Внутренний финансовый аудит: методические рекомендации
В конце прошлого года утверждены методические рекомендации по внутреннему финансовому аудиту. Этот документ необходимо изучить главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, главным администраторам (администраторам) доходов бюджета, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета. Основные моменты разъясняет Станислав Сергеевич БЫЧКОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса.
В приказе Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» (далее — Методические рекомендации) используются следующие понятия.
Субъект внутреннего финансового аудита — структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового аудита. Деятельность такого субъекта основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
Субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных аудиторских рекомендаций (предложений), заключений, отчетов, которые позволят в дальнейшем повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.
Организация внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом требований статьи 160.2‑1 Бюджетного кодекса. Согласно им внутренний финансовый аудит направлен на:
оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Объектами аудита являются структурные подразделения главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и подведомственные им получатели бюджетных средств.
В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления внутренних бюджетных процедур в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.
С чего начать
Для организации внутреннего финансового аудита руководителям главных администраторов (администраторов) бюджетных средств необходимо выполнить ряд действий.
Во-первых, скорректировать организационную структуру главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита.
Во-вторых, правовым актом распределить полномочия и ответственность по проведению внутреннего финансового аудита, разработать и утвердить должностные регламенты и инструкции сотрудников, которые осуществляют внутренний финансовый аудит.
И в-третьих, прописать в должностных регламентах квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, сотрудников, занимающихся внутренним финансовым аудитом.
Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств должен утвердить годовой план внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым будут проходить проверки. Отметим, что такие проверки могут быть и внеплановыми. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные (проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового контроля), выездные (проводятся по месту нахождения объектов аудита) и комбинированные.
Внимание!
Должностные лица, проводящие аудиторские проверки, в целях обеспечения принципа независимости не могут:
принимать участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита:
в текущем периоде;
в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
иметь родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, которые проверяют внутренние бюджетные процедуры;
иметь иной конфликт интересов, который может помешать беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
При проведении аудиторских проверок должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита имеют право привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
Действуем согласно плану
Составление, утверждение и ведение плана проверок в финансовом году осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) бюджетных средств. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Рекомендуемая форма плана приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Аудиторские проверки могут проводиться по следующим направлениям:
1. Аудит надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении:
расходов бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений;
расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
бюджетных инвестиций;
предоставления государственных (муниципальных) гарантий;
предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
расходов на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета.
2. Аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств.
3. Аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках одной аудиторской проверки может быть одновременно реализовано несколько направлений аудита.
Проверяемый период определяется руководителем субъекта аудита и может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита. Пример расчета значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в таблице 1.
Направление аудита и (или) объект аудита включаются в план, если их значение приоритетности выше порогового значения, установленного исходя из анализа следующих факторов:
степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
Порядок проведения
Рекомендуемая форма программы аудиторской проверки приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям.
Аудиторская проверка проводится по утвержденной программе с применением следующих методов аудита:
инспектирование — изучение записей и документов, связанных с формированием документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур и (или) операций с материальными активами;
наблюдение — систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита;
запрос — обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение — ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчет — проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита;
аналитические процедуры — анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
Аудит достоверности бюджетной отчетности рекомендуется проводить в отношении:
годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств до проведения внешней проверки органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
бюджетной отчетности иного объекта аудита за 9 месяцев текущего финансового года и (или) годовой бюджетной отчетности этого объекта аудита до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
Неправильное использование методов аудита приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении.
Внимание!
Под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение такого показателя более чем на 10 процентов или превышающее 1,5 млн рублей.
При подготовке предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучают:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полноту обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов в случае их наличия;
полноту обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных (муниципальных) закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения целей бюджетного выравнивания;
обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
обоснованность показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
сопоставление расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной (муниципальной) услуги (работы), оказанной в рамках государственного (муниципального) задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структуру дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структуру кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы;
другие вопросы, которые касаются системы внутреннего финансового контроля.
Документы, касающиеся проведения аудиторской проверки, должны содержать:
документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного (муниципального) финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
акт аудиторской проверки.
Основания для приостановления и продления аудиторских проверок устанавливает главный администратор (администратор) бюджетных средств. Также он устанавливает форму акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения объектом аудита.
По окончании аудиторской проверки оформляется акт, который подписывает руководитель аудиторской группы. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении 3 к Методическим рекомендациям. Этот документ передают представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
Отметим, что объект аудита вправе представить письменные возражения.
Оформляем результаты
На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о ее результатах. Этот документ содержит:
информацию о выявленных недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражениях), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках — рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности объекта аудита;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином России, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.
Рекомендуемая форма отчета о результатах аудиторской проверки приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
Данный отчет с приложением соответствующего акта направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. По результатам руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе принять одно или несколько из следующих решений:
о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур главным администратором (администратором) бюджетных средств, разработки плана устранения выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями аудиторов и его реализации;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупции, нарушений бюджетного законодательства, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность.
Руководителю объекта аудита рекомендуется обеспечить разработку плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и мониторинг его выполнения. В свою очередь субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений.
Субъекты внутреннего финансового аудита составляют годовую отчетность о результатах проведенного внутреннего финансового аудита (далее — Отчетность).
Рекомендуемая форма такой Отчетности и рекомендации по ее заполнению приведены в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
Рекомендации по заполнению Отчетности даны в приложении к приложению 5 к Методическим рекомендациям.
В этом документе отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита. Отчетным периодом является календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно).
В Отчетность включают данные, сформированные на основании отчетов об аудиторских проверках, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, информации органов государственного финансового контроля (Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства) о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. В отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде, независимо от даты их начала.
К Отчетности составляется Пояснительная записка, которая включает следующие сведения:
о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита, правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, по каждому направлению аудиторских проверок;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц, а также мерах по обеспечению надлежащего качества внутреннего финансового аудита;
об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми), составе основных фондов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, и их техническом состоянии;
о событиях, оказавших существенное влияние на проведение внутреннего финансового аудита, не нашедших отражения в отчете;
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедших отражения в отчете.
Порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливает главный администратор бюджетных средств.