Госзакупки. Неисчерпаемая тема

Несмотря на то что тема закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд неоднократно рассматривалась на страницах журнала, вопросов не становится меньше. На них ответит
Юрий Михайлович ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Организацией размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ. При этом был использован формат файлов, который не позволяет осуществлять поиск и копирование фрагментов текста средствами веб-обозревателя. Допустимо ли использование аукционной документации в подобном формате?

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к ее технологическим и лингвистическим средствам, в том числе к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Закона № 44?ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 50 Закона № 44?ФЗ размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Она должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.

В силу пункта 3 приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14 декабря 2010 г. № 646/21н «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» (далее — Положение) информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов следующим лицам:

  • государственным, муниципальным или иным заказчикам;
  • органам, уполномоченным на размещение заказов для заказчиков;
  • специализированным организациям, выполняющим функции по размещению заказов;
  • юридическим лицам, обязанным размещать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств (п. 8 Положения).

Из вышеизложенных норм следует, что основной целью функционирования официального сайта является размещение информации о закупках и предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.

Эта позиция подтверждается примером из судебной практики. Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. № Ф04-20306/15 по делу № А27-20014/2014 указывается, что ни нормы Закона № 44?ФЗ, ни Положения не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам. А наличие или отсутствие возможности копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает требований об обеспечении пользователям сайта возможности копирования текста аукционной документации, поскольку отсутствие такой возможности не создает препятствий доступа к информации. Следовательно, использование подобного формата не является нарушением антимонопольного законодательства.

На официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку товаров. Заказчиком закупки являлось бюджетное учреждение муниципального образования, уполномоченным органом — департамент.
Учреждению было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в первой части заявки на участие в аукционе не было указано наименование производителя и место происхождения товара. Вместо этого в заявке указана только информация о стране происхождения товара.
Единая комиссия признала данную заявку не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 66 Закона № 44?ФЗ.
Правомерно ли решение антимонопольного органа? Достаточно ли для допуска к участию в электронном аукционе указания в заявке только информации о стране происхождения товара?

Согласно пункту 1 статьи 66 Закона № 44?ФЗ подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 66 Закона № 44?ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 67 Закона № 44?ФЗ). Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 66 Закона № 44?ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 66 Закона № 44?ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (п. 4 ст. 67 Закона № 44?ФЗ).

В силу подпункта 1 «б» пункта 3 статьи 66 Закона № 44?ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Из анализа приведенных выше норм следует, что при отсутствии в документации указания на наименование места происхождения товара или наименование производителя участник аукциона должен по собственному выбору предоставить в составе заявки информацию о наименовании места происхождения товара либо о наименовании производителя.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара (абз. 1 п. 1 ст. 1516 ГК РФ).

Эти нормы применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта (абз. 2 п. 1 ст. 1516 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1516 Гражданского кодекса не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации указание страны происхождения товара не позволяет идентифицировать товар. Следовательно, указанная в заявке на участие страна происхождения не может быть признана наименованием места происхождения товара.

Позиция подтверждается также примерами из судебной практики. Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. № Ф04-20312/2015 по делу № А46-12360/2014 указывается, что наименование места происхождения товара используется для индивидуализации товара, конкурентные свойства которого характерны для природных условий или человеческого фактора конкретной географической местности.

Из положений Закона № 44?ФЗ не следует, что термин «наименование места происхождения товара» используется в ином значении, чем в том, в каком оно определяется Гражданским кодексом.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, указанная в заявке организации страна происхождения товара не является наименованием места происхождения товара, поскольку такое указание не позволяет конкретизировать товар и соотнести его с конкретным местом на территории страны, на которой был произведен товар. Следовательно, решение антимонопольного органа правомерно.

Участником закупки была подана жалоба на действия комиссии по осуществлению закупок. Но комиссией по рассмотрению жалоб в ее рассмотрении было отказано, поскольку участником не были приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. Правомерны ли действия комиссии?

Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (п. 1 ст. 105 Закона № 44?ФЗ). К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом она должна содержать перечень прилагаемых документов (п. 9 ст. 105 Закона № 44?ФЗ).

