Нормы расхода ГСМ. Применение путевых листов

Кроме затрат на оснащение автомобиля (тахометры, навигаторы), быстро изнашиваемые и сезонные части (аккумуляторы, шины) есть еще одна постоянная статья расходов, предусмотренная при эксплуатации автомобиля, — горюче­смазочные материалы. Нормы их расходования зависят от множества факторов.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ — все эти вещества являются разновидностями топлива и входят в группу горюче-смазочных материалов (ГСМ). Учет ГСМ в учреждении необходимо вести в соответствии с действующим законодательством и положениями учетной политики.

Нормы расхода

Расходование ГСМ, как и прочих материальных запасов, должно быть нормировано и обосновано. Учреждения, эксплуатирующие автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России, для расчета могут воспользоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации № АМ-23-р).

Понятие «норма расхода топлив и смазочных материалов» применительно к автомобильному транспорту толкуется как установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации (п. 3 Методических рекомендаций № АМ-23-р).

При нормировании расхода топлив различают:

  • базовое значение расхода топлив.

Зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив; учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, которая зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава.

Устанавливается в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии;

  • расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее:
    • выполняемую транспортную работу (норму на транспортную работу). Включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
      Устанавливается в литрах на 100 км (л/100 км) при проведении транспортных работ;
    • условия эксплуатации автомобиля.
      Устанавливается по месту эксплуатации автотранспортного средства на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Для расчета нормативных значений расхода топлив в Методических рекомендациях № АМ-23-р приведены соответствующие базовые формулы:

для легковых автомобилей

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где

Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;

для автобусов

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + + Hот × T,

где

Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S — пробег автобуса, км;

Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;

для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × × (1 + 0,01 × D),

где

Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза,

где

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;

W — объем транспортной работы, т·км,

где

W = Gгр × Sгр,

где

Gгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км.

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Внимание!

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению организации, эксплуатирующей транспортное средство) (п. 4 Методических рекомендаций № АМ-23-р).

Поправочные коэффициенты

Базовые нормы расхода топлива указаны в документах завода — изготовителя транспортного средства, приведены в соответствующих пунктах раздела «II. Нормы расхода топлив для автомобилей» Методических рекомендаций № АМ-23-р. Во всех приведенных формулах присутствует показатель D — поправочный коэффициент. Это переменная величина, которая зависит от множества факторов, влияющих на повышение или снижение норм расхода топлива.

Причины, повышающие расход топлива, приведены в пункте 5 Методических рекомендаций № АМ-23-р. В их числе:

Зимнее время года

Низкие температуры, заснеженные дороги и, как следствие, необходимость прогревания двигателя автомобиля, пробуксовка в снегу или на льду отражаются на расходе топлива. Период применения коэффициента, увеличивающего нормы расхода топлива в зимнее время года, и его значение зависят от климатических районов страны. Например, в Краснодарском, Ставропольском краях, республиках Крым, Дагестан, Северная Осетия и схожих по погодным условиям регионам увеличение расхода топлива предусмотрено с 1 декабря по 1 марта на пять процентов. В самых холодных территориях вводится коэффициент 20 процентов. Он действует в следующие периоды — Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) — с 15 октября по 15 мая, Чукотский автономный округ — с 15 октября по 30 апреля, острова Северного Ледовитого океана и морей — с 1 ноября по 31 мая. В приложении 2 к Методическим рекомендациям № АМ-23-р установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними.

Период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя учреждения.

Внимание!

Списание топлива должно быть нормировано и документально оформлено. При выявлении расхода ГСМ сверх установленной нормы следует провести проверку технического состояния транспортного средства. Если неисправностей не выявлено, то ответственность за перерасход несет водитель.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожарах и других стихийных бедствиях установлены повышающие коэффициенты для дорог[1]

  • I, II и III категорий — до 35 %;
  • IV и V категорий — до 50 %.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских автотранспортных средств и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем предусмотрено увеличение расхода топлива до 10 % от базовой нормы (п. 5 Методических рекомендаций № АМ-23-р).

