Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету и налогам

Согласно разъяснениям Минфина России при заключении соглашения о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания учреждение отражает указанную операцию записью: Дебет 4 205 31 560 — Кредит 4 401 40 130 на всю сумму, указанную в соглашении (то есть на три года).

Должен ли учредитель операцию при заключении соглашения отразить следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 401 50 241 — Кредит 1 302 41 730 (при этом считать суммы, приходящиеся на плановые годы, долгосрочными)?

Или учреждению отражать сумму, приходящуюся на один финансовый год, по Дебету 4 205 31 560 и Кредиту 4 401 10 130?

Иначе у финансового органа не принимают отчетность, так как существует контрольное соотношение о равенстве показателей: остаток по счету 4 205 31 000 учреждения и остаток по счету 1 302 41 000 учредителя.

Единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам: доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) используется счет 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (п. 301 Инструкции № 157н).

Таким образом, доходы в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, согласно заключенному соглашению о предоставлении субсидии на выполнение задания в текущем финансовом году, отражаются в бухгалтерском учете муниципального учреждения в составе доходов будущих периодов.

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (письмо Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 02-06-07/19436).

При этом расходы бюджетов бюджетной системы на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) отражаются по элементу группы расходов 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» и относятся на подстатью 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» КОСГУ.

Бухгалтерские записи будут следующими:

в учете муниципального учреждения

Дебет 4 507 20 130
«Утвержденный объем финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»
Кредит 4 504 20 130
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»
— плановые назначения на очередной финансовый год;

Дебет 4 507 10 130
«Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»
Кредит 4 504 10 130
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года»
 плановые назначения текущего финансового года;

Дебет 4 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 4 401 40 130
«Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
 доходы будущих периодов;

Дебет 4 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 4 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
 доходы текущего года;

Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
 получены доходы согласно графику перечисления платежей;

Дебет 4 401 40 130
«Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
Кредит 4 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
 признание доходами текущего года доходов будущих периодов;

Дебет 4 508 10 130
«Получено финансового обеспечения текущего финансового года»
Кредит 4 507 10 130
«Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»
 исполнение ПФХД по доходам согласно графику перечисления платежей;

в учете учредителя

Дебет 1 502 12 241
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»
Кредит 1 501 13 241
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на текущий финансовый год»
 доведение лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

Дебет 1 501 13 241
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на текущий финансовый год»
Кредит 1 502 11 241

«Принятые обязательства на текущий финансовый год»
 приняты обязательства согласно лимитам;

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 302 41 730
«Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
 начисление задолженности согласно заключенному соглашению;

Дебет 1 302 41 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 304 05 241
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
 перечисление субсидии согласно заключенному соглашению.

Вместе с тем в учете учредителя признание обязательств и их отнесение на финансовый результат текущего года осуществляются при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии (письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164). При этом бюджетное (муниципальное) учреждение начисляет доходы в сумме субсидии финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на всю сумму по соглашению независимо от графика перечисления денежных средств.

Однако для обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на бухгалтерском учете, положения учетной политики в части отражения операций финансового обеспечения субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) муниципальному учреждению целесообразно согласовать с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

Вместе с тем согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, учреждением составляется Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760), в которой необходимо раскрыть существенную информацию для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденному приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием в том числе метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).

Концепция «Объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций» означает допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета (абз. 5 п. 16 СГС «Концептуальные основы»).

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями) (п. 78 СГС «Концептуальные основы»).

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Обязано ли бюджетное учреждение при продаже движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности: мебели (иного движимого имущества) и автомобиля (особо ценного движимого имущества), проводить торги путем конкурса или аукциона? Необходимо ли для продажи данного имущества получать согласие собственника?

В силу пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Следовательно, как иным движимым имуществом, так и особо ценным движимым имуществом, приобретенным бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, без получения согласия собственника.

В силу пункта 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в приведенных далее случаях.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Из анализа данных положений следует, что договор купли-продажи, положения о котором закреплены в главе 30 Гражданского кодекса, является одним из «иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования» на вещь. При этом Закон № 135-ФЗ учитывает проведение торгов бюджетным учреждением при заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении движимого имущества. Отметим, что это положение сформулировано законодателем императивно вне зависимости от того, к какой категории относится имущество: к иному движимому или особо ценному движимому имуществу.

Таким образом, бюджетное учреждение при продаже как мебели, так и автомобиля, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности, должно проводить торги путем конкурса или аукциона. Для продажи указанного имущества получать согласие собственника не требуется.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Могут ли из бюджета субъекта РФ быть выделены денежные средства образовательному казенному учреждению этого субъекта на приобретение сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи?

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). На основании статьи 70 Бюджетного кодекса обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

  • оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности, государственные должности субъектов и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством, законодательством субъектов и муниципальными правовыми актами;
  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н) на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов.

Таким образом, с одной стороны, Бюджетный кодекс не содержит прямых указаний, относящихся к приобретению сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, в обеспечение выполнения функций казенных учреждений. С другой стороны, расходы на приобретение такой продукции прямо упомянуты в Указаниях № 65н.

Обратимся к судебной практике. В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2015 г. № А74-336/2015 суд согласился с тем, что оплата расходов на приобретение сувенирных наборов статьей 70 Бюджетного кодекса не предусмотрена. При этом суд отклонил довод о том, что перечень расходов является открытым по каждой статье и подстатье, отметив, что каждая из статей расходов, являющаяся структурным подразделением бюджетной сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов; статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В постановлении суда речь шла об отделе вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по субъекту РФ, но, по нашему мнению, позиция суда по аналогии может быть применена и образовательным казенным учреждением.

