Особенности учета налога на имущество в государственных (муниципальных) учреждениях
Довольно часто у учреждений возникают вопросы, связанные с начислением и уплатой налога на имущество. В отличие от рассмотренных нами ранее НДС и налога на прибыль[1] налог на имущество является региональным, и поэтому имеет особенности в части расчета налоговой базы и применения налоговых льгот. В статье рассмотрим общую схему обложения налогом на имущество, а также на примере нескольких регионов выделим особенности, которые необходимо учитывать учреждениям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, следовательно, особенности его начисления и уплаты регулируются и Налоговым кодексом, и законом субъекта РФ.
При установлении региональных налогов органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения:
- налоговые ставки;
- порядок и сроки уплаты налогов.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом и не определяются законом субъекта РФ:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- порядок исчисления налога (п. 3 ст. 12 НК РФ).
Следует иметь в виду, что общий перечень льгот по налогу на имущество для учреждений всех уровней бюджета установлен статьей 381 Налогового кодекса. Одновременно для отдельных плательщиков налога при наличии оснований для их использования налоговые льготы могут устанавливаться законами субъекта РФ.
Налогоплательщиками по налогу на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). При этом для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это также распространяется на имущество:
- переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление;
- внесенное в совместную деятельность;
- полученное по концессионному соглашению (ст. 374 НК РФ).
Внимание!
В перечне налогоплательщиков по налогу на имущество не представлены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Поэтому имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам РФ, а также муниципальным образованиям (имущество казны), не облагается налогом на имущество. Указанное имущество попадает в налоговую базу только после передачи его в оперативное управление учреждению и с момента регистрации по такому имуществу права оперативного управления. Указанный вывод приведен в письме Минфина России от 6 августа 2015 г. № 03-05-04-01/45434 (далее — Письмо № 03-05-04-01/45434).
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса учреждения не входят в перечень неплательщиков налога на имущество. Однако льгота в виде освобождения от уплаты налога может быть предусмотрена законом субъекта РФ. К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве освобождаются от уплаты налога.
Внимание!
Федеральные учреждения при определении налоговой базы и расчете налога на имущество пользуются только положениями Налогового кодекса вне зависимости от фактического места нахождения учреждения и его имущества.
Часто у учреждений возникает проблема с вновь выстроенными объектами недвижимого имущества. На практике возможна такая ситуация: построенное здание фактически эксплуатируется, подключено к системам коммуникаций, и производится оплата коммунальных услуг. При этом у учреждения отсутствует документ о государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. То есть у учреждения нет возможности принять к учету такой объект и отразить на счете 0 101 00 000 «Основные средства». Таким образом, в учете учреждения до возникновения права оперативного управления на соответствующее имущество на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их строительстве (создании), изготовлении, формирующая первоначальную стоимость объекта.
Возникает закономерный вопрос: надо ли учреждению платить налог на имущество по такому объекту за период фактической эксплуатации до получения свидетельства о регистрации?
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Правила бюджетного учета не позволяют принять такой объект к учету и отразить в составе основных средств. Таким образом, налоговой базы по налогу на имущество у учреждения не возникает. В случае отсутствия права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании учреждения, налог на имущество организаций не уплачивается. Указанный вывод содержится в Письме № 03-05-04-01/45434. Эта позиция подтверждается и налоговыми органами (письмо ФНС России от 20 августа 2015 г. № ПА-4-11/14732).
Особенности налогообложения и налоговые льготы для движимого имущества
В соответствии с пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса объектами налогообложения не являются:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в порядке, установленном законодательством;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
На последний пункт приведенного перечня следует обратить особое внимание. Формулировка была введена в Налоговый кодекс пунктом 55 Закона от 24 ноября 2014 г. № 366?ФЗ. В редакции Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2015 года, данный пункт звучал следующим образом: «движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств».
Таким образом, с 1 января 2015 года движимое имущество, включенное в 3–10 амортизационные группы, является объектом налогообложения. Однако при этом следует учитывать пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса, согласно которому движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, подпадает под льготу. При этом данная льгота не применяется в двух случаях:
- при принятии имущества к учету от реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- при передаче (включая приобретение) имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
Критерии зависимости лиц определяются в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса, согласно которому взаимозависимыми лицами признаются:
- организации в случае, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 %;
- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %;
- организации в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %;
- организация и лицо (в том числе физическое лицо), имеющие полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
- организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
- организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными на последней позиции данного перечня;
- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
- организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
- организации или физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %;
- физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Приведенный перечень достаточно обширный, однако не дает объяснений, являются ли взаимозависимыми лицами учреждение и его учредитель, ведь зачастую имущество учреждения передается ему учредителем. В таком случае действует пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса, согласно которому прямое или косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Аналогичной позиции придерживается Минфин России в своем письме от 28 мая 2015 г. № 03-05-05-01/30848.