Особенности дорог

На расход бензина оказывают влияние особенности дорог. Для дорог общего пользования, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц I, II и III категорий, установлены следующие зависимости между фактором и размером повышающего коэффициента:

высота над уровнем моря:

от 300 до 800 м (нижнегорье) — до 5 %;

от 801 до 2000 м (среднегорье) — до 10 %;

от 2001 до 3000 м (высокогорье) — до 15 %;

свыше 3000 м (высокогорье) — до 20 %;

сложность плана дороги:

на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10 %;

на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30 %;

численность населения:

при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения

свыше 5 млн человек — до 35 %;

от 1 до 5 млн человек — до 25 %;

от 250 тыс. до 1 млн человек — до 15 %;

от 100 до 250 тыс. человек — до 10 %;

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 %.

Расход топлива увеличивает характер работы транспорта: частые технологические остановки, пониженная средняя скорость движения, перегон-буксировка, возраст и пробег автомобиля. Использование при движении автомобиля установки «климат-контроль» (независимо от времени года), кондиционера повышает потребление бензина до 7 %. Причем не допускается применять коэффициент «за кондиционер» совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов.

Пунктом 6 Методических рекомендаций № АМ-23-р предусмотрен фактор, позволяющий снизить норму расхода топлива до 15 % — при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м).

Есть общие правила применения поправочных коэффициентов:

  • когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются;
  • при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Норма расхода ГСМ разрабатывается учреждением на основании сведений об условиях эксплуатации транспорта. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках, предусмотренных Методическими рекомендациями № АМ-23-р, утверждается приказом или распоряжением руководителя.

Рекомендуется для каждого транспортного средства, используемого в деятельности учреждения, рассчитать зимние и летние нормы расхода топлива и закрепить их в отдельном приказе или приложении к учетной политике учреждения для дальнейшего руководства при принятии к учету расходных документов.

С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены лично под подпись.

Пример 1

Учреждение, расположенное в городе с населением 350 тыс. человек, в климатической зоне, для которой в период с 1 ноября по 30 апреля установлена предельная величина зимних надбавок 15 %, в своей деятельности использует легковой автомобиль «Волга Сайбер» 2.4 (Chrysler) с коробкой переключения передач 5М, оснащенный установкой «климат-контроль». Согласно путевому листу 27 декабря 2017 года пробег машины составил 54 км. Определим нормативный расход топлива.

Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 ×
× D) = 0,01 × 10,0 × 54 × (1 + 0,01 × × 34) = 7,24 л,

где

Hs — 10 л/100 км;

S — 54 км;

D — 34 %, в том числе:

за работу в городе с данной численностью населения — 12 %;

использование установки «климат-контроль» — 7 %;

зимняя норма — 15 %.

Пример 2

Автобус ЛиАЗ 5293 (гор. 100 мест; Caterpillar 3126E) работает в городе с населением 980 тыс. человек, в климатической зоне, для которой предусмотрены надбавки в зимнее время с 1 ноября по 15 апреля в размере 15 %, с использованием штатных отопителей салона. Согласно путевому листу 27 декабря 2017 года пробег автобуса составил 97 км при времени работы на линии 8 ч. Определим нормативный расход топлива.

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 ×
× D) + Hот × T = 0,01 × 41,1 × 97 × × (1 + 0,01 × 30) + 2,5 × 8 = 71,83 л,

где

Hs — 41,1 л/100 км;

S — 97 км;

D — 30 %, в том числе:

за работу в городе с численностью населения — 15 %;

зимняя норма — 15 %;

Hот — 2,5 л/ч;

T — 8 ч.

Если в учреждение поступает техника, для моделей, марок и модификаций которой Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, то в отношении нее могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике (п. 6 Методических рекомендаций № АМ-23-р).

Для определения норм расхода ГСМ могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить путь, пройденный автотранспортным средством (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Основание для списания ГСМ

ГСМ относятся к группе материальных запасов, учитываются на счете 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения». Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями. Таким образом, расход ГСМ не может быть обезличенным. В учете учреждения списание израсходованного топлива производится на основании первичных документов, в которых должны содержаться данные о водителе, машине, пробеге.

