Всероссийское совещание казначеев и финансистов

13 и 14 сентября 2016 года Минфин России и Федеральное казначейство провели видеоконференцию по вопросам бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Как всегда, журнал «Бюджетный учет» принял участие в столь значимом событии.

В совещании приняли участие представители Минфина России, Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных органов Федерального казначейства и представители организаций — разработчиков программного обеспечения.

Открыл видеоконференцию руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин. Он поприветствовал слушателей и отметил, что ежегодное совещание по вопросам ведения бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности стало уже традиционным. Роман Евгеньевич выразил уверенность, что, несмотря на то что оно проводится в режиме видеоконференции и общение виртуальное, работа будет интересной и продуктивной.

Далее выступавший огласил программу, которая оказалась весьма насыщенной. В первую очередь это были темы, непосредственно связанные с ведением бюджетного учета и формированием отчетности. Учитывая комплексный характер многих проблем, предстояло обсуждение новаций бюджетного законодательства, вопросов планирования и исполнения бюджета, кассового обслуживания, бюджетной классификации, финансового контроля и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

И, конечно, наряду с текущими методологическими вопросами и проблемами, как заметил руководитель Казначейства России, необходимо обсудить и перспективные задачи и проекты: централизация бухгалтерского учета и формирования отчетности для федерального бюджета на уровне Федерального казначейства, использование в работе инструментов электронного бюджета.

Роман Евгеньевич отметил, что сегодня бухгалтерский учет каждого клиента это десятки задействованных работников. Благодаря автоматизации всех бизнес-процессов в электронном бюджете эту работу в дальнейшем может делать Казначейство России. Такой подход позволит оптимизировать операционные издержки и повысить эффективность бюджетных расходов. Ну а клиенты — федеральные органы власти — смогут сосредоточиться на выполнении своих основных функций и задач.

Роман Евгеньевич поздравил участников совещания с прошедшим Днем финансиста, пожелал всем крепкого здоровья, благополучия и успехов в трудовой деятельности.

Далее выступила Светлана Викторовна Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Она осветила актуальные вопросы бухгалтерского учета и отчетности на 2017 год и остановилась на проблемных моментах применения методологии бухгалтерского учета и отчетности в 2016 году.

В частности, Светлана Викторовна коснулась вопросов централизации бухгалтерского учета. Она отметила, что создавать условия по централизованному ведению бухгалтерского учета (отдельных учетных процедур), по централизации представления (получения) бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо не только на уровне федерального бюджета, но и на уровне субъектов Российской Федерации, и прежде всего на уровне муниципалитетов. Ряд субъектов уже реализуют принципы централизации в настоящее время, например, обеспечивают условия по централизованному представлению отчетности каждым учреждением (субъектом отчетности) в едином программном поле (посредством ППО, обеспечивающего веб-консолидацию), и (или) по ведению бюджетного учета (бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений) специализированным учреждением, выполняющим функции централизованной бухгалтерии. Каждый выбирает свой способ централизации: либо процессинга, либо технологий, либо кадровых ресурсов. Лучше всего — найти баланс между этими методами.

Далее Светлана Викторовна остановилась на отчетности. Она уточнила, что серьезных методологических изменений при формировании отчетности за 2016 год не планируется. Необходимые разъяснения особенностей формирования отчетных форм за 2016 год были доведены до всех финансовых органов субъектов РФ и в их лице — до финансовых органов местных бюджетов, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, а также до государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений системными письмами. В настоящее время рекомендации, ранее отраженные в системных разъяснениях, легли в основу подготовленного Минфином России совместно с Федеральным казначейством проекта приказа. При этом в указанном проекте приказа предусматривается отдельный раздел, предназначенный только для федерального бюджета и предусматривающий изменения порядка представления отчетности за 2016 год посредством интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» параллельно с привычной схемой представления отчетности, предусмотренной в настоящее время приказами Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н и от 25 марта 2011 г. № 33н.

Светлана Викторовна обратила внимание на изменения, вводимые в действие с 1 января 2017 года, которые повлияют на порядок ведения бухгалтерского учета организаций государственного сектора.

Например, с 1 января 2017 года будет применяться новый ОКОФ. Это означает, что произойдет переход на новые принципы аналитической детализации отдельных объектов основных средств с учетом новых амортизационных групп.

Так, по основным средствам, принимаемым на бухгалтерский учет в 2017 году, будет начисляться амортизация исходя из предельной границы амортизационной группы, определенной согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», вступающему в действие с 1 января 2017 года в новой редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640.

Однако весь спектр основных средств, которые были поставлены на учет до 1 января 2017 года, будет учитываться, как и ранее — начисление амортизации в 2017 году по таким основным средствам будет осуществляться исходя из срока эксплуатации, определенного на момент принятия к учету (т. е. по правилам, действующим до 1 января 2017 года).