Следовательно, из бюджета субъекта РФ не могут быть выделены денежные средства образовательному казенному учреждению субъекта РФ на приобретение сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА,
руководитель ООО «Центр
методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Просим разъяснить порядок учета казенным учреждением для целей налога на прибыль организаций дохода в виде неустойки, компенсации при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства по договору.

Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (подп. 5 ст. 161 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса в составе внереализационных доходов для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом на основании статьи 246 Налогового кодекса Российская Федерация и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Таким образом, если одной из сторон по договору, заключенному казенным учреждением, выступают Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, то неустойка, преду­смотренная указанным договором, будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций.

Если же стороной данного договора является юридическое лицо (казенное учреждение), то необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому отнесены, в частности, средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Следовательно, полученные казенным учреждением средства целевого финансирования не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.

Если в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по такому договору казенному учреждению производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то казенное учреждение не получает экономической выгоды, а восстанавливает в налоговом учете в составе средств целевого финансирования ранее перечисленные денежные средства, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 Налогового кодекса, у него не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. При этом средства, полученные казенным учреждением сверх суммы компенсации, учитывают в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Вопросы по закупкам

Организация — участник открытого конкурса обратилась в контрольный орган в сфере закупок (далее — Контрольный орган) с жалобой на действия заказчика. Контрольный орган принял решение о возвращении жалобы, так как она была не подписана. Вправе ли контрольный орган сообщить организации о принятом решении по электронной почте обычным письмом (без использования электронной подписи)?

Пунктом 11 статьи 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены ситуации, при которых жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения:

жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

жалоба не подписана, или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Если Контрольный орган принимает решение о возвращении жалобы, то в тот же день он обязан уведомить об этом лицо, подавшее жалобу, с указанием причин (п. 13 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Рассматривая вопрос о возможности уведомления заинтересованного лица по электронной почте обычным письмом, обратимся к положениям Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Поскольку Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможности сообщения о возвращении жалобы по электронной почте обычным письмом, эта информация может быть доведена до лица, подавшего жалобу, только в письменной форме.

По нашему мнению, по аналогии возможно применение позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 6 мая 2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и. Из положений пункта 7 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, пункта 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ следует вывод, что жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам Закона № 44-ФЗ. Возможность применения аналогии объясняется тем, что в пункте 13 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, так же как и в пункте 7 данной статьи, используется указание только на письменную форму.

Таким образом, контрольный орган в сфере закупок не вправе сообщать организации о принятом решении по электронной почте обычным письмом.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Казенное учреждение, являясь заказчиком по государственному контракту на оказание услуг, не произвело в установленный срок оплату. Организация (Исполнитель) потребовала от учреждения уплаты пени за просрочку, предусмотренной контрактом. Заказчик указывает, что задержка связана с уменьшением главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Относительно пени учреждение, ссылаясь на пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса, указывает на отсутствие оснований для ее уплаты, полагая, что в данном случае контракт подлежит изменению и Исполнитель вправе требовать только фактически понесенный ущерб. Правомерна ли позиция учреждения в части отсутствия оснований для уплаты пени?

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (п. 6 ст. 161 БК РФ).

Статьей 309 Гражданского кодекса установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как отмечено в пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу пункта 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Она устанавливается контрактом в размере одной трехсотой доли действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки их исполнения, опять же предусмотренной контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, закрепленном Правительством России.

Учитывая изложенное, нарушение казенным учреждением срока оплаты по государственному контракту на оказание услуг является безусловным основанием для начисления пени за каждый день просрочки оплаты.

В пункте 6 статьи 161 Бюджетного кодекса указывается на ограничение ответственности казенного учреждения тем размером ущерба, который фактически понесен Исполнителем в связи с изменением условий контракта, вызванного уменьшением казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Однако, как следует из приведенных норм Закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса, возмещение ущерба и начисление неустойки (в данном случае — пени) являются разными понятиями, то есть в пункте 6 статьи 161 Бюджетного кодекса ничего о пенях не сказано.

Таким образом, позиция учреждения со ссылкой на пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса об отсутствии оснований уплаты пени ввиду того, что контракт подлежит изменению и исполнитель будет вправе требовать только фактически понесенный ущерб, неправомерна. Указанные учреждением обстоятельства не препятствуют исполнителю требовать пени за каждый день просрочки оплаты.

Правомерность данных выводов подтверждается и судебной практикой. В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2015 г. № 07АП-4453/2015 суд признал основанными на неправильном применении норм права ссылки казенного учреждения на статью 161 Бюджетного кодекса. Пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса предусматривает ограниченную ответственность казенного учреждения, выступающего стороной государственного (муниципального) контракта, в случае взыскания убытков, непосредственно обусловленных изменением условий контракта. Иных случаев ограничения ответственности казенного учреждения законом не предусмотрено. Как заключил суд, рассматриваемый иск о взыскании пени не является требованием о взыскании убытков, в связи с чем статья 161 Бюджетного кодекса не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Таким образом, на основании изученных норм и с учетом судебной практики позиция учреждения в части отсутствия оснований для уплаты пеней является неправомерной.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный
советник Российской
Федерации 3 класса


Реклама