Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Может ли автономное учреждение быть главным распорядителем денежных средств? Может ли оно создать филиал?

В статье 6 Бюджетного кодекса дано следующее определение понятия «Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)», полномочия которого установлены статьей 158 Бюджетного кодекса. Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Бюджетным кодексом.

Согласно полномочиям главных распорядителей бюджетных средств при составлении проекта федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета устанавливаются конкретные главные распорядители бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей бюджетных средств определен Минфином России, каждому из них присвоен уникальный код.

То есть тип государственного (муниципального) учреждения не является условием отнесения его к главным распорядителям бюджетных средств. При отнесении учреждения к главным распорядителям бюджетных средств учитываются его значимость и наличие подведомственной сети учреждений (филиалов). Что касается взаимодействия таких учреждений с органами, осуществляющими в отношении них функции и полномочия учредителя, то в каждом конкретном случае вопрос решается в индивидуальном порядке в соответствии с положениями устава учреждения.

Возможность создания автономным учреждением филиала закреплена Законом от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях», которым установлены следующие полномочия:

рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств входит в компетенцию учредителя в области управления автономным учреждением (ст. 9);

рассмотрение предложений учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств относится к компетенции наблюдательного совета в области управления автономным учреждением (ст. 11).

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Одно федеральное учреждение передает безвозмездно другому федеральному учреждению медикаменты и перевязочные средства по КФО 5. У принимающей стороны в учете нет КФО 5, а только КФО 4. Как правильно принять к бухгалтерскому учету безвозмездно переданные материальные запасы (МЗ)? Извещение получено по КФО 5. На какой КФО нам принять МЗ?

С учетом изложенного в вопросе медикаменты и перевязочные средства следует принять на КФО 5 и перевести на КФО 4. Для этого необходимо решение учредителя, акт приема-передачи и закрепление соответствующих операций и их отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете в учетной политике учреждения.

1. Бухгалтерские записи у передающей стороны, подведомственной одному учредителю, будут следующими:

Дебет 5 304 04 340

«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кредит 5 105 31 440

«Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»

— на сумму передаваемого имущества (медикаментов и перевязочных средств).

2. Бухгалтерские записи у принимающей стороны, подведомственной одному учредителю, будут следующими:

Дебет 5 105 31 340

«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 5 304 04 340

«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

— на сумму принимаемого имущества (медикаментов и перевязочных средств).

3. Перевод с КФО «5» на КФО «4»:

Дебет 5 304 06 830

«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»

Кредит 5 105 31 340

«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»;

Дебет 4 105 31 340

«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 4 304 06 730

«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

— приняты к учету медикаменты и перевязочные средства по переводу КВФО «5» на КВФО «4».

Обратите внимание, что целевой контроль за использованием субсидий, предоставленных на иные цели, осуществляется согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

При этом предоставление целевых субсидий определяется в соответствующем соглашении, заключаемом между учредителем и получателем субсидии. В соглашении о предоставлении субсидии на иные цели указывается:

порядок, целевое назначение, размер, сроки предоставления субсидий на иные цели;

порядок и срок возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;

68_1.png

порядок и сроки представления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Какими бухгалтерскими записями отразить поступление дохода от реализации макулатуры в учете бюджетного учреждения?

В учете бюджетного учреждения хозяйственная операция согласно уставной деятельности может быть отнесена к приносящей доход деятельности с КВФО «2» и отразится записями:

Дебет 2 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

— оприходована макулатура по оценочной стоимости;

Дебет 2 209 83 560

«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»

Кредит 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

— начислен доход от реализации макулатуры;

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 205 74 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

— поступили денежные средства на лицевой счет учреждения по факту реализации макулатуры с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» (ст. 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ);

Дебет 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 2 105 36 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— списана с учета макулатура по факту реализации.

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант

Помогите разобраться в следующей ситуации. В учреждение ежедневно поступают денежные средства через ККМ по платным услугам. Материально ответственное лицо (МОЛ), выполняющее должностные обязанности кассира, в соответствии с установленным лимитом кассы вносит выручку на дебетовую карту, выданную ему в финоргане. Средства зачисляются на расчетный счет учреждения.