Кроме того, с 1 января 2017 года произойдет переход на применение нового классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). В следующем году изменения, вводимые данным классификатором, для целей бухгалтерского учета применяться не будут. Вместе с тем влияние указанного классификатора на определение аналитических групп запасов (материальных запасов) состоится несколько позже. Поскольку с 1 января 2017 года вводятся новые процессинги формирования закупочных процедур (планы-графики, планы-графики закупок), необходимо впоследствии перейти на новые подходы учета материальных запасов с точки зрения классификационных принципов видов продукции. Такая работа проведена. На сегодняшний день подготовлен проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы». Данный проект размещен на сайте Минфина России и в настоящее время проходит публичное обсуждение. При формировании данного стандарта были переквалифицированы учетные процедуры материальных запасов на новые классификационные принципы, увязавшие закупочную процедуру с аналитическим учетом по запасам.

Дополнительно Светлана Викторовна обратила внимание, что все государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения обязаны с 1 января 2017 года вести бухгалтерский учет по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов. Это позволит обеспечить раскрытие информации по видам деятельности (выполняемым учреждениями функциям).

Следующим докладчиком была Наталья Александровна Сафарова, начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России.

Она ознакомила слушателей с вопросами применения бюджетной классификации на 2017 год и рассмотрела проблемы 2016 года. Как заметила Наталья Александровна, в дополнение к приказам по бюджетной классификации разрабатывается ряд методических материалов, которые находятся в открытом доступе на сайте Минфина России. Все изменения, которые вносятся в Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, в обязательном порядке сопровождаются сопоставительными таблицами.

Также выступающая перечислила документы, в которых даны системные рекомендации. Например, привела письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. № 16-01-08/42065. Им доведены методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Также докладчица разъяснила порядок отражения расходов на выплаты при увольнении, связанном с проведением организационно-штатных мероприятий, и на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и другие интересные моменты.

Далее слово взял Антон Викторович Дубовик, заместитель руководителя Федерального казначейства. Он подвел итоги и перечислил перспективные задачи ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в публично-правовых образованиях. Также выступающий рассмотрел итоги формирования и представления годовой бюджетной отчетности за 2015 год, рассказал о подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» как об инструменте совершенствования учетных и отчетных процедур, о развитии процедур учета бюджетных и денежных обязательств в органах Федерального казначейства и финансовых органах.

Антон Викторович перечислил основные организационно-методические проблемы при формировании бюджетной отчетности. Это:

  • недостаточная автоматизация процедур;
  • децентрализованный характер используемых информационных систем;
  • отсутствие унифицированных бизнес-процессов;
  • высокие транзакционные издержки, связанные с многочисленными выверками данных;
  • недостаточный внутренний контроль учетных данных;
  • проблемы комплектования учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами;
  • выполнение бухгалтерскими работниками иных, непрофильных, функций (например, закупочная деятельность).

Антон Викторович отметил, что в ходе подготовки к отчетности Федеральное казначейство неоднократно обращалось к финансовым и территориальным органам с просьбой помочь обкатать реализуемые технологию, методологию и методическое обеспечение. От лица Федерального казначейства он выразил благодарность Минфину Омской области, Республики Калмыкия, Сахалинской области. В части территориальных органов Федерального казначейства большую помощь оказали УФК по Калужской и Смоленской областям, по Краснодарскому краю. И, конечно, огромное спасибо Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства — органу, через который проходят все новации.

Антон Викторович коснулся темы централизации. Казначейство начало работать по этой проблеме с трех подходов, таких как централизация:

  • технологическая — совокупность программно-технических решений, обеспечивающих функционирование единого информационного пространства ведения учета и формирования отчетности субъектами учетных и отчетных процедур;
  • функциональная (передача) — передача субъектами учетных и отчетных процедур полномочий по ведению учета и формированию отчетности специализированному органу;
  • функциональная (перераспределение) — перераспределение обязанности по ведению учета операций по отдельным субъектам (объектам) между субъектами учетных процедур.

Он также привел проект статьи, которую планируют ввести в Бюджетный кодекс: «Статья <...> Централизованное ведение учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности о государственных (муниципальных) финансах».

Полномочия организаций сектора государственного (муниципального) управления по ведению бюджетного учета, бухгалтерского учета учреждений, а также полномочия по составлению, представлению бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений могут быть переданы ими на основании договора специализированным организациям (централизованным бухгалтериям) и (или) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Антон Викторович рассказал о перспективной модели учета бюджетных и денежных обязательств и о реформировании системы бюджетных платежей — новой учетной модели Федерального казначейства.

