Региональный опыт централизации учетных функций в госсекторе

В Вологде состоялось Межрегиональное совещание «Региональный электронный бюджет. Подсистема „Учет и отчетность“» . В мероприятии приняли участие представители финансовых органов 14 субъектов РФ: Вологодской области, Республики Карелия, Алтайского края, Белгородской, Иркутской, Калужской, Кировской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Ярославской областей, Ненецкого автономного округа. В ходе совещания рассмотрены актуальные вопросы повышения эффективности бюджетных процессов путем применения регионального электронного бюджета, опыт внедрения подсистемы «Учет и отчетность», а также проблема совершенствования нормативных правовых актов по централизации учетных функций.

Вологодская область не случайно выбрана площадкой для проведения совещания — в регионе с 2015 года реализуется проект по централизации учетных функций органов госвласти, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений области[1].

В режиме видео-конференц-связи участие в совещании приняли заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Сивец и начальник отдела развития аналитических компонентов государственной информационной системы «Электронный бюджет» Федерального казначейства А. Н. Жириль.

Не все учреждения готовы к изменениям

В своем выступлении Светлана Викторовна Сивец остановилась на актуальных вопросах формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. «При проверке представленной отчетности за первый квартал 2017 года вскрылась очередная очень серьезная проблема, которая говорит о том, что централизованное управление этим процессом — правильное направление бюджетной политики», — отметила представитель Минфина России. Два года назад в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, внесены изменения, в соответствии с которыми все бюджетные и автономные учреждения с 2017 года должны вести бухгалтерский учет по разделам и подразделам. Другими словами, должно происходить раскрытие классификации по функциям, которые учреждения выполняют по роду своей деятельности. В реальности очень большое количество учреждений оказалось не готово к этим изменениям.

Также Светлана Викторовна обратила внимание на то, что на сайте Минфина России, в разделе «Бюджетная классификация», размещены аналитические таблицы, демонстрирующие увязки разделов и подразделов с услугами из базового перечня услуг, по которым формируется государственное задание. В 2017 году предлагаемые увязки представлены в качестве рекомендаций — учреждениям предоставляется возможность оценить правильность и корректность формирования отчетных данных.

Проблемы решаются

О принципах действия подсистемы «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» рассказал А. Н. Жириль. С 2017 года все учреждения и организации федерального уровня, а также финорганы субъектов РФ представляют отчетность в системе «Электронный бюджет». В настоящее время существуют трудности при представлении отчетности, которые связаны с нестабильной работой программного обеспечения. Но, как заверил докладчик, все обращения, обозначающие проблемы, рассматриваются, и для их решения принимаются необходимые меры.

В целях повышения эффективности

Заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна Артамонова, рассказала об опыте построения регионального электронного бюджета и перспективных направлениях по повышению эффективности бюджетных расходов.

Кризис 2008–2009 годов обрушил доходную базу консолидированного бюджета области. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов правительством региона была принята программа антикризисного управления, проведены масштабные мероприятия по укреплению доходной базы бюджета, реструктуризации долговых обязательств и повышению эффективности бюджетных расходов. В период с 2012 по 2016 год объем оптимизированных расходов составил более 17 миллиардов рублей.

10_2.png

В период с 2012 по 2014 год осуществлена передача функций органов власти по материально-техническому, автотранспортному обеспечению и функций в сфере информационных технологий в учреждения. Это позволило сократить более 816 штатных единиц государственных гражданских служащих, а также уменьшить расходы областного бюджета на 0,5 миллиарда рублей. В настоящее время в области продолжается передача функций по предоставлению государственных услуг в многофункциональные центры и подведомственные учреждения, а также реализуется проект по совершенствованию управленческих процессов с использованием передовых методов оценки.

Масштабным является реализуемый с 2015 года проект по централизации бухгалтерского учета в органах власти и государственных учреждениях области. Валентина Николаевна отметила, что основной его целью является повышение качества ведения бухгалтерского учета и составления отчетности за счет повышения уровня открытости и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности учреждений, унификации документооборота, первичных документов и учетной политики учреждений.

Органам власти и учреждениям предоставляется возможность использовать во всех сферах деятельности электронный юридически значимый документооборот, проводится полная автоматизация работы кадровых и контрактных служб, материального учета. В организации труда специалистов исключаются дублирующие функции. Это в значительной степени повышает производительность труда бухгалтеров. Учреждения и органы власти в режиме онлайн владеют всей информацией, необходимой для выполнения своего функционала. Доступ к данным системы строго разграничен по компетенции. Электронный документооборот в единой централизованной информационной системе позволяет контролировать исполнение распорядительных документов, оперативно создавать и обрабатывать документы, автоматически формировать отчеты. Созданная информационная система учета, интегрированная с информационными системами отчетности, планирования и исполнения бюджета, является частью создаваемого регионального электронного бюджета Вологодской области.