Предусмотрена возможность возвращения жалобы подавшему ее лицу без рассмотрения. Закрытый перечень оснований приведен в пункте 11 статьи 105 Закона № 44?ФЗ. Среди них — несоответствие жалобы требованиям. При этом требования, предъявляемые непосредственно к жалобе и ее содержанию, установлены пунктом 8 статьи 105 Закона № 44?ФЗ.

В силу пункта 8 статьи 105 Закона № 44?ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее — жалоба) должна содержать следующие сведения:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Как видно из перечня, пункт 8 статьи 105 Закона № 44?ФЗ не содержит требования о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность. Следовательно, отсутствие таких документов не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения.

Как разъясняется в письме Минэкономразвития России от 19 декабря 2014 г. № Д28и-2779, при принятии решения о признании жалобы обоснованной или необо­снованной комиссия территориального органа ФАС России, осуществляющая рассмотрение жалоб в порядке, установленном главой 6 Закона № 44?ФЗ, учитывает все обстоятельства дела, в том числе документы и сведения, представленные заявителем на заседание комиссии. При этом положения Закона № 44?ФЗ не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании комиссии. Необходимо учитывать и тот факт, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным.

Таким образом, исходя из вышеизложенного отсутствие в составе жалобы заявителя документов, подтверждающих ее обоснованность, не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу и основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения. Следовательно, отказ комиссии неправомерен.

Имеет ли право организация-заказчик заключать контракт на закупку услуг по осуществлению почтовых переводов с ФГУП «Почта России»?

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательством.

Воспользоваться услугами единственного поставщика можно в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законом от 17 августа 1995 г. № 147?ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147?ФЗ), а также услуг центрального депозитария (подп. 1 п. 1 ст. 93 Закона № 44?ФЗ).

Закон № 147?ФЗ регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере общедоступной почтовой связи (ст. 4 Закона № 147?ФЗ).

В соответствии со статьей 2 закона от 17 июля 1999 г. № 176?ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон № 176?ФЗ) почтовый перевод денежных средств это услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи. При этом согласно статье 16 Закона № 176?ФЗ услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-890, заказчик вправе осуществить закупку в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ только в том случае, если работа или услуга, являющиеся предметом контракта, могут быть выполнены (оказаны) только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. № 1227-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации.

Таким образом, заказчик, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона № 44?ФЗ, вправе заключить контракт на закупку услуг по осуществлению почтовых переводов с ФГУП «Почта России» как с единственным поставщиком.

По итогам запроса котировок заключен контракт на поставку товаров. Срок действия договора истек, а товар поставлен не был. Организация объявила новый запрос котировок на поставку указанного товара. Вправе ли была организация объявлять новый запрос котировок? Действует ли заключенный договор, несмотря на истечение срока его действия?

Положения Закона № 44?ФЗ основаны в том числе на нормах Гражданского кодекса. Следовательно, к отношениям по заключаемым в соответствии с Законом № 44?ФЗ контрактам применяются нормы Гражданского кодекса, если самим Законом № 44?ФЗ не предусмотрено иное.

Специальные положения, касающиеся сроков действия контрактов и предусмотренных ими обязательств, Законом № 44?ФЗ не предусмотрены, поэтому этот вопрос должен решаться в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 44?ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В силу пункта 6 статьи 34 Закона № 44?ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. А пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2013 г. № Ф02-209/13 по делу № А33-3764/2012 указывается, что, если контрактом преду­смотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то указанный контракт прекращен и необходимости расторгать его нет. Аналогичная позиция сформулирована в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2012 г. № Ф08-3213/12.

Если контрактом не предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то он продолжает действовать, а предусмотренные им обязательства сторон сохраняются.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, ни Законом № 44?ФЗ, ни Гражданским кодексом не установлен запрет на осуществление новой закупки при описанных в вопросе обстоятельствах. Следовательно, в рассматриваемой ситуации заказчик в целях приобретения товара, который не был поставлен ему по ранее заключенному договору, вправе осуществить новую закупку с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44?ФЗ.

