Внутренний финансовый контроль в Минздраве России
Внутренний финансовый контроль в профессиональном сообществе в последнее время — одна из наиболее обсуждаемых тем. Новеллы законодательства диктуют необходимость создания главным распорядителем бюджетных средств отдельного подразделения по осуществлению такого контроля. Опытом реализации постановления Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193, наделившего ГРБС новыми обязанностями в этой области, мы попросили поделиться директора Департамента учетной политики и контроля Минздрава России Надежду Борисовну САВОЛАЙНЕН.
— Надежда Борисовна, с недавних пор у ГРБС появились новые функции по осуществлению внутреннего финансового контроля. Какие структурные подразделения вашего министерства оказались задействованными в этом процессе?
— Верно, с выходом постановления Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 (далее — Постановление № 193) мы должны обеспечить соответствие нашей внутренней работы новым стандартам и правилам. Но тем более важно отметить, что финансовый контроль в Минздраве России осуществлялся и до выхода указанного документа. В соответствии с Положением о Минздраве России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608, с 2012 года министерством проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях, результаты проверок рассматривались на заседаниях Контрольного совета, в адрес учреждений направлялись представления или выписки из протоколов заседания Контрольного совета. Мы также мониторировали разработку и исполнение планов мероприятий по устранению нарушений (рис. 1).
Организацией процесса осуществления контрольно-ревизионной работы в отношении подведомственных учреждений занимается Департамент учетной политики и контроля, но также привлекаются и профильные департаменты по основным направлениям их деятельности. В целях систематизации этой многоуровневой работы был издан приказ Минздрава России от 5 сентября 2013 г. № 626н «Об осуществлении Министерством здравоохранения Российской Федерации финансового контроля деятельности подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организаций» (далее — Приказ № 626н) (рис. 2, 3). Работа над ним началась еще в Минздравсоцразвития России. Это была первая попытка утвердить регламент, охватывающий все этапы подготовки, проведения и анализа контрольного мероприятия.
Прошло время, и сейчас мы по-другому видим отдельные процессы, например, процедуру формирования акта после окончания контрольного мероприятия. Считаем, что формирование акта в столь короткие сроки проведения контрольного мероприятия, как это сейчас предусмотрено Приказом № 626н (как правило, пять рабочих дней), неоправданно. В настоящее время мы работаем над внесением изменений в этот приказ, в том числе с учетом изменившегося с 2013 года законодательства в области контроля, а также большого наработанного опыта. Свою задачу мы видим в повышении качества осуществляемой контрольной деятельности, и эта задача глобальна.
Что касается внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур, осуществляемых структурными подразделениями, Минздравом России (до выхода Постановления № 193 и сейчас) успешно применяются отдельные регламенты по исполнению процедур, содержащих риски. Это, например, приказ Минздрава России от 19 марта 2014 г. № 117 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по взаимодействию структурных подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и Инструкции о подготовке, согласовании, заключении, расторжении, регистрации, учете и контроле исполнения государственных контрактов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
Дело в том, что Департамент учетной политики и контроля Минздрава России помимо обсуждаемого предмета также отвечает за организацию бухгалтерского учета. А бухгалтер, в свою очередь, отвечает за качество принимаемых к учету первичных документов. Так что мы с уважением относимся к первичному документу любого уровня, будь то государственный контракт, счет на оплату или акт выполненных работ. Важно разделить ответственность на всех этапах — согласования, утверждения и исполнения любого документа, который в дальнейшем служит основанием для принятия обязательств к учету.
Наши регламенты в определенной мере подготовили департаменты министерства к систематизации отдельных процессов в выполнении бюджетных процедур, к необходимости контроля за соблюдением сроков представления документов и их качеством, к бюджетной дисциплине. Поэтому разработка и утверждение карт внутреннего финансового контроля прошли достаточно оперативно.
— Организация этой работы закреплена какими-либо внутренними документами?
— В первую очередь это Положение о Департаменте учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 19 февраля 2013 г. № 85), в соответствии с которым наш департамент осуществляет организацию внутреннего контроля и контрольно-ревизионной работы в министерстве. В департаменте за эту работу отвечает отдел внутреннего финансового контроля.