В регионе на 1 января текущего года 30 органов власти и 37 казенных учреждений передали функции бухгалтерского учета и отчетности. Площадкой для централизации учета стало подведомственное учреждение Департамента финансов области — государственное казенное учреждение «Областное казначейство», осуществляющее учет операций по исполнению областного бюджета. Для выполнения новых полномочий в структуре учреждения создано специализированное подразделение — центр бухгалтерского учета, которое имеет в своем составе три отдела: отдел учета расчетов, отдел учета оплаты труда и отдел бухгалтерской отчетности. «Считаю, что это стратегически правильный выбор. Организация центра учета на базе областного казначейства позволила сократить время и расходы областного бюджета на решение вопросов организационного характера, усовершенствовать систему платежей, сократить сроки проведения операций», — отметила заместитель губернатора.

В настоящее время в регионе реализуется второй этап проекта — централизация функций бюджетных и автономных учреждений. В силу различной специфики централизация функций осуществляется на базе четырех ведомственных центров бухгалтерского учета в ведущих отраслях: образовании, здравоохранении, культуре и социальной защите населения. «По нашей оценке, отложенный бюджетный эффект от реализации проекта по централизации учетных функций составит более 300 миллионов рублей», — подвела итог В. Н. Артамонова.

Опытом по организации электронного документооборота при централизации бюджетного (бухгалтерского) учета органов власти и государственных учреждений региона поделилась начальник управления бюджетного учета и отчетности, главный бухгалтер Департамента финансов Вологодской области Марина Анатольевна Козлова. Она рассказала, что в основе проекта по централизации учетных функций лежит автоматизация всех направлений финансово-хозяйственной деятельности органов власти и учреждений. Первичные учетные документы, отражающие факты хозяйственной жизни, формируются в виде электронных документов, что позволяет переводить в автоматизированный режим все операции по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Реализация мероприятий по централизации учета

С докладом о практической реализации мероприятий по централизации учетных функций ГКУ ВО «Областное казначейство» выступила начальник учреждения Римма Михайловна Бухмичева. Она отметила, что штатная численность созданного в казначействе центра учета составляет 40 процентов от числа выполнявших данную работу в органах власти и казенных учреждениях до передачи функций.

В ходе совещания были озвучены нерешенные проблемы в области централизации учета и отчетности. В частности, возникает большое количество вопросов по организации и осуществлению внутреннего контроля бухучета. «Необходимы рекомендации по организации внутреннего финансового контроля и аудита в части разделения полномочий центра бухгалтерского учета и организаций госсектора. Также остаются вопросы по формированию единого электронного хранилища документов с учетом сканированных образов первичных документов (электронный архив), правилам ведения электронного архива, хранения первичных документов в органах власти, формированию учетной политики и проведению инвентаризации», — отметила Р. М. Бухмичева.

О централизации бухгалтерского учета учреждений здравоохранения Пензенской области рассказал начальник управления по бухгалтерскому учету и отчетности, главный бухгалтер государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области «Медицинский информационно-аналитический центр» А. В. Пичушкин. Субъектам РФ, которые только собираются централизовать бухгалтерский учет, докладчик дал совет создать единую централизованную систему бюджетного и бухгалтерского учета, унифицировать учет и методологию, а уже потом при необходимости подходить к аутсорсингу ведения бухгалтерского учета. «При внедрении централизованного учета мы столкнулись с двумя основными проблемами: обеспечением защиты персональных данных, которое потребовало дополнительных расходов, и разрозненностью автоматизированных баз учреждений либо их отсутствием», — поделился он опытом.

Бухучет — инструмент макроэкономической политики

Большой интерес у участников совещания вызвал доклад генерального директора НПЦ ГОСУЧЕТ, кандидата экономических наук Романа Валерьевича Ерженина. По его мнению, любой проект по созданию муниципального, регионального центра учета либо масштабная организация единой централизованной бухгалтерии на базе Федерального казначейства является уникальным событием. В каждом отдельном подобном проекте архитектура системы бухгалтерского учета в своем роде единственная и неповторимая. Рассматривая дальнейшее совершенствование бухгалтерии сектора госуправления, необходимо иметь в виду, что современный бухгалтерский учет не только взаимосвязан с экономикой страны, но и является инструментом ее макроэкономической политики. «При этом жизнь постоянно формирует и выдвигает перед нашей наукой все новые и новые исследовательские задачи, а значит, претворение их в жизнь все шире будет раскрывать диапазон и важность бухгалтерского дела», — подчеркнул Р. В. Ерженин.

10_3.png

Участники совещания выразили общее мнение, что централизация учетных функций является важным и перспективным направлением в повышении эффективности бюджетных расходов субъектов РФ.



[1] См. журналы «Бюджетный учет» № 12/2015. С. 12–15; № 5/2017. С. 6–9.


Реклама