Порядок проведения операций по завершению исполнения федерального бюджета на 2016 год
Операции по завершению финансового года хронологически охватывают период конца одного календарного года — начала другого календарного года и осуществляются одновременно с процессом начала нового финансового года. И это, пожалуй, самый сложный период.
В конце 2016 года идут два параллельных процесса: по операциям текущего финансового года (бюджет на 2016 год) и очередного финансового года (бюджет на 2017 год и плановый период
Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок проведения операций по завершению исполнения федерального бюджета, являются:
-
Бюджетный кодекс (ст. 242 «Завершение текущего финансового года»);
-
Положение о порядке завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах), утвержденное совместным приказом Минфина и Банка России от 12 ноября 2008 г. № 127н /
328-П; - Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Минфина России от 6 июня 2008 г. № 56н.
-
Закон от 14 декабря 2015 г. № 359‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;
-
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 187н (далее — Порядок № 187н);
-
Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденные приказом Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. № 10н;
-
другие нормативные правовые акты Минфина России и Федерального казначейства.
Кроме того, традиционно Федеральное казначейство разрабатывает и направляет для руководства график совершения операций в конце — начале года. Указанный график фактически представляет собой переложение условных дат отдельных положений вышеуказанных нормативно-правовых актов на конкретные даты, то есть выступает своеобразным календарем, в котором определены крайние сроки проведения конкретных операций и ответственные исполнители.
Операции по завершению исполнения расходной части федерального бюджета
Важным моментом завершающего этапа исполнения федерального бюджета по расходам является установление предельных сроков представления документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись и по доведению бюджетных данных. При этом в зависимости от предмета бюджетного обязательства, на который предполагается их доведение, можно выделить шесть групп бюджетных обязательств, по которым оговариваются отдельные сроки:
-
обязательства в части федеральных адресных инвестиционных программ (далее — ФАИП);обязательства, возникшие в случае принятия нормативно-правовых актов Российской Федерации и в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение на взыскания на средства федерального бюджета;
-
обязательства на осуществление выплаты пенсий на основании статьи 56 Закона от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон №4468-1);
-
обязательства по источникам финансирования дефицита бюджета;возврат остатков средств федерального бюджета, не использованных иными получателями средств;
соответственно — все остальные обязательства, за исключением вышеперечисленных (основная группа).
В таблице зеленым цветом выделены даты, которые специально установлены для этих групп обязательств, синим цветом — даты, которые установлены исходя из общих норм, не имеющих специальных оговорок.
Отметим, что в связи со вступлением в силу Порядка № 187н в отличие от предыдущих лет в 2016 году не установлен предельный срок для представления ГРБС в Минфин России предложений по внесению изменений в показатели сводной бюджетной росписи. При представлении предложений необходимо учитывать двенадцать рабочих дней (п. 11.1.9 Порядка № 187н).
Конечной датой обеспечения доведения главными распорядителями бюджетных данных, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — ГРБС/ГАИФДБ) до получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — ПБС/ГАИФДБ) является 29 декабря.
Внимание!
В части бюджетных данных в нормативно-правовых актах сроки устанавливаются исключительно для Минфина России и ГРБС/ГАИФДБ. При этом у территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК) отсутствует полномочие по отказу в приеме расходных расписаний в случае принятия отдельных решений Минфином России по внесению изменений в бюджетную роспись в более поздние сроки.
Установление предельных дат проведения кассовых операций логично вытекает из сроков, установленных для доведения бюджетных данных. В целом по ПБС и АИФДБ последний срок представления платежных документов в ТОФК — 29 декабря. Последний срок осуществления кассовых выплат ТОФК — 30 декабря.
Более ранние сроки установлены для перечисления со счетов ТОФК средств на счета, открытые в банках для выплат пенсий военнослужащим (20 декабря); для представления документов на перечисление с лицевых счетов иных получателей бюджетных средств (26 декабря); для представления документов по платежам в иностранной валюте (28 декабря).
Использование денежных средств ПБС со счетов, открытых им в кредитных организациях на балансовом счете 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета», возможно до 27 декабря включительно.
В соответствии с Порядком осуществления операций по перечислению суммы авансовых платежей из федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих в рамках исполнения госконтрактов, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2016 г. № 36н, 29 декабря — конечная дата для:
-
представления ПБС, АИФДБ платежных и иных документов, запроса на выдачу казначейского аккредитива, необходимых для подтверждения принятых денежных обязательств, и последующего осуществления кассовых выплат;
-
представления неучастниками бюджетного процесса платежных документов на оплату обязательств по государственному контракту (договору), подлежащих казначейскому сопровождению с применением казначейского аккредитива (см. рисунок 2).
В части операций по обеспечению наличными денежными средствами установлены две предельные даты: 28 декабря, когда начинаются операции по завершению операций, и 30 декабря, когда, если можно так выразиться, заканчиваются операции по завершению операций. Операции, обычные для ПБС: представление платежных и иных документов для осуществления операций по выплатам за счет наличных денег, внесение наличных денег на счет, представление расшифровок сумм неиспользованных средств. Плюс ежегодная для ТОФК операция — перечисление неиспользованных остатков средств со счетов, открытых на балансовом счете 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» (далее — счета 40116), на счета 40105 «Средства федерального бюджета» (далее — счета 40105), 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» (далее — счета 40302), 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» (далее — счета 40501).
Цель регламентации операций по наличным денежным средствам: не допустить остаток средств на счетах 40116 по состоянию на 1 января 2017 года и отразить все операции, совершенные клиентами в 2016 году, не позднее 30 декабря 2016 года.