В соответствии со статьей
Также утверждены внутренние бюджетные процедуры (всего 18), в отношении которых ответственные структурные подразделения, а также соисполнители осуществляют контроль. Департаментами, в свою очередь, утверждены карты внутреннего финансового контроля и ведутся журналы учета его результатов. Ежеквартально нашим департаментом проводится анализ результатов контроля, осуществляемого в департаментах министерства, и готовится доклад министру.
Что касается осуществления финконтроля по уровню подведомственности, Приказ № 626н остается основным в части организации данной работы. Ежегодно до 15 декабря отдельным приказом Минздрава России утверждается план контрольной деятельности министерства на следующий календарный год на основании предложений профильных департаментов министерства. Мы просим учитывать замечания органов государственного финансового контроля, поступившие жалобы в отношении деятельности учреждений. Также принимаются во внимание результаты сдачи учреждениями бухгалтерской отчетности в течение года.
Так мы планируем нашу контрольную деятельность. Но если в течение года возникает необходимость проведения внеплановых контрольных мероприятий, то в этом вопросе также руководствуемся Приказом № 626н.
— Вы учитываете при планировании этой работы общее количество подведомственных учреждений?
— Мы стараемся, но, к сожалению, в настоящее время реализовать это затруднительно. Общее количество подведомственных учреждений — 168. А отдел внутреннего финансового контроля представлен тремя сотрудниками, при этом он не всегда укомплектован на 100 процентов.
Перед отделом стоят три глобальные задачи: организация внутреннего финансового контроля, ведомственного финансового контроля и ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в подведомственных министерству организациях. К счастью, реализовать эти задачи нам помогают коллеги: сотрудники нашего департамента, профильных департаментов, главные бухгалтеры подведомственных учреждений, которые принимают участие в выездных проверках в составе комиссии.
При этом нагрузки столь велики, что совершенно не оставляют свободного времени. Например, в 2016 году было запланировано проведение 23 выездных документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности и десять документарных проверок соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок подведомственных организаций. За 2016 год проведено 20 плановых выездных проверок, девять плановых документарных проверок и пять внеплановых проверок (всего 34). А в 2015 году проведено 19 плановых проверок и три внеплановые (всего 22). Так что в смысле количества охватываемых проверками объектов контроля динамика положительная.
— Надежда Борисовна, ваш департамент также организует осуществление ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
— Совершенно верно. В структуре департамента имеется отдел обеспечения процедур, которым в свое время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» был разработан и издан приказ Минздрава России от 19 июня 2014 г. № 293н «Об утверждении Регламента проведения Министерством здравоохранения Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Отдел непосредственно осуществляет организацию данного вида контроля. В 2016 году проверка соблюдения законодательства о контрактной системе осуществлялась как в ходе выездных документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности, так и в ходе запланированных документарных проверок. Таким образом мы старались охватить максимальное количество объектов контроля. Кроме того, сотрудниками департамента регулярно осуществляется мониторинг закупок, проводимых в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. №
— Можете назвать наиболее часто выявляемые нарушения?
— По итогам осуществления Минздравом России контроля по уровню подведомственности в 2016 году в подведомственных министерству организациях выявлено более 900 нарушений действующего законодательства. Основная доля нарушений приходится на сферу ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Перечень нарушений обширен. Например, невнесение в учетную политику для целей бухгалтерского учета актуальных изменений и дополнений, принятие к учету и осуществление расходов без подтверждающих документов, превышение установленного лимита кассы, недостачи по итогам выборочной инвентаризации основных средств, факты неиспользования медицинского оборудования (рис. 4).
Среди нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок можно отметить, в частности, случаи, когда на официальном сайте госзакупок не публикуются план-график размещения заказов, извещения о договорах, заключаемых с единственным поставщиком, ежегодный отчет учреждения об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, отчеты об исполнении договоров. Зачастую информация о договорах учреждения размещается с нарушением сроков или не размещается вовсе. В извещениях о проведении электронного аукциона имеются случаи отсутствия условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Отдельные договоры не содержат формулы начисления пени и требования о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром. Заключаются контракты на поставку лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, превышающим предельную отпускную цену, установленную соответствующим государственным реестром. Встречаются нарушения в части установления заказчиком сроков размещения на официальном сайте извещений о проведении электронных аукционов. В документации о закупках нередко отсутствует информация о контрактной службе или же при осуществлении закупки контракт заключен менее чем за пять дней с даты размещения на официальном сайте извещения о проведении такой закупки.