Согласно положениям пункта 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти.

Какой первичный документ может служить основанием для определения количества израсходованного топлива и его дальнейшего списания?

В ранних редакциях Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, была установлена норма, указывающая, что выбытие материальных запасов производится в том числе на основании Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), который применяется для списания в расход всех видов топлива. Следовательно, путевой лист являлся первичным учетным документом для учета и списания ГСМ. Приказами Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 184н, от 31 декабря 2015 г. № 227н, от 31 декабря 2015 г. № 228н его формы были исключены из вышеперечисленных инструкций, однако другой вариант документа, предназначенного для списания автомобильного топлива, в инструкции введен не был.

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями были приняты Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н). В этом документе закреплено, что основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). ГСМ относятся к группе материальных запасов, следовательно, для списания топлива учреждение вправе воспользоваться Актом (ф. 0504230). Однако в Методических указаниях № 52н есть следующая норма: если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту (ф. 0504230). То есть прямо закреплено право учреждения на применение иных форм первичных документов, адаптированных для отражения расходования конкретных материальных запасов. В любом случае документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в пункте 7 Инструкции № 157н, статье 9 Закона № 402-ФЗ.

Однако, несмотря на исключение из инструкций по учету форм путевых листов и их отсутствие в Методических указаниях № 52н, прямого запрета на их использование нет. Поэтому учреждения в целях получения полной и достоверной информации по движению ГСМ имеют право применять эти первичные учетные документы, предварительно закрепив соответствующее положение в учетной политике.

Внимание!

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет (при условии проведения проверки (ревизии)). При отсутствии других документов, подтверждающих тяжелые, вредные и опасные условия труда, путевые листы необходимо хранить 75 лет (п. 842 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Учреждение в своей деятельности может использовать Путевые листы (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Если же учреждение решит применять самостоятельно разработанные формы первичных документов, заменяющих исключенные из инструкций путевые листы, то при их создании рекомендуется придерживаться указаний приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России № 152). Согласно пункту 3 приказа Минтранса России № 152 первичный документ должен иметь наименование и номер путевого листа и содержать сведения:

  • о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • о транспортном средстве;
  • о водителе;
  • о сроке действия путевого листа.

Приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 г. № 476 внесены изменения в приказ Минтранса России № 152, касающиеся порядка оформления путевых листов. С 15 декабря 2017 года в путевом листе должен быть указан ОГРН юридического лица. Пункт 6 приказа Минтранса России № 152 дополнен подпунктом 5, указывающим, что если законодательством предусмотрена обязательность проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, то в путевом листе указываются дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) его проведения.

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности (п. 8 приказа Минтранса России № 152).

В целях контроля за расходованием ГСМ документ, разработанный учреждением с целью замещения путевых листов, должен содержать сведения, отражающие движение горючего, — показания спидометра, количество и марку топлива в автомобиле на начало и конец дня, а также заправленного за день.

Сохранились требования о наличии путевого листа у водителя и в иных документах. Так, в пункте 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, указано, что водитель механического транспортного средства обязан иметь путевой лист. Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 (далее — приказ Минтранса России № 7), закреплено, что в путевом листе фиксируются сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения. Учреждение, в рамках своей деятельности осуществляющее регулярные перевозки пассажиров, обязано в числе необходимых документов обеспечить каждого водителя путевым листом. При проведении проверки наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении, в соответствии с законодательством водитель должен в числе прочих обязательных документов предоставить путевой лист (п. 2.2 приложения 2 к приказу Минтранса России № 7). В путевом листе также отражается результат проведения ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств.

На основании приведенных норм делаем вывод, что в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств применение Путевых листов (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) является либо правом, либо обязанностью учреждения.

Путевые листы в учреждении оформляются в обязательном порядке, если:

  • учреждение осуществляет деятельность, при которой законодательством установлена обязанность оформления путевых листов (например, перевозка пассажиров, грузов);
  • требование установлено ведомственным нормативным актом;
  • требование закреплено в учетной политике учреждения.

[1] Классификация автомобильных дорог и порядок их отнесения к категориям регламентированы Законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767.


Реклама