Схожая проблема возникает и при назначении руководителей в территориальных органах власти. В указанной ситуации следует обратиться к письму Минфина России от 13 января 2016 г. № 03-05-04-01/315, согласно которому создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе порядок назначения их руководителей, возможно рассматривать как форму государственного контроля за деятельностью территориальных органов (участие Российской Федерации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти). Учитывая изложенное, осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий по назначению руководителей своих территориальных органов можно приравнять к косвенному участию Российской Федерации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания организаций взаимозависимыми лицами. Данная позиция согласована с ФНС России.
Федеральные и региональные налоговые льготы
Общий перечень налоговых льгот по налогу на имущество предусмотрен статьей 381 Налогового кодекса, согласно которому от налогообложения, в частности, освобождаются:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504;
- имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
- организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;
- судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны.
Как уже было сказано ранее, перечень налоговых льгот может быть дополнен законом субъекта РФ. К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. № 49-ЗРТ от налогообложения освобождается имущество организаций в отношении:
- объектов, признаваемых памятниками истории и культуры регионального и местного значения в установленном законодательством порядке и используемых для нужд культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обеспечения либо для осуществления религиозной деятельности;
- в отношении объектов жилищного фонда;
- в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ от уплаты налога на имущество освобождаются органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае, а также учреждения, находящиеся в ведении указанных органов, в части следующего имущества:
- памятники истории и культуры;
- автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные и пешеходные инженерные сооружения;
- многолетние декоративные и озеленительные насаждения;
- лесозащитные полосы и другие лесные полосы;
- искусственные насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей;
- объекты размещения отходов.
Указанная льгота не применяется в случае, если данное имущество используется в предпринимательской деятельности.
Налоговые ставки и порядок определения налоговой базы
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения);
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. При этом налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом субъект РФ при определении налога вправе их не устанавливать. По истечении каждого отчетного периода по общему правилу налогоплательщики исчисляют и уплачивают авансовые платежи. Если периоды установлены, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая ставка по налогу на имущество установлена пунктом 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ в размере 2,2 %. При этом законы субъекта РФ не могут ее увеличивать. Одновременно допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения. Так, ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2016 году 1,3 % (в 2017 году — 1,6 %). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504.
Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Пример 1
Бюджетное учреждение является плательщиком налога на имущество и уплачивает авансовые платежи. Ставка налога определена в 2,2 %.
Остаточная стоимость имущества составляет соответственно:
Месяц 2016 г. | Остаточная стоимость имущества (руб.) |
1 января | 12 000 000,00 |
1 февраля | 11 500 000,00 |
1 марта | 12 100 000,00 |
1 апреля | 10 760 000,00 |
1 мая | 10 560 000,00 |
1 июня | 11 050 000,00 |
1 июля | 11 080 000,00 |
1 августа | 10 100 000,00 |
1 сентября | 10 000 000,00 |
1 октября | 9 100 000,00 |
1 ноября | 9 650 000,00 |
1 декабря | 9 700 000,00 |
31 декабря | 9 300 000,00 |
Средняя стоимость имущества за I квартал = (12 000 000,00 + + 11 500 000,00 + 12 100 000,00 + + 10 760 000,00) : (3 + 1) =
= 11 590 000,00 рублей.
Авансовый платеж за I квартал = 11 590 000,00 × 2,2 % : 4 =
= 63 745,00 рублей.
Средняя стоимость имущества за полугодие =
= (12 000 000,00 + 11 500 000,00 + + 12 100 000,00 + 10 760 000,00 + + 10 560 000,00 + 11 050 000,00 + + 11 080 000,00) : (6 + 1) =
= 11 292 857,14 рубля.
Авансовый платеж за полугодие = 11 292 857,14 × 2,2 % : 4 =
= 62 110,71 рубля.
Средняя стоимость имущества за 9 месяцев =
= (12 000 000,00 + 11 500 000,00 + + 12 100 000,00 + 10 760 000,00 + + 10 560 000,00 + 11 050 000,00 + + 11 080 000,00+ 10 100 000,00 +
+ 10 000 000,00 + 9 100 000,00) :
(9 + 1) = 10 825 000,00 рублей.
