Практика централизации учета Вологодской области
Профессиональным сообществом признано, что Вологодская область является лидером процесса централизации учета и отчетности. О создании единой централизованной системы в области, ее последующей интеграции в региональный сегмент электронного бюджета мы уже писали на страницах журнала[1]. Заместитель губернатора области, начальник Департамента финансов области ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА АРТАМОНОВА рассказывает о проделанной работе за прошедший период.
— Валентина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о результатах проекта по централизации бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора области.
— С 2015 года в Вологодской области реализуется проект по централизации учетных функций органов государственной власти, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений области, утвержденный постановлением правительства области 22 декабря 2014 года.
В первую очередь была подготовлена правовая база для передачи функций, организована работа единой централизованной информационной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Пилотными органами власти для отработки механизма взаимодействия выступили Департамент финансов, Департамент строительства, Комитет информационных технологий и телекоммуникаций. Далее проводилась поэтапная передача функций 27 органов власти и 37 казенных учреждений.
К декабрю 2016 года завершилось построение единой централизованной системы учета и отчетности органов государственной власти и казенных учреждений области.
Площадкой для централизации учета стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». Это подведомственное учреждение Департамента финансов области, осуществляющее учет операций по исполнению областного бюджета и взаимодействие посредством удаленных рабочих мест со всеми участниками и неучастниками бюджетного процесса. Для реализации проекта в структуре Областного казначейства создано специализированное структурное подразделение — центр бухгалтерского учета.
Считаю, что это стратегически правильный выбор. Организация центра учета позволила сократить время и расходы областного бюджета на решение вопросов организационного характера, усовершенствовать систему платежей, сократить сроки проведения операций.
Построенная система учета и отчетности принципиально отличается от стандартных централизованных бухгалтерий. Органы власти и учреждения обеспечиваются комплексной нормативно-методической поддержкой, предоставляется возможность перевода всех сфер финансово-хозяйственной деятельности на электронный юридически значимый документооборот, проводится полная автоматизация работы кадровых и контрактных служб, материального учета, в организации труда специалистов исключаются дублирующие функции, учреждения не имеют затрат на приобретение и сопровождение информационных систем бухгалтерского учета и отчетности.
Это в значительной степени повысило производительность труда бухгалтеров и, соответственно, повлияло на снижение расходов при выполнении учетных функций. В органах государственной власти проведено сокращение 109 штатных единиц государственных гражданских служащих области. Численный состав центра бухгалтерского учета составляет 40 процентов численности специалистов бухгалтерского учета, выполнявших данную работу до передачи функций в органах власти и казенных учреждениях. Бюджетный эффект от проведенных в 2015–2016 годах мероприятий составил более 70 миллионов рублей (см. рис. 1).
— Вологодская область совершила качественный рывок в применении современных информационных технологий при ведении бухгалтерского учета. В чем отличие применения современных систем в учете от предыдущей организации данного процесса?
— Благодаря применению веб-технологий созданная в области единая централизованная информационная система учета и отчетности представляет собой единое пространство бухгалтерского учета для всех ее участников. Они не разделены расстояниями, не ограничены пределами территориальных подразделений.
Все документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность учреждений, переведены в форму электронных документов, тем самым обеспечен переход на электронный юридически значимый документооборот. Для организации взаимодействия установлены стандартные рабочие места в органах власти и учреждениях, где создаются электронные документы по фактам хозяйственной деятельности и передаются в центр бухгалтерского учета с электронной подписью для обработки и отражения в учете.
Учреждения и органы власти в режиме онлайн владеют всей необходимой для выполнения своего функционала информацией.
Доступ к данным системы строго разграничен по компетенции. Например, для кадровой службы открыт доступ только к документам кадрового учета, контрактная служба осуществляет работу в интерфейсе по формированию государственных контрактов и имеет возможность просмотра информации по их оплате, службы материального учета создают документы по перемещению нефинансовых активов.
Работа системы основана на принципе однократного ввода документа, что позволяет значительно сократить время на осуществление всех операций и оптимизировать численность занятых сотрудников. Однажды созданный документ многократно используется при ведении учета и формировании отчетности.
