Учет в вопросах и ответах

Разберем отдельные вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые наиболее часто возникают у бухгалтеров в последнее время. На них ответит М. Ю. ВАСИНА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Просим разъяснить порядок списания с балансового учета учреждения дебиторской задолженности, имеющей признаки безнадежной к взысканию.

В статье 47.2 Бюджетного кодекса установлены случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также предусмотрены нормы, регулирующие ее списание.

Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы утверждены постановлением Правительства России от 6 мая 2016 г. № 393 (далее — Постановление № 393).

Согласно пункту 2 Постановления № 393 для подготовки решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы администратор доходов бюджета создает комиссию по поступлению и выбытию активов (далее — комиссия учреждения), действующую на постоянной основе.

Согласно пункту 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения решения о ее списании с балансового учета учреждения в течение срока возможного возобновления согласно законодательству процедуры ее взыскания.

Обратите внимание, что согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета осуществляет полномочия по начислению платежей в бюджет, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет.

Следовательно, при оценке комиссией учреждения оснований для списания с балансового учета дебиторской задолженности по платежам в бюджет, имеющей признаки безнадежной к взысканию (далее — сомнительная задолженность), следует принимать во внимание полноту и своевременность предпринятых администратором доходов мер по обеспечению ее взыскания.

В случае недостаточности (несвоевременности) предпринятых мер по обеспечению взыскания дебиторской задолженности по платежам в бюджет (в том числе в результате бездействия уполномоченных лиц), повлекших возникновение оснований для ее признания сомнительной задолженностью или задолженностью, нереальной к взысканию, комиссии учреждения следует проводить оценку причиненного ущерба бюджету в виде недополученных бюджетом доходов в результате указанных действий (бездействия) должностных лиц администратора доходов. При этом в бюджетном учете в соответствии с пунктом 220 Инструкции № 157н на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» следует отражать задолженность по возмещению сумм ущерба бюджету, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Как формировать резервы предстоящих расходов на отпуска в бухгалтерском учете государственных учреждений?

Согласно статьям 114 и 115 Трудового кодекса работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Принимая во внимание нормы трудового законодательства, отметим, что у публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) возникает обязательство по гарантированному работнику праву получения ежегодных оплачиваемых отпусков, но отсутствует определенность во времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время ввиду, например, возможного изменения запланированных дат отпусков, кроме того, величина такого обязательства не может быть строго определена.

Согласно пункту 302.1 Инструкции № 157н счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.

Вместе с тем согласно пункту 308 Инструкции № 157н обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами.

Резервы на оплату отпусков (счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов») формируются для полной и достоверной информации об отложенных обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат. При этом в бухгалтерском учете государственных учреждений, в соответствии с пунктом 160.1 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, и пунктом 189 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет работникам организации, по обязательствам учреждения, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов (на фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы) (на услуги связи, на коммунальные услуги и иные услуги), отражается по кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» с одновременным отражением в бухгалтерском учете отложенных обязательств.

Обратите внимание, что согласно пункту 302 Инструкции № 157н счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на указанном счете отражаются расходы, связанные с выплатой отпускных (авансом в счет будущих отчетных периодов), в тех случаях, когда резерв предстоящих расходов не создается.

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете пользователем (арендатором) имущества — нежилых помещений, принятых на основании договора безвозмездного пользования, заключенного на неопределенный срок.

Согласно пункту 36 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая находящееся в пользовании субъекта учета, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств) (п. 37 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с договором безвозмездного пользования нежилыми помещениями ссудополучатель приобретает право пользования активом (нежилым помещением) для извлечения его полезного потенциала в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), одновременно принимая обязательства в отношении основных условий пользования и содержания имущества.

С учетом изложенного для целей бухгалтерского учета право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды.

Согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н (далее — СГС «Аренда»), объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных пунктами 12–14 СГС «Аренда», либо объектами учета операционной аренды, либо объектами учета неоперационной (финансовой) аренды.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса обоснование бюджетных ассигнований является документом, характеризующим бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде). При этом к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее — ассигнования на обеспечение выполнения функций) (ст. 69 БК РФ).

С учетом положений Бюджетного кодекса каждый участник бюджетного процесса формирует обоснование бюджетных ассигнований, в том числе ассигнований на обеспечение выполнения функций, предусматривая расходы по содержанию имущества на очередной финансовый год и плановый период (далее — бюджетный цикл).

Пунктом 77 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено применение при ведении бухгалтерского учета допущения непрерывности деятельности, которое означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет, начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

Таким образом, если договор безвозмездного пользования имуществом (нежилым помещением) заключен на неопределенный срок и в соответствии с условиями договора в любое время может быть расторгнут согласно статье 610 Гражданского кодекса, а обоснованиями бюджетных ассигнований предусмотрены расходы на содержание такого имущества (нежилого помещения) для использования его субъектом учета в целях обеспечения выполняемых им функций на весь период бюджетного цикла, то для целей бухгалтерского учета полученное в пользование такое имущество (нежилое помещение) признается активом.

При признании такого актива его следует классифицировать как объект учета операционной аренды (п. 12 СГС «Аренда»), полагаясь на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта учета, принимая во внимание период бюджетного цикла и рыночную ставку арендных платежей по объекту имущества.


Реклама