Авансовый платеж за 9 месяцев = 10 825 000,00 × 2,2 % : 4 =
= 59 537,50 рубля.
Среднегодовая стоимость имущества = (12 000 000,00 + + 11 500 000,00 + 12 100 000,00 + + 10 760 000,00 + 10 560 000,00 + + 11 050 000,00 + 11 080 000,00+
+ 10 100 000,00 + 10 000 000,00 + + 9 100 000,00 + 9 650 000,00 +
+ 9 700 000,00 + 9 300 000,00) : (12 + + 1) = 10 530 769,23 рубля.
Сумма налога на имущество за год = 10 530 769,23 × 2,2 % -
— 63 745,00 — 62 110,71 — 59 537,50 = = 46 283,71 рубля.
Внимание!
При расчете авансового платежа следует отметить, что специального порядка расчета среднегодовой стоимости имущества для учреждений, созданных в течение отчетного периода, нет. Таким образом, при расчете авансового платежа по налогу будет все равно использоваться количество месяцев в отчетном периоде с начала года, а не количество месяцев с момента создания учреждения. Указанный вывод подтверждается письмом Минфина России от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26.
Пример 2
Бюджетное учреждение было создано 1 июля 2016 года. Определить сумму авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2016 года, если ставка налога определена в 2,2 %, а остаточная стоимость имущества составляет соответственно:
Месяц 2016 г. | Остаточная стоимость имущества (руб.) |
1 июля | 750 000,00 |
1 августа | 920 000,00 |
1 сентября | 980 000,00 |
1 октября | 910 000,00 |
Средняя стоимость имущества за 9 месяцев = (750 000,00 + + 920 000,00 + 980 000,00 +
+ 910 000,00) : (9 + 1) =
= 356 000,00 рублей.
Авансовый платеж за 9 месяцев = 356 000,00 × 2,2 % : 4 =
= 1 958 рублей.
Внимание!
Для некоторых объектов имущества (административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и т. д.) статьей 378.2 Налогового кодекса для расчета налога предусмотрено использование кадастровой стоимости. Такие объекты имущества подлежат налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Все учреждения (бюджетные, казенные и автономные) получают имущество на праве оперативного управления. Таким образом, положения статьи 378.2 Налогового кодекса на учреждения не распространяются. Данный вывод подтвержден письмом Минфина РФ от 21 мая 2014 г. № 03-05-05-01/24062.
Как было сказано ранее, налоговые ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ. Так, в соответствии с пунктом 3 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. № 49-ЗРТ налоговая ставка в 1,1 % установлена для научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в общем объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 % в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде.
Источники финансового обеспечения для оплаты налога на имущество
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
При формировании денежных средств на уплату налога на имущество бюджетным и автономным учреждениям следует учитывать категории имущества (недвижимое, особо ценное движимое и иное движимое).
В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением при этом осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Аналогичная норма закреплена в пункте 3 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174?ФЗ «Об автономных учреждениях» — финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
То есть учреждения вправе заложить средства для уплаты налога на имущество в расчет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Для федеральных учреждений порядок формирования государственного задания установлен постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Постановление № 640). В соответствии с пунктом 33 Постановления № 640 в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, то затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Этот показатель определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов от платной деятельности.
Таким образом, источником финансового обеспечения для оплаты налога на имущество могут быть и собственные доходы учреждения.
Бухгалтерское оформление операций с налогом на имущество
В соответствии с пунктом 263 Инструкции № 157н расчеты учреждений по налогу на имущество оформляются с использованием счета 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций».
Приказами Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н и 228н были внесены изменения в порядок начисления налога на имущество соответственно для бюджетных и автономных учреждений. Согласно пункту 131 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, и пункту 159 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, начисление сумм налога на имущество отражается записью:
Дебет 0 401 10 100, 0 401 20 200, 0 109 00 000, 0 106 00 000
«Доходы экономического субъекта», «Расходы экономического субъекта», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», «Вложения в нефинансовые активы»
Кредит 0 303 12 000
«Расчеты по налогу на имущество организаций».
Таким образом, налог на имущество можно начислять в уменьшение доходов, например, полученных по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», используемому в 2016 году для:
- начисления доходов от оказания платных услуг (работ);
- отражения доходов от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Внимание!
Порядок начисления налога на имущество целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.
[1] См. журналы «Бюджетный учет» № 4/2016, C. 32–39, № 5/2016, C. 18–26, № 6/2016,
C. 22–29, № 7/2016, C. 20–29.