Новые правила контроля
Недавно Минфин России утвердил изменения в сфере регулирования внутреннего финансового контроля и оценки качества финансового менеджмента. Александр Александрович БОЛДЫРЬ, экономист, государственный советник Российской Федерации 3 класса, разъясняет основные моменты нововведений.
В целях реализации полномочий Минфина России по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, совершенствования и повышения эффективности внутреннего финансового контроля Минфином России приказом от 7 сентября 2016 г. № 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля (далее — Методические рекомендации). Они являются развитием Методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 19 января 2015 г. № 02-11-05/932 и отозванных по представлению Минюста России от 22 января 2016 г. № 01/5957-АК.
В Методических рекомендациях определены виды бюджетных рисков, перечень мероприятий по улучшению системы внутреннего финансового контроля, форма Пояснительной записки к Отчету о результатах внутреннего финансового контроля.
Также приведены новые примеры операций, включенных в образец карты внутреннего финансового контроля, уточнен перечень причин возникновения бюджетных рисков.
Виды контроля
Методические рекомендации раскрывают, каким образом главному администратору (администратору) бюджетных средств необходимо организовывать и осуществлять внутренний финансовый контроль.
Задачами внутреннего финансового контроля являются: управление бюджетными рисками; оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства, недостатков в сфере бюджетных правоотношений.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении внутренних бюджетных процедур — полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.
Методами внутреннего финансового контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.
Смежный контроль осуществляется путем согласования (подтверждения) операций других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется в отношении документов, представленных подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств, а также путем анализа и оценки информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств — мониторинга качества финансового менеджмента.
Внутренний финансовый контроль осуществляется на основании карты внутреннего финансового контроля — оперативного плана контроля. Ее составляют в каждом подразделении главного администратора (администратора) бюджетных средств. А результаты внутреннего финансового контроля (выявленные в ходе внутреннего финансового контроля недостатки, нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению) отражаются в регистрах (журналах) отчетности о результатах внутреннего финансового контроля. По итогам рассмотрения проведенного анализа результатов внутреннего финансового контроля принимаются управленческие решения по повышению эффективности осуществления внутреннего финансового контроля.
Бюджетные риски
Раньше бюджетные риски подразделялись на риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и принципа эффективности использования бюджетных средств. Сейчас бюджетные риски дополнены рисками несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур и недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи обратите внимание на то, что результаты оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами, характеризуют эффективность работы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита у этих главных администраторов. Указанные результаты являются «целеуказанием» для направлений работы по улучшению осуществления внутреннего финансового контроля.
Особенности финансового менеджмента
На федеральном уровне бюджетной системы Российской Федерации оценка качества финансового менеджмента осуществляется Минфином России. Это происходит в соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н (далее — Положение). Минфин России ежеквартально осуществляет расчет показателей качества финансового менеджмента в соответствии с Положением и формирует отчеты о результатах ежеквартального и годового мониторинга качества финансового менеджмента. Они представляются в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Система показателей качества финансового менеджмента по сути своей является реестром основных рисков некачественного исполнения процедур бюджетного процесса.
В заключение
Приказом Минфина России от 14 октября 2015 г. № 159н в Положение внесены изменения в части оценки качества организации внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля у главных администраторов средств федерального бюджета на соответствие предъявляемым требованиям. Они установлены Правилами осуществления главными администраторами (администраторами) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193. А приказом Минфина России от 20 сентября 2016 г. № 159н[1] внесены изменения в Положение, усилен вес группы показателей, характеризующих качество осуществления внутреннего финансового контроля и аудита. Также органы государственного финансового контроля обратили внимание на то, что при проведении контрольных мероприятий выявляется много нарушений ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. В этой связи введен показатель, который характеризует качество ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности главным администратором в текущем финансовом году и плановом периоде.
Обратите внимание: вышеуказанный приказ отменил действие приказа Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля». Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит только в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (п. 5 ст.
[1] На момент сдачи номера находился на регистрации в Минюсте России