Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Может ли постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов производить списание финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженностей?


В соответствии с пунктом 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), оформленного оправ­дательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством.

Право постоянной Комиссии по поступлению и выбытию активов производить списание финансовых активов, задолженности также подтверждается нормой пункта 339 Инструкции № 157н, указывающей, что дебиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента принятия Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения.

В письме Минфина России от 30 июня 2016 г. № 02-07-05/38450 также указано, что на основании решений Комиссии осуществляются принятие к учету, перемещение и выбытие объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (полезного использования), определение текущей оценочной стоимости безвозмездно полученного имущества, определение срока полезного использования имущества в целях начисления амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве и в документах производителя, а также изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенных достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.

Кроме того, на основании решений Комиссии осуществляется списание с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также списание с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию (в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Учитывая изложенное и принимая во внимание многофункциональность деятельности Комиссии, по нашему мнению, решением руководителя учреждения возможно определить несколько направлений деятельности Комиссии с распределенными полномочиями.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения Комиссии о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству. При этом забалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).

Если не возникает возможности возобновления процедуры взыскания задолженности, то списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 6 Инструкции № 157н к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках своей учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Какой записью оформить безвозмездную передачу объекта имущества казны муниципальному бюджетному учреждению в оперативное управление?


Согласно пункту 29 Инструкции № 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными созданными на базе государственного (муниципального) имущества государственными (муниципальными) организациями в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения) осу­ществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения ре­естра государственного (муниципального) имущества публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).

Операции с объектами в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете на основании информации из указанного ре­естра. При этом порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны и периодичность отражения операций в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату) (абз. 2, 3 п. 145 Инструкции № 157н).

В учете передающей стороны производится запись в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н):

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 108 ХХ[1] 410
«Уменьшение стоимости имущества, составляющего казну»
— передан объект имущества казны.

Одновременно производится запись на сумму ранее начисленной амортизации:

Дебет 0 104 ХХ1 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости имущества в составе имущества казны»
Кредит 0 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— передана сумма амортизации, начисленной на объект имущества казны.

Получение объекта имущества казны в оперативное управление в учете муниципального бюджетного учреждения оформляется записью в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н:

Дебет 4 101 ХХ1 310
«Увеличение стоимости имущества учреждения»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы»
— получен в оперативное управление объект имущества казны.

Одновременно к учету принимается сумма ранее начисленной амортизации:

Дебет 0 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 0 104 ХХ1 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости имущества учреждения»
— принята к учету амортизация полученного объекта.

Также принимающей стороной производится единовременное начисление амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны:

Дебет 0 401 20 271, 0 109 70 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»
Кредит 0 104 ХХ1 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости имущества учреждения»
— начислена амортизация полученного объекта.

Аналогично отражается ежемесячное начисление амортизации начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия оборудования в оперативное управление.

Отвечала Е. М. ШАХОВА,
аудитор

В учете автономного учреждения отражена кредиторская задолженность за 2014 год по услугам связи. По данным поставщика размер задолженности другой. Может ли учреждение принять задолженность поставщика по акту сверки и оплатить?


Принять задолженность по акту сверки нельзя. С помощью актов сверки (подтверждающих писем) взаимных расчетов стороны осуществляют сверку сумм задолженности, числящейся в бухгалтерском учете каждой из сторон.

При разногласиях покупатель и поставщик должны сверить наличие заключенных договоров, первичные документы, выявить причину расхождения и при необходимости внести исправления в учет.

Следует учитывать, что акт сверки расчетов с поставщиком первичным документом не является.

Отвечала Ю. Л. АНОХИНА, консультант

В уставе МУПа указано, что «Уставный фонд предприятия составляет 100 000 руб.». Собственник (учредитель) передает имущество в хозяйственное ведение как взнос в уставный капитал 700 000 рублей, амортизация которого составляет 300 000 рублей.
1. Какие документы должны быть представлены бухгалтеру для отражения в бухгалтерском учете операций на счете 1 204 32 000 «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий» при создании МУПа?
2. Какие бухгалтерские записи должен сделать бухгалтер собственника (учредителя) по данной операции?
3. Как отражается на счете 1 204 32 000 «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий» имущество, переданное в хозяйственное ведение МУПа?


Согласно нормам гражданского законодательства собственник имущества формирует уставный фонд муниципального унитарного предприятия как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества и/или имущественных прав (абз. 2 п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 12 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161?ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Решение об учреждении МУПа принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно устанавливать цели и предмет деятельности муниципального унитарного предприятия.

Бухгалтерские записи по операциям по передаче имущества в уставный фонд МУПа будут следующими:

Дебет 1 215 32 530
«Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»
Кредит 1 101 ХХ[2] 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— формирование вложений в форме основных средств в уставный фонд МУПа в сумме остаточной стоимости 400 000 руб.;

Дебет 1 104 ХХ2 410
«Уменьшение за счет амортизации основных средств»
Кредит 1 101 ХХ2 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— передача в уставный фонд МУПа основных средств в части начисленной амортизации в сумме 300 000 руб.;

Дебет 1 204 32 530
«Увеличение участия в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»
Кредит 1 215 32 630
«Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»
— отражение сформированной стоимости финансового вложения учреждения в виде вклада в уставный фонд МУПа в сумме фактических вложений (700 000 руб.);

Дебет 1 215 32 530
«Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражение положительной разницы между стоимостью вложений в уставный капитал и балансовой (остаточной) стоимостью имущества (300 000 руб.).

На счете 1 204 32 000 отражается сумма фактических вложений в уставный фонд (700 000 руб.).

Обратите внимание, что в устав МУПа необходимо внести изменения в части увеличения суммы уставного фонда.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

[1] Проставляются соответствующие счета аналитического учета.

[2] Проставляются соответствующие счета аналитического учета.


Реклама