Нужно вести приходные и расходные ордера в учреждении или в централизованной бухгалтерии и кто должен их подписывать: МОЛ или работник бухгалтерии?

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами установлен указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У (далее — Указания № 3210-У).

68_2.png

Согласно пункту 4 Указаний № 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица (кассиром), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

В соответствии с пунктом 4.1 Указаний № 3210-У кассовые операции оформляются Приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001), Расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Кассовые документы оформляются:

главным бухгалтером;

бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер);

руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), а также кассиром (п. 4.2, 4.3 Указаний № 3210-У).

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Вправе ли бюджетное учреждение использовать выручку от предпринимательской деятельности, минуя лицевой счет?

Цели расходования наличной денежной выручки установлены Указаниями Банка России от 7 октября 2013 года № 3073‑У (далее — Указания № 3073‑У).

В частности, согласно пункту 2 Указаний № 3073-У юридические лица как участники наличных расчетов не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:

выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

выплаты страховых возмещений (страховых сумм) по до­говорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;

выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

выдача наличных денег работникам под отчет;

возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

При этом согласно пункту 6 Указаний № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер таких расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Организация заключила договор аренды земельного участка с администрацией муниципального образования сроком на два года. За месяц до окончания срока договора аренды администрация направила организации письмо с уведомлением о расторжении договора в связи с неоднократным неисполнением арендатором обязанности по уплате арендных платежей. Организация, ссылаясь на недопустимость одностороннего расторжения договора, заключенного между лицами, одно из которых не занимается предпринимательской деятельностью, отказалась выполнять требование администрации. Правомерна ли позиция арендатора?

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Договор аренды по требованию арендодателя может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

существенно ухудшает имущество;

более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре — в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора (ст. 619 ГК РФ).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310 ГК РФ).

Пункты 1 и 2 статьи 124 Гражданского кодекса устанавливают, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 статьи 124 Гражданского кодекса, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, администрация муниципального образования не является субъектом предпринимательской деятельности.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» было указано, что статья 310 Гражданского кодекса допускает согласование в договоре права на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора только в случаях, когда договор заключается в связи с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности. Цель данной нормы состоит в защите слабой стороны договора. Следовательно, подразумеваемый в ней запрет не может распространяться на случаи, когда в договоре, лишь одна из сторон которого выступает в качестве предпринимателя, право на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора предоставлено стороне, не являющейся предпринимателем.

Следовательно, администрация муниципального образования не лишена права на одностороннее расторжение договора в случае нарушения контрагентом своих обязательств.

Вывод подтвержден судебной практикой. В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 г. № 08АП-428/2014 по делу № А46-9912/2013 было указано, что отказ от договора аренды является незаконным, поскольку департамент имущественных отношений администрации субъекта РФ, являясь стороной по данному договору, предпринимательскую деятельность не осуществляет. Индивидуальный предприниматель является слабой стороной в договоре аренды, в целях защиты которой законодатель установил запрет на возможность согласования в договоре права на односторонний отказ от договора в рассматриваемом случае. Позже это решение было отменено постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июля 2014 г. по делу № А46-9912/2013, в котором было указано, что администрация, являясь в договоре аренды арендодателем, выступает как равноправный хозяйствующий субъект и сторона сделки. Избранный апелляционным судом подход позволяет недобросовестным арендаторам, существенно нарушающим режим оплаты пользования муниципальным имуществом, противоправно избегать негативных последствий в виде одностороннего расторжения договора и получать преимущества из своего незаконного поведения.

Таким образом, позиция организации-арендатора неправомерна. В судебной практике на основе позиции ВАС России выработан подход, согласно которому право на одностороннее расторжение договора аренды не может быть отнято у субъекта такого договора, если он не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Отвечал Ю. М. Лермонтов,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса


Реклама