Александр Александрович Болдырь, начальник отдела методологии финансового менеджмента в государственном секторе Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, коснулся вопросов состояния системы внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита, в том числе оценки качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств соответствующих бюджетов Российской Федерации. По словам выступавшего, Закон от 23 июля 2013 г. № 252?ФЗ изменил саму идею государственного контроля в области финансов, появилось четкое разделение, кто осуществляет государственный финансовый контроль, что такое внутренний финансовый контроль, что такое внутренний финансовый аудит. После принятия этого закона вышло постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 об утверждении правил осуществления внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита. А Минфин России выпустил приказ от 7 сентября 2016 г. № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля».

Далее выступили Наталья Викторовна Ерохова, заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. Она озвучила актуальные вопросы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Потом слово взяла Наталья Геннадьевна Кобзева, начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. В частности, она привела порядок заполнения реестра администрируемых доходов.

Закончила первый день совещания Анна Николаевна Кривенец, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Она остановилась на изменениях сложившегося механизма, который ранее применяли в части расчетов между учреждением и учредителем. Также она коснулась тем расчетов по субсидиям, отражения в отчетности администрируемых доходов и многого другого.

Второй день совещания начался с выступления Галины Анатольевны Селезневой, заместителя директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России. Она рассказала об изменениях в планировании финансово-хозяйственной деятельности учреждений и совершенствовании внутреннего государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

Далее слово взяла Татьяна Васильевна Саакян, директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России. Темой ее доклада были новые нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения федерального бюджета, а также финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в 2017 году. Она обратила внимание на пункт 5 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2017 года. В соответствии с ним федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами будут осуществлять контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Такой контроль позволит не допустить, чтобы закупки планировались без достаточного источника финансового обеспечения.

Продолжила тему контроля Вероника Александровна Сергеева, заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России. Она ознакомила слушателей с постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое вступит в силу с 1 января 2017 года. На этом документе базируются основные правила контроля. Следующим нормативным актом является постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084, регулирующее порядок внесения в реестр контрактов информации по контрактам, заключенным с заказчиками. В этом документе нужно обратить внимание на два пункта: 12 и 13. Они обязывают Федеральное казначейство осуществлять проверку определенной информации при внесении ее в реестр госконтрактов.

Евгений Николаевич Васильев, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, прочитал доклад на тему: «Актуальные вопросы бюджетного и казначейского учета по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и операциям со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц». В частности, он остановился на теме ведения бюджетного учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета ТОФК с 2017 года.

Также выступила Наталия Евгеньевна Маркова, начальник отдела отчетности об исполнении бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Она озвучила практические вопросы формирования отчетности с учетом положений приказов Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 199н и от 31 декабря 2015 г. № 229н.

Наталия Евгеньевна осветила вопросы, которые возникали при формировании и представлении отчетности на 1 июля 2016 года, чтобы в дальнейшем она стала более качественной и достоверной. В соответствии с приказами Минфина России были изданы совместные письма, разъясняющие особенности составления и представления месячной и квартальной отчетности в 2016 году. Это:

  • совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17 марта 2016 г. № 02-07-07/15237 / 07-04-05/02-178 «О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2016 году»;
  • совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 23 марта 2016 г. № 02-07-07/16375 / 07-04-05/02-200 «О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов в 2016 году»;
  • дополнительное письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. № 02-07-07/18598 «Об особенностях составления и представления квартальной бюджетной отчетности в 2016 году»;
  • совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. № 02-07-07/39110 / 07-04-05/02-493 «Об отдельных вопросах составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2016 году»;
  • дополнительное письмо Минфина России от 18 июля 2016 г. № 02-06-07/41975.

Елена Владимировна Бусурина, начальник отдела технологического обеспечения кассового исполнения доходов бюджетов, учета и отчетности Управления финансовых технологий Федерального казначейства, разъяснила правила технологического обеспечения процесса централизованного составления, представления бюджетной отчетности ГРБС, ГВФ, ФО, ТОФК, бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений, свода и консолидации отчетности об исполнении федерального бюджета в подсистеме учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Байрта Владимировна Салдусова, заместитель руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (МОУ ФК), рассказала об отдельных моментах формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности и проанализировала основные ошибки в отчетных формах финансовых органов, представленных в МОУ ФК.

Лариса Валерьевна Кашурина, начальник отдела отчетности о кассовом исполнении бюджетов МОУ ФК, продолжила тему формирования отчетности. В частности, она отметила, что в 2016 году в соответствии с приказом Федерального казначейства от 4 декабря 2015 г. № 339 изменился срок представления в МОУ ФК Отчета об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981). Отчет сдается ежедневно до 18:00 по московскому времени, в первый рабочий день, следующий за отчетной датой.

Закончил совещание представитель компании по програм­мному обеспечению.


Реклама