Взаимодействие между МОУ ФК и ТОФК в рамках ЕКС
Помимо норм, устанавливающих сроки в части взаимодействия ТОФК с клиентами, особое место в процессе завершения финансового года имеют мероприятия по взаимодействию МОУ ФК и ТОФК в рамках единого счета федерального бюджета (ЕКС).
В целях поддержания ликвидности и эффективного использования средств в течение всего финансового года на ЕКС в качестве источников внутреннего финансирования дефицита бюджета привлекаются остатки со счетов ТОФК 40302, 40501, а также со счетов, открытых МОУ ФК на балансовых счетах 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» (далее — счета 40401), 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее — счета 40402), 40403 «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (счета — 40403). В конце года неиспользованные остатки должны быть возвращены на соответствующие счета. В связи с этим установлены даты:
23 декабря — последний день перечисления неиспользованных остатков средств со счетов ТОФК 40302, 40501 и счетов МОУ ФК 40401, 40402, 40403 на отдельный счет 40105 МОУ ФК;
с 26 по 30 декабря — перечисление неиспользованных остатков средств со счетов ТОФК 40302, 40501 и счетов МОУ ФК 40401, 40402, 40403 на отдельный счет 40105 МОУ ФК не осуществляется;
28 декабря — последний день представления в МОУ ФК Консолидированных заявок на перечисление средств с отдельного счета 40105 МОУ ФК на счета ТОФК 40302 и 40501;
29 декабря — последний день перечисления остатков средств с отдельного счета 40105 МОУ ФК на счета ТОФК 40302, 40501 и счета МОУ ФК 40401, 40402, 40403.
В связи с установлением последней даты для проведения ТОФК кассовых операций — 30 декабря эта же дата является последней в году и для направления в МОУ ФК дополнительной Консолидированной заявки на перечисление средств с отдельного счета 40105 МОУ ФК на счета 40105 и 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» ТОФК для осуществления кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня. В конце дня неиспользованные остатки средств со счетов 40105 ТОФК должны быть перечислены на отдельный счет 40105 МОУ ФК. Остаток средств на счетах 40105 ТОФК не допускается.
Завершение операций по учету и распределению доходов
В полномочия главного администратора доходов бюджета входит представление сведений (прогнозов) для формирования проекта закона о бюджете. На основе этих сведений формируется доходная часть бюджета.
Прогнозировать доходы нелегкое дело, именно поэтому в конце финансового года администраторы доходов бюджета (далее — АДБ) стараются максимально исполнить свои прогнозы. Поэтому АДБ очень важно знать окончательные сроки представления документов в ТОФК, которые позволят учесть данные операции в 2016 году. В случае несоблюдения этих сроков операции будут учтены в 2017 году и, соответственно, не попадут в бюджетную отчетность за 2016 год. Особенность завершения операций по учету и распределению доходов в том, что установленные сроки распространяются на АДБ всей бюджетной системы Российской Федерации.
23 декабря — последний день представления АДБ в ТОФК Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежей, ошибочно зачисленных на счет ТОФК и предназначенных для уплаты на счет другого ТОФК, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, для их уточнения в текущем финансовом году;
29 декабря — последний день представления в ТОФК Уведомлений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним для перечисления средств в текущем финансовом году;
29 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления возвратов плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм (сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы) в текущем финансовом году;
30 декабря — последний день представления АДБ в ТОФК Уведомлений об уточнении, решений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов для осуществления зачетов переплаты (уточнений) в текущем финансовом году.
Для АДБ — налоговых органов:
21 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления в текущем финансовом году возвратов сумм акцизов на топливо печное бытовое;
27 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм акцизов на нефтепродукты в текущем финансовом году;
28 декабря — последний день представления в ТОФК Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов, необходимых для осуществления зачета (уточнения) излишне уплаченных (взысканных) сумм акцизов на нефтепродукты в текущем финансовом году.
На рисунках 3 и 4 схематично представлены процессы исполнения заявок на возврат по акцизам на нефтепродукты и по акцизам на топливо печное (бытовое) с указанием контрольных дат проведения операций АДБ — налоговых органов и ТОФК в целях отражения операций в 2016 году.
В течение всего года нужно думать о качестве годовой бюджетной отчетности. Поэтому в конце 2016 года АДБ, финансовым органам, ТОФК нужно провести работу по недопущению отражения как невыясненных поступлений по состоянию на 1 января 2017 года:
-
сумм субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
-
сумм от возвратов субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
-
сумм от возврата субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели.
В декабре 2016 года ТОФК также необходимо провести следующие подготовительные мероприятия к дополнительному периоду завершения 2016 года.
Не позднее 27 декабря — открыть счета 40101 с признаком «3» и в обязательном порядке подключить их к БЭСП, а также направить реквизиты открытых счетов в МОУ ФК.
В первые пять рабочих дней 2017 года, установленных для завершения операций 2016 года по доходам, ТОФК нужно своевременно выполнить все операции по перечислению доходов 2016 года в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На рисунке 5 схематично представлены заключительные операции по учету и распределению доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с указанием контрольных дат проведения операций.
И последнее, на что хочется обратить внимание клиентов территориальных органов Федерального казначейства, — важность оперативной своевременной сверки всех показателей, отраженных на лицевых счетах по состоянию на 1 января 2017 года, с данными бюджетного (казначейского) учета. В случае обнаружения расхождений совместная работа с ТОФК по внесению необходимых изменений должна быть проведена в первые дни января 2017 года, а не в марте — апреле во время сдачи годовой бюджетной отчетности.