Планирование выездных проверок
В соответствии с приказом ФНС России от 30 мая № ММ-3-06/333@ утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок.
Определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Концепция разработана в целях:
- создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;
- повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
- обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
- сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;
- информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
Разделом утвержденной Концепции является структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок осуществляется с помощью анализа финансово-экономических показателей их деятельности и содержит несколько уровней, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей ФХД текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, или несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
В случае выбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проверки его контрагентов и аффилированных лиц.