Протокольные подарки госслужащим
Осуществляя профессиональную деятельность, государственные (муниципальные) служащие участвуют в официальных протокольных мероприятиях во время командировок, переговоров и др. На таких встречах принимающая сторона может преподнести подарок. Как его расценивать, разберем в статье.
Е. М. Шахова, аудитор
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одобрен решением президиума Совета при Президенте России по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) (далее — Кодекс этики и служебного поведения).
Согласно пункту 18 Кодекса этики и служебного поведения государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта России, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством.
Кодекс этики и служебного поведения представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности. Он является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).
Согласно Типовому положению о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденному постановлением Правительства России от 9 января 2014 г. № 10 (далее — Типовое положение № 10), подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, это подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, это получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
Согласно пункту 3 Типового положения № 10 лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
Уведомление о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, представляется не позднее трех рабочих дней со дня получения подарка.
Если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее трех рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.
При невозможности подачи уведомления в указанные сроки по причине, не зависящей от лица, замещающего государственную (муниципальную) должность, служащего, работника, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения.
Аналогичная норма прописана в пункте 6 статьи 17 Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Отраслевые особенности
Согласно статье 575 Гражданского кодекса не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в том числе:
работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Как определить признак «обычности»? Обычность предполагает исключение антикварного, раритетного, особо ценного подарка, не связанного с исполнением государственным (муниципальным) служащим своих обязанностей, безвозмездность. Общепринятый привычный жест этики служебного поведения: простые недорогостоящие сувениры, знаки внимания, подаренные в дружеской обстановке коллегами-друзьями, отсутствие предварительной договоренности о предполагаемой работе (услуге) (взамен действия/бездействия), встречного обязательства и т. п. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 74 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
Подарок — вещь в дар, которая должна принести радость, пользу, связанная с определенными событиями, датами...
Реализация подарка
В соответствии с Типовым положением № 10 подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим, сдаются ответственному лицу на хранение и включаются в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта России (реестр муниципального образования).
Согласно пункту 12 Типового положения № 10 лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.
Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченные орган или организация) в течение трех месяцев со дня поступления заявления, указанного в пункте 12 Типового положения № 10, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по стоимости, установленной в результате оценки, или отказывается от выкупа.
Денежные средства, полученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Например, при реализации федеральным органом исполнительной власти подарков в качестве имущества казны, денежные средства зачисляются в федеральный бюджет. Данные доходы не будут учитываться в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 9 декабря 2016 г. № 03-03-05/73671).
Решение о принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету подарков в составе основных средств или материальных запасов — в компетенции комиссии по принятию и выбытию активов учреждения.
Отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по приему и реализации подарков (в качестве основных средств) государственных (муниципальных) служащих будет следующим:
Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
— на сумму подарка (при наличии цены, подтверждающих документов);
Дебет 1 205 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начисление дохода от операции по реализации подарка;
Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
— принятие денежных средств в кассу учреждения;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение наличных денежных средств;
Дебет 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление денежных средств на лицевой счет учреждения;
Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
— по факту реализации подарка.
Если в отношении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, от лиц, замещающих государственные должности, государственных служащих, не поступило заявления, либо в случае отказа указанных лиц от выкупа такого подарка он подлежит передаче уполномоченным структурным подразделением (уполномоченными органом или организацией) в федеральное казенное учреждение Гохран России для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Подарок, в отношении которого не поступило соответствующего заявления, может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации.
В случае нецелесообразности использования подарка руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа), осуществляемой уполномоченными государственными (муниципальными) органами и организациями посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством.
Имеют место случаи, когда государственному (муниципальному) служащему дарят изделия народных художественных промыслов, авторские работы (предметы искусства, культуры) — в такой ситуации, при отсутствии рыночной цены, сложившейся в данном регионе, стоимость подарка определяется экспертным путем (с привлечением к такой работе оценочной комиссии, экспертов).
В случае привлечения оценщика (в рамках законодательства оценочной деятельности) бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление расходов, связанных с работой оценщика;
Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— осуществлены расчеты с контрагентом.
Если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством (п. 17 Типового положения № 10).
При этом ответственность за утрату (повреждение) подарка до момента его сдачи по акту приема-передачи несет лицо, получившее подарок.
Ответственность
Согласно статье 290 Уголовного кодекса получение взятки наказывается различными размерами штрафов и сроками лишения свободы, лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью). Размеры штрафа и сроки лишения свободы определены в данной статье в зависимости от квалификации правонарушения.
Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности, государственные должности субъектов, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (п. 2 ст. 575 ГК РФ).
Внимание!
Согласно примечанию 1 к статье 285 Уголовного кодекса должностными лицами в статьях главы 30 указанного кодекса признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит России, ее субъектам или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах России, других войсках и воинских формированиях.