — 0 205 74 000 в казенных учреждениях содержит однозначные указания.

Такие же прямые указания содержатся в Инструкциях № 174н и 183н. Счета 0 205 71 000 — 0 205 74 000 упоминаются в Инструкциях № 174н и 183н, потому что они есть в общей Инструкции № 157н. На этом основании данные счета можно полагать доступными для бюджетных и автономных учреждений. Но они есть только в перечне аналитических счетов синтетического счета 0 205 70 000, а также в корреспонденциях со счетами учета денежных средств. Описания корреспонденций счетов по начислению, отражаемые в дебет счетов 0 205 71 000 — 0 205 74 000, отсутствуют. Также нет корреспонденции счета 0 209 83 000 со счетами учета денежных средств. Зато в Инструкциях № 174н и 183н присутствуют указания начислять:

  • доходы будущих периодов от реализации нефинансовых активов по дебету счета 0 209 83 000 (п. 93 Инструкции № 174н). Для автономных учреждений аналогичное указание отсутствует;
  • доходы от реализации нефинансовых активов (кроме товаров и готовой продукции) по дебету счета 0 209 83 000 (п. 150 Инструкции № 174н, п. 178 Инструкции № 183н).

Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений предписано начислять задолженность покупателям в дебет счета 2 209 83 000, а поступление оплаты (и возврат оплаты) отражать в корреспонденции со счетами 2 205 71 000 — 2 205 74 000. Чтобы исполнить эти указания инструкций, необходимо добавить еще одну корреспонденцию: между счетами 2 205 71 000 — 2 205 74 000 и 2 209 83 000.

Начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов отражается записью:


п/п

Содержание операции

Бухгалтерская запись

Пункты
в Инструкциях

Дебет

Кредит

№ 174н

№ 183н

1

Начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов

2 209 83 560

«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»

2 401 40 172

«Доходы будущих периодов от операций с активами»

93

 

2

Начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров

2 209 83 560 (000)

«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам» («Расчеты по иным доходам»)

2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

150

178

3

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

2 201 11 510 (000)

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

(«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства)

2 205 70 660 (000)

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с активами» («Расчеты по доходам от операций с активами»)

94

97

4

Закрытие расчетов по реализации нефинансовых активов (кроме товаров и готовой продукции)

2 205 70 560 (000)

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с активами» («Расчеты по доходам от операций с активами»)

2 209 83 660 (000)

«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам» («Расчеты по иным доходам»)

Добавить в учетную политику

Уменьшение плановых назначений по доходам и расходам

Согласно пункту 311 Инструкции № 157н изменения в показателях утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), утвержденные (принятые) в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта: при утверждении увеличения показателей — со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей — со знаком «минус».

Для казенных учреждений это указание — отражать в учете уменьшение плановых показателей такой же корреспонденцией, что и сами плановые показатели, только со знаком «минус», — установлено для всех видов плановых показателей по расходам: и для бюджетных ассигнований, и для лимитов бюджетных обязательств. Но для плановых показателей по доходам пунктом 150 Инструкции № 162н предписано «суммы уменьшений прогнозных показателей отражать обратной корреспонденцией счетов».

То есть Инструкция № 162н только в одной норме противоречит пункту 311 Инструкции № 157н.


п/п

Содержание
операции

Бухгалтерская запись

Пункты
в Инструкции № 162н

Дебет

Кредит

1

Уменьшение прогнозных показателей по доходам

0 504 00 000

«Сметные (плановые, прогнозные) назначения»

0 507 00 000

«Утвержденный объем финансового обеспечения»

150

Для бюджетных и автономных учреждений указания, противоречащие пункту 311 Инструкции № 157н, были установлены не только в отношении изменения плановых показателей по доходам (п. 171, 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н), но также и по расходам (п. 171, 174 Инструкции № 174н, п. 200, п. 203 Инструкции № 183н):


п/п

Содержание
операции

Бухгалтерская запись

Пункты
в Инструкциях

Дебет

Кредит

№ 174н

№ 183н

1

Уменьшение прогнозных показателей по доходам

0 504 00 000

«Сметные (плановые прогнозные) назначения»

0 507 00 000

«Утвержденный объем финансового обеспечения»

171

177

206

2

Уменьшение прогнозных показателей по расходам

0 506 00 000

«Право на принятие обязательств»

0 504 00 000

«Сметные (плановые прогнозные) назначения»

171

174

200

203

Применение унифицированных форм первичных документов

Для казенных учреждений остаются актуальными следующие унифицированные формы первичных документов из группы 03 по ОКУД:

  • Требование-накладная (ф. 0315006). Для документального оформления внутреннего перемещения объектов нематериальных активов — предметов лизинга между материально ответственными лицами в учреждении (п. 12 Инструкции № 162н), списания товаров при их отпуске заказчику (п. 28 Инструкции № 162н), сумм на счетах 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» (п. 36 Инструкции № 162н);
  • Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007). Для документального оформления списания товаров при их отпуске заказчику (п. 28 Инструкции № 162н).

Бюджетные учреждения используют следующие унифицированные формы первичных документов из группы 03 по ОКУД:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) — для документального оформления принятия к бухгалтерскому учету объектов непроизведенных активов (п. 20 Инструкции № 174н);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) — для документального оформления принятия к бухгалтерскому учету объектов непроизведенных активов (п. 20 Инструкции № 174н).

Автономные учреждения применяют следующие унифицированные формы первичных документов из группы 03 по ОКУД:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). Используется для документального оформления передачи объектов основных средств, нематериальных активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), передачи объектов учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) (п. 28 Инструкции № 183н);
  • Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030). Применяется для документального оформления передачи объектов основных средств, нематериальных активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), передача объектов учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) (п. 28 Инструкции № 183н).

Таким образом, для каждого типа учреждения установлены разные нормы в отношении использования унифицированных форм первичных документов.


[1] Приказ Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н.

[2] Приказ Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 228н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н).

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н).


Реклама