По государственному контракту поставщик допустил просрочку в поставке товара. Товар поставлен и принят заказчиком по окончании срока действия контракта. Неустойка (пени) была рассчитана по дату действия контракта. Правомерно ли рассчитывать неустойку (пеню) по дату действия контракта или по дату фактической поставки товара?

В силу пункта 6 статьи 34 Закона № 44?ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (п. 7 ст. 34 Закона № 44?ФЗ). Согласно приведенным нормам размер пени должен определяться в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, преду­смотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее — Правила).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ни Закон № 44?ФЗ, ни упомянутые выше Правила не устанавливают строгий порядок определения периода просрочки исполнения обязательств, включая момент, до которого должны начисляться пени за просрочку поставки товара.

Поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса, при решении вопроса о соотношении периода начисления пеней за просрочку поставки товара со сроком действия контракта необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, определенные статьями 506–522 Гражданского кодекса (п. 2 ст. 525 ГК РФ). Также может быть преду­смотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ).

Исходя из буквального толкования норм права, ни Гражданский кодекс, ни Закон № 44?ФЗ, ни Правила не указывают, что истечение срока действия контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд прекращает обязательство поставщика по передаче товаров заказчику, возникшее в пределах срока действия контракта и не исполненное к моменту окончания этого срока.

Таким образом, пени за нарушение срока поставки товара по государственному контракту должны начисляться за весь период просрочки в пределах действия договорных обязательств, то есть и по окончании установленного контрактом срока его действия, если контракт не предусматривает, что обязательства по нему прекращаются с окончанием срока действия такого контракта.

Поданная институтом в рамках электронного аукциона заявка была признана государственным заказчиком не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Основанием явилось отсутствие в представленной образовательным учреждением заявке копии лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования с приложением указанных направлений подготовки, по которым осуществляется дополнительное профессиональное образование. Электронный аукцион был признан несостоявшимся.
Правомерно ли решение государственного заказчика?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона № 44?ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 статьи 33 Закона № 44?ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований, указанных этим законом (п. 6 ст. 31 Закона № 44?ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 91 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273?ФЗ) в приложении к лицензии в том числе указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования — также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, то есть согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 273?ФЗ о дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и о дополнительных профессиональных программах профессиональной переподготовки.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что Закон № 273?ФЗ не содержит обязательных требований об указании в приложении к лицензии направлений подготовки при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики. Так, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 апреля 2015 г. № Ф03-964/2015 по делу № А24-3310/2014 указывается, что отсутствие в приложении к лицензии направлений подготовки при осуществлении образовательной деятельности по дополнительным программам не является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Так как действующее законодательство не предусматривает указания в приложении к лицензии направлений подготовки при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, требование государственного заказчика неправомерно.

Допустимо ли заключение контракта по результатам проведения конкурса не с лицом, выигравшим его, а с участником закупки, заявке которого был присвоен второй номер, по предложенной им цене?

Согласно пункту 1 статьи 54 Закона № 44?ФЗ контракт заключается по результатам конкурса на условиях, указанных в заявке на участие, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В статье 34 Бюджетного кодекса закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются по общему правилу в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ).

Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44?ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (п. 9 ст. 31 Закона № 44?ФЗ).

В силу пункта 12 статьи 31 Закона № 44?ФЗ решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим федеральным законом порядке.

В указанном случае течение сроков, установленных статьей 54 Закона № 44?ФЗ, приостанавливается, но на срок не более тридцати дней, по истечении которых заказчик вправе предложить заключение контракта участнику закупки, заявке которого присвоен второй номер по результатам рассмотрения конкурсных предложений (ст. 56 Закона № 44?ФЗ).

Таким образом, с учетом вышеизложенного действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает возможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер.

Данная позиция подтверждается также письмом Минфина России от 23 апреля 2015 г. № 02-02-08/23319, в котором указывается, что заключение контракта по цене, предложенной участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


Реклама