— Каковы ваши ближайшие планы в части совершенствования внутреннего финансового контроля?
— Планов много. И, наверное, их можно разделить на внутренние и внешние.
В нашей внутренней деятельности планируем в 2017 году разработать систему рисков и с ее учетом пересмотреть работу с картами внутреннего финансового контроля. Сегодня мы исходим из того, что все бюджетные процедуры, в отношении которых мы осуществляем контроль по Постановлению № 193, содержат риски. При этом в картах по контролю описан полный бюджетный цикл: от формирования показателей федерального бюджета на следующий финансовый год до полного исполнения обязательств и проведения сверки расчетов.
Внешняя политика нацелена на тесное взаимодействие с Минфином России, Федеральным казначейством, а также на общение с коллегами из профессиональных сообществ, руководителями и бухгалтерами из подведомственных организаций и субъектов РФ.
— Это касается каких-то конкретных сообществ?
— В 2017 году исполняется 20 лет со дня организации Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Надеемся, что нам удастся совместно провести конкурс «Лучший бухгалтер в системе Минздрава России». Хотелось бы также использовать возможность близкого общения с профессионалами из ИПБ России на совещаниях, которые мы дважды в год традиционно проводим для обсуждения с бухгалтерами законодательных новшеств, приглашая для этого ведущих экспертов из Минфина России, Федерального казначейства, а также для обсуждения текущих вопросов.
Напомню, что приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н был утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Стандарт вступил в силу 7 февраля 2015 года, таким образом, в своей работе мы должны ориентироваться на этот документ, а главным бухгалтерам и всем сотрудникам бухгалтерской службы необходимо постоянно повышать свою квалификацию.
— Есть ли еще какие-либо планы на сотрудничество в области контроля?
— Мы бы хотели рассмотреть возможность принятия участия в анализе результатов контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении подведомственных министерству учреждений, в целях разбора выявляемых нарушений, системности отдельных видов нарушений и принятия мер по их недопущению в дальнейшем.
Также в 2016 году уже создана межведомственная рабочая группа по вопросам организации внутреннего финансового контроля, в состав которой входят сотрудники Минздрава и Минфина России, Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, Научно-исследовательского финансового института.
Рабочей группой проведен анализ существующей практики применения положений Постановления № 193 в субъектах РФ, а также сведений о состоянии внутреннего финконтроля в подведомственных Минздраву России организациях. В целях совершенствования организации внутреннего финансового контроля наш департамент планирует провести видеоселекторное совещание с руководителями региональных органов управления в сфере здравоохранения, их заместителями по финансовым вопросам и главными бухгалтерами. Считаем полезным и интересным ознакомиться с лучшей практикой организации и проведения внутреннего финконтроля в регионах и, конечно, послушать доклады представителей Минфина России.
— Надежда Борисовна, что еще из важных задач на 2017 год заслуживает упоминания?
— Было бы несправедливым не отметить еще одно направление нашей деятельности — методологическую работу. Приказом Минздрава России создан Методический совет, в состав которого помимо сотрудников министерства входят главные бухгалтеры подведомственных организаций, а также заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Светлана Викторовна Сивец. Задача на 2017 год — в рамках работы Методического совета совместно определить наиболее чувствительные точки для отрасли и постараться разработать и утвердить положения, отсутствие которых сегодня ставит под угрозу достоверность отчетности.
— Вы уже знаете, какие именно вопросы требуют методологического урегулирования?
— Для себя мы определили, что первым для обсуждения будет вопрос учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. План еще не утвержден, но очень надеемся, что совместная работа и колоссальный опыт наших бухгалтеров позволят нам сделать что-то полезное для отрасли.
Кроме того, в целях совместного урегулирования вопросов по контролю за использованием средств, выделенных на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС и оказываемой в определенных соответствующими перечнями федеральных учреждениях и медицинских организациях, создана межведомственная рабочая группа. Данная рабочая группа включает сотрудников Минздрава России и ФОМС, я также вхожу в ее состав.
Бюджетные учреждения в настоящее время могут стать объектами проверок структур различного уровня. Нам бы хотелось в рамках работы межведомственной группы подготовить документ, который бы регламентировал осуществление контроля данного вопроса.
Итак, есть планы, есть поддержка руководства, есть единомышленники — будем работать!