Труд бухгалтера — основа развития учреждения

В последнее время централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в России набирает все большие обороты. Об этом и о других достижениях финансовой системы расскажет Саглара Николаевна ШАНКИЕВА, руководитель казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора», подведомственного Минфину Республики Калмыкия.


— Какие сложности возникали при сдаче отчетности в 2016 году? Как идет подготовка к годовой отчетности?

— Никаких принципиальных проблем сдача отчетности не вызвала, а те сложности, что возникали, носили технический характер. Так, свои особенности имеются у составления формы 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» в части отражения показателей в графах 5, 6, 7, 8 (денежные и неденежные расчеты), а также формы 0503723 «Отчет о движении денежных средств учреждения» в вопросе отражения возвратов дебиторской задолженности прошлых лет.

Годовая отчетность — одно из главных событий бухгалтерского календаря. Мы активно готовимся к завершению финансового года, в частности, направляем руководителям обслуживаемых учреждений информацию о порядке завершения финансового года и об объемах кредиторской и дебиторской задолженности прошлых лет, а также ведем работу по ее погашению, списанию, взысканию; проводим инвентаризацию нефинансовых активов в учреждениях.

— Получаете ли методологическую помощь из Москвы, от специалистов Минфина и Казначейства России?

— В финансовой и бухгалтерской сфере методологическая помощь имеет большое значение, так как детализированность работы и изменчивость законодательных норм заставляют бухгалтера постоянно обращаться к различным источникам справочной информации.

Особую благодарность за разъяснения хотим выразить заместителю руководителя Федерального казначейства Антону Викторовичу Дубовику и заместителю директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Светлане Викторовне Сивец.

Кроме того, Минфин Республики Калмыкия, органы Федерального казначейства, налоговые органы, органы исполнительной власти, чьи подведомственные учреждения обслуживаются у нас, регулярно направляют разъяснительные письма по применению тех или иных изменений в нормативно-правовых актах.

Используются также веб-ресурсы: раздел «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора» сайта Минфина России www.minfin.ru; раздел «Документы/Учет и отчетность» сайта Федерального казначейства www.roskazna.ru.

— Существует ли методологический совет при Минфине Республики Калмыкия?

— К сожалению, пока такого методологического совета по бюджетному (бухгалтерскому) учету нет.

— Как проходит процесс централизации бухгалтерии?

— Централизация бухгалтерии задумывалась Правительством и Министерством финансов Республики Калмыкия в лице их руководителей Зотова Игоря Александровича и Шургучеева Очира Санджеевича как эффективный способ улучшения бухгалтерской работы государственного сектора. Процесс централизации бухгалтерии направлен на повышение качества ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, оптимизацию расходов республиканского бюджета. Эти цели достигаются путем усиления контроля, рационализации использования средств, планомерного совершенствования бухгалтерского учета на основе централизации учетных работ в государственных учреждениях.

Централизация учета организации осуществляется в четыре этапа: проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности; заключение договора; оформление документов по обслуживанию лицевых счетов; перенос базы бухгалтерского учета учреждения; отбор и прием на работу специалистов сокращаемых бухгалтерских служб.

На сегодняшний день мы обслуживаем 38 государственных учреждений Республики Калмыкия. Это подведомственные организации Министерства образования и науки, Министерства культуры и туризма, Министерства спорта и молодежной политики, аппарата правительства. Сейчас в соответствии с распоряжением правительства осуществляется планомерный перевод учреждений Министерства здравоохранения на централизованный учет: две организации уже обслуживаются у нас. На очереди — подведомственные учреждения Министерства социального развития, труда и занятости.

Планируется также централизация учета органов исполнительной власти республики. В данный момент мы находимся на подготовительной стадии, в частности, определяем пилотные органы.

— Кого из отраслевиков Вы могли бы выделить по итогам работы?

— Работа в казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора» подразумевает высокий уровень профессионализма, который выражается в эффективности и точности выполнения работы. Все наши бухгалтеры — настоящие мастера своего дела, хвалить лишь кого-то одного из них было бы несправедливостью по отношению к другим. Поэтому хотелось бы похвалить весь коллектив, всех отраслевиков за отличную работу. Особую благодарность хочу выразить моим заместителям: Ходжигоряевой Елене Борисовне и Шургучееву Церену Санджеевичу.

— На каком уровне находится автоматизация учета?

— Автоматизация бухгалтерского учета — важная составляющая ведения бухгалтерского учета для централизованной бухгалтерии, ведь именно на ее основе возможна централизация бухгалтерий разных отраслей. Благодаря автоматизации повышается эффективность и возрастает качество ведения бухгалтерского учета. Использование программ для расчетов гарантирует сокращение числа ошибок и уменьшение трудозатрат.

В планах у нас — создание единой централизованной информационной системы бухгалтерского учета и отчетности, которая расширит наши информационные возможности в области автоматизации централизованного учета.

— Как решается кадровый вопрос и вопрос повышения квалификации?

— По мере усиления процессов централизации, перехода на централизованный учет все большего количества учреждений кадровый вопрос выходит на первый план. Тем не менее сокращение бухгалтерских служб организаций при переходе на централизованный учет выступает основой для решения проблемы кадрового дефицита. Специалисты сокращаемых бухгалтерий переводятся на работу в Центр учета и отчетности по результатам собеседования и тестирования, что позволяет отобрать лучшие кадры.

Работа в централизованной бухгалтерии предполагает постоянное повышение квалификации с тем, чтобы соответствовать самым высоким стандартам.

Сотрудники регулярно посещают профессиональные семинары, участвуют в вебинарах.

