Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету и налогам

Сотруднику федерального государственного бюджетного учреждения по семейным обстоятельствам предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск по согласованию с руководством учреждения с 1 ноября 2016 года по 11 марта 2017 года. Можем ли мы начислить и выплатить ему отпускные за январь, февраль, март 2017 года за счет субсидии на выполнение государственного задания 2016 года?

Согласно статье 169 Бюджетного кодекса проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Бюджетные учреждения формируют планы финансово-хозяйственной деятельности учреждения на очередной финансовый год и плановый период с учетом доведения учредителем до федерального бюджетного учреждения проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований.

Поскольку согласно нормам Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), бухгалтерский (бюджетный) учет в учреждениях ведется методом начисления, результаты операций по расходу согласно принятым обязательствам признаются по факту их совершения независимо от того, когда выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Для учета бюджетным учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода применяется счет 0 502 00 000 «Обязательства». При этом учет принятых обязательств осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

Кроме того, счет 0 502 01 000 «Принятые обязательства» используется для отражения денежных средств, необходимых для исполнения обязательств, которые возникнут в соответствующем финансовом году.

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Решение о формировании федеральным бюджетным учреждением резерва на оплату отпусков необходимо отражать в рамках сформированной учетной политики учреждения.

Согласно пункту 160 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями: отнесение расходов бюджетного учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам, на финансовый результат будущих периодов отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 000 00 «Расчеты по принятым обязательствам» (0 302 11 730, 0 302 12 730, 0 302 20 730, 0 302 25 730, 0 302 26 730, 0 302 62 730).

В нашем случае бухгалтерские записи по начислению работнику отпускных, приходящихся на 2017 год, будут следующими:

В 2016 году

Дебет 4 401 50 211
«Расходы будущих периодов по заработной плате»
Кредит 4 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислены отпускные, приходящиеся на период с января по март 2017 года.

В 2017 году

Дебет 4 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 4 401 50 211
«Расходы будущих периодов по заработной плате»
— приняты к учету текущего года отпускные, начисленные за счет расходов будущих периодов (в январе 2017 года за январь, и так помесячно).

Справочно: бухгалтерские записи по отражению в учете отложенных обязательств приведены в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант


Какой код ОКОФ применяется при принятии к учету парковых диванов в бюджетном учреждении?


Парковые диваны (разновидность скамеек) относятся к элементам благоустройства. В приказе Росстата от 24 ноября 2015 г. № 563 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 11 „Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов“, № 11 (краткая) „Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций“» указано, что скамьи, не являющиеся сооружениями (прочно связанными с землей, установленными на фундаментах и т. д.), относятся к производственному и хозяйственному инвентарю, и рекомендовано применять коды, закрепленные в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359-16 3612254 «Наборы мебели для детских игровых площадок», 16 3612369 «Изделия мебельные для гостиниц и здравниц прочие», 16 3612560 «Мебель специальная для сидения с металлическим каркасом», 16 3697050 «Инвентарь хозяйственно-бытового назначения металлический (кроме литого и из жести)».

Если среди приведенных кодов нет наиболее соответствующего, возможно использовать код ОКОФ 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

При этом решение о принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету нефинансовых активов (парковых диванов) принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


Выдан аванс на командировочные расходы. После заполнения авансового отчета выявлено, что аванс использован не в полном объеме. Возврат производился по личному заявлению из зарплаты. Как восстановить кассовый расход? Командировочные расходы произведены по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», а зарплата — по 111 «Фонд оплаты труда учреждений».


Учреждению в сложившейся ситуации, по нашему мнению, следует направить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) по виду расходов с удержанного 111 «Фонд оплаты труда учреждений» на выданный 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант


Согласно требованию за неисполнение договора в срок были начислены пени в размере 5 900,00 рублей. Если сумма неустойки не превышает 5 процентов цены контракта, при исполнении контракта в полном объеме происходит списание задолженности. Неустойка была начислена в сумме 5 900 рублей и отражена бухгалтерской записью:
Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия».
Какой бухгалтерской записью необходимо отразить списание начисленной неустойки (пени)?


В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» определено, что, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Приказом Минфина России от 12 апреля 2016 г. № 44н определен Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Он предусматривает основания списания задолженности, процедуру принятия соответствующего решения и самого списания.

Списание начисленной неустойки в размере 5 900 рублей следует отразить следующей бухгалтерской записью:

Дебет 2 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 2 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия».

Обратите внимание, что данную корреспонденцию необходимо утвердить в сформированной учетной политике учреждения.

Согласно нормам Инструкции № 174н при отсутствии в указанной инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данной инструкции.

Отвечала А. А. КОМЛЕВА, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»,
действительный государственный советник 2 класса


Может ли финансовый орган при осуществлении кассового обслуживания операций бюджетных и автономных учреждений применять в бухгалтерских операциях (по счетам 20313, 20314, 30713, 30714) коды видов финансового обеспечения 2, 3, 4, 5, 6, 7, если учреждения представляют соответствующую информацию в документах? Либо для отражения в бухгалтерском учете операций по кассовому обслуживанию бюджетных, автономных учреждений финансовым органом могут использоваться только коды 8 и 9? Может ли при использовании кодов 8 и 9 также осуществляться учет по коду 7?


В соответствии с пунктом 21 Инструкции № 157н для отражения финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации): 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете: 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Другие виды финансового обеспечения для кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений Инструкцией № 157н не предусмотрены.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант


Как бюджетному учреждению, получающему субсидии, отражать расходы при исчислении налога на прибыль?


Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса на бюджетные учреждения — получатели средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса установлено, что расходы учреждения, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При этом согласно статье 252 Налогового кодекса для исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, учитывая положения вышеназванных статей Налогового кодекса, расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не распределяются в пропорции согласно пункту 1 статьи 272 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2015 г. № 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее — Положение № 640).

Согласно пункту 41 Положения № 640 уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (п. 11 Положения № 640).

Пунктами 14, 15 и 32 Положения № 640 установлено, что значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению.

Указанные нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год, в пределах которых осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 38, 39 Положения № 640).

Следовательно, к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий.

Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям статьи 252 Налогового кодекса распределяются в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса.

Суммы недофинансирования не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор


Реклама