Электронный документооборот в единой централизованной информационной системе позволяет контролировать исполнение распорядительных документов, оперативно создавать и обрабатывать документы, автоматически формировать отчеты.
Созданная информационная система учета, интегрированная с информационными системами отчетности, планирования и исполнения бюджета, является частью создаваемого регионального электронного бюджета Вологодской области (см. рис. 2 на стр. 7).
— Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации и новациях проекта в текущем году.
— В настоящее время мы реализуем второй этап проекта — централизацию учетных функций 270 бюджетных и автономных учреждений.
Это сложный путь, который мы проходим вместе с учреждениями и органами власти, выполняющими функции учредителей. Не все учреждения оказались готовы к новациям. В связи с этим проводится детальное рассмотрение специфики деятельности каждого учреждения, обучение людей.
На этом этапе централизация осуществляется с применением кроме Областного казначейства четырех ведомственных центров бухгалтерского учета в ведущих отраслях: образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения. Эти сферы имеют большое количество подведомственных учреждений и отраслевую специфику учета.
В соответствии с Соглашением о передаче функций в центр бухгалтерского учета на централизованное обслуживание передаются функции по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды. Функции планирования, формирования и осуществления контроля планов финансово-хозяйственной деятельности на централизацию не передаются, продолжают выполняться учреждением. В результате органы власти и учреждения имеют всю необходимую для управления и принятия решений информацию, доступ к современной территориально распределенной информационной сети, а также уверенность в ведении грамотного бухгалтерского учета и составлении достоверной отчетности.
— Валентина Николаевна, централизация учетных функций повлияла на проведение ревизионных и контрольных процедур?
— Безусловно, централизация учетных функций и применение единой информационной системы учета и отчетности послужили толчком в развитии и совершенствовании контрольных и ревизионных процедур.
В настоящее время проведена инвентаризация действующего законодательства, идет работа по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты области в части предоставления возможности проведения контрольных и ревизионных процедур с применением информационных систем планирования и исполнения бюджета, учета и отчетности, закупок и иных систем по размещению информации о деятельности учреждений. Максимальное использование возможности осуществлять контрольные мероприятия дистанционно приведет к сокращению расходов и временных затрат на их проведение.
Второй важной задачей является автоматизация процедур проведения внутреннего финансового контроля. Уже сегодня мы отмечаем, что централизация учетных функций позволила усилить внутренний финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности органов власти и учреждений. Но это трудоемкий процесс. Поэтому считаем важным дальнейшее развитие единой информационной системы учета и отчетности в части автоматизации учетных функции и, соответственно, процедур внутреннего финансового контроля.
— Проект Вологодской области называют «опытом лучшей практики». За два года построена новая система учета и отчетности. Можно сказать, что вы урегулировали все вопросы, связанные с централизацией учетных функций?
— Любая реформа вызывает много вопросов, нет готовых решений. Нормативная правовая база постоянно совершенствуется, предлагаются новые решения.
Для нас очень важно, что Минфин России уделяет большое внимание вопросам централизации учетных функций в регионах, положительно оценивает проект Вологодской области.
В сравнении с 2014 годом мы урегулировали большинство вопросов, вызванных новаторской на то время идеей построения электронного документооборота. По инициативе Вологодской области Минфином России внесены изменения в Указания по применению форм первичных документов при централизованном учете. Центры учета получили возможность осуществлять ведение бухгалтерского учета полностью в электронном виде, без представления первичных учетных документов на бумажных носителях.
Ряд вопросов продолжает беспокоить и сегодня. Особенно важными для урегулирования являются вопросы архивного хранения электронных документов.
В течение 2016 года с целью изучения проекта Вологодскую область посетили представители более 20 субъектов Российской Федерации. Нам важно мнение профессионального сообщества. Обмен мнениями и опытом внедрения лучших региональных и муниципальных практик позволяет вырабатывать дальновидные решения.
Надеемся, что реализация масштабного проекта федерального уровня по построению единой учетной службы на базе Федерального казначейства создаст дополнительный импульс для дальнейшего развития нормативной правовой базы.
Уверена, что построение эффективной системы централизованного бухгалтерского учета позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами Вологодской области.
[1] См. журнал «Бюджетный учет» № 12/2015. С. 12–15.