26–28 октября 2016 года я приняла участие в межрегиональном семинаре-совещании в Вологде на тему «Региональный опыт автоматизации процессов сбора и консолидации бюджетной отчетности, централизации бухгалтерского учета», где с интересом изучила достижения Вологодской и Ярославской областей по централизации учета и отчетности органов исполнительной власти и подведомственных учреждений, а также по автоматизации сбора и анализа отчетности. Этот обмен опытом был крайне полезен, так как мы планируем углублять и расширять процессы централизации и информатизации учета и отчетности в государственном секторе республики.

— Идет ли к вам молодежь? Есть ли специальные учебные заведения, которые готовят специалистов финансовой отрасли?

— Возрастное распределение сотрудников выглядит следующим образом: в возрасте от 20 до 30 лет — 19 процентов; в возрасте от 31 до 45 лет — 71 процент; в возрасте от 46 лет — 10 процентов. Как видно из соотношения, средний возраст сотрудников невысок, наш коллектив полон энергии и сил.

В Республике Калмыкия большое количество молодых людей имеют или получают высшее экономическое образование. Крупнейшим образовательным, научным и культурным центром в республике является Калмыцкий государственный университет — ФГБОУ ВО «КалмГУ», альма-матер большинства наших сотрудников. В университете функционирует экономический факультет, где одним из направлений подготовки магистратуры является «Учет, анализ и аудит».

— Какого типа учреждения преобладают в вашем регионе: бюджетные, казенные, автономные?

— Всего по состоянию на конец 2016 года в Республике Калмыкия функционируют сто сорок девять государственных учреждений. Из них восемь автономных учреждений, тридцать три казенных учреждения и сто восемь бюджетных учреждений. Таким образом, среди государственных учреждений республики значительно преобладают бюджетные учреждения. Они оказывают услуги и выполняют работы в сферах образования и науки, культуры и туризма, спорта и молодежной политики, социального развития, здравоохранения и так далее.

В данный момент мы обслуживаем одно автономное, три казенных и тридцать четыре бюджетных учреждения.

— В здании министерства есть замечательный музей. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

— Музей истории Минфина Республики Калмыкия расположен на втором этаже министерства. Он посвящен истории зарождения и становления финансовой службы и системы налогообложения в республике. Экспозиции музея повествуют об истории становления отечественной денежной системы, сборе податей, губернском финансовом отделе, работниках финансовой сферы Калмыкии на фронтах Великой Отечественной войны. Цель существования музея — не столько показать историю регионального финансового ведомства, сколько продемонстрировать непрерывную связь развития государства и региона с судьбой организации и отдельных людей. Музей служит напоминанием о славной истории финансового органа республики и о том, что эта история является частью гораздо большего круговорота событий, революций и войн.

В музее экспонируются коллекция старых монет и бонов, орудия труда: счеты, арифмометры, печатные машинки, калькуляторы.

Это компактный музей, но его роль огромна: непрестанная память о преемственности финансовой службы, о достоинстве и профессиональном долге, о блестящих предшественниках. И чтобы он не был забыт, а страницы истории не покрылись пылью веков за закрытой дверью, музей расположен в коридоре и сотрудники ежедневно проходят мимо экспозиций.

— Как видно из информации на сайте http://minfin.kalmregion.ru,/ ваши сотрудники проводят занятия по финансовой грамотности. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении.

— В рамках всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» сотрудниками Минфина Республики Калмыкия проводятся занятия для учеников общеобразовательных школ. Тематика занятий касается как базовых знаний о финансах, так и достаточно продвинутых тем. Слушатели получают представление о таких актуальных проблемах финансовой сферы, как понятие финансовой грамотности, защита прав потребителя финансовых услуг, личный финансовый план, создание резервов на будущее, а также представление о налогообложении физических лиц и так далее.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем коллективе.

— Казенное учреждение Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора» создано 30 апреля 2015 года и с тех пор активно развивается.

В нашей организации собран теплый и радушный коллектив настоящих профессионалов своего дела. Поставив перед собой цель достичь наибольшей эффективности в выполнении переданных нам функций по ведению бухгалтерского учета, мы ориентировали кадровую политику на сочетание опыта и любопытства, мудрости и энергичности.

Важным фактором успешной работы коллектива мы считаем сплоченность и хорошие межличностные отношения, поэтому уделяем особое внимание неформальным мероприятиям: поздравлениям с днем рождения, новогодним корпоративам, субботникам и так далее.

— Как Вы пришли в бухгалтерию?

— Вся моя профессиональная жизнь связана с бухгалтерией и финансами, мой общий стаж по специальности — 26 лет. Высшее экономическое образование я получила в Саратовской государственной экономической академии, но на бухгалтерскую стезю вступила раньше.

В 1990 году я поступила на работу в Главную бухгалтерию Министерства финансов Калмыцкой АССР на должность ревизора-инспектора второй категории. Именно в Министерстве финансов сначала Калмыцкой АССР, затем Республики Калмыкия проходил мой трудовой путь, где я последовательно занимала различные ведущие, главные и руководящие должности в сферах бухгалтерского контроля, казначейского исполнения бюджета, госзакупок, отраслевой бюджетной политики. 10 июля 2015 года распоряжением Главы Республики Калмыкия я была назначена руководителем Центра учета и отчетности.

Мне кажется, что труд бухгалтера — один из самых важных и основных, это не просто выполнение требований налоговой инспекции. Только благодаря контролю и учету организация понимает, куда она движется, какими ресурсами обладает, как их тратит, и на основании этих данных корректирует свой курс, свои траты, строит планы и развивается.

— Как Вы любите проводить свободное время?

— Бухгалтерия отнимает много сил и энергии, это сфера деятельности выносливых, усидчивых и внимательных людей.

Тем не менее человек должен развиваться всесторонне, поэтому я всегда стараюсь найти момент для своего увлечения: я рисую акварелью и изучаю английский язык.


Реклама