Ограничение авансов по договорам (контрактам) бюджетных и автономных учреждений

Недавно в системе выплат авансовых платежей произошли изменения. Данный вопрос разъясняет Э. С. ИСЛЯМОВА, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

В конце 2017 года Законом от 27 ноября 2017 г. № 347‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона „Об автономных учреждениях“ и статью 30 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“» (далее — Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения в два закона: от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174‑ФЗ) и от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83‑ФЗ).

Основные изменения

Одним из новшеств стало ограничение размера авансовых платежей, которые вправе предусматривать бюджетные и автономные учреждения в заключаемых ими договорах (контрактах) при покупке ими товаров, работ, услуг.

Напомним, что предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить товары (работы, услуги) до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства. Предоплата по контракту в силу статей 487, 711, 781 Гражданского кодекса может быть полной, то есть составлять 100 процентов от стоимости товаров (работ, услуг), или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.

Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Так, статья 30 Закона № 83‑ФЗ была дополнена новым пунктом 16.1, согласно которому бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами России, нормативными правовыми актами субъектов России, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы.

Аналогичные изменения внесены в статью 2 Закона № 174‑ФЗ в отношении автономных учреждений (п. 3.11-1).

Основными вопросами, возникающими при применении рассмотренных изменений, являются:

  • распространение указанных ограничений при осуществлении закупочной деятельности в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223‑ФЗ);
  • возможность предоставления авансов в размере 100 процентов от суммы в случае, если оплата по договорам производится за счет средств от приносящей доход деятельности.

Минфин России в письме от 15 марта 2018 г. № 09-01-09/16085 о соблюдении бюджетными и автономными учреждениями требований к ограничению авансовых платежей по заключаемым ими контрактам (договорам) сообщил, что положениями пункта 16.1 статьи 30 Закона № 83‑ФЗ (в редакции Закона № 347‑ФЗ), пункта 3.11-1 статьи 2 Закона № 174‑ФЗ не установлены исключения для источника финансового обеспечения заключения контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Таким образом, указанные требования распространяются на договоры независимо от источника образования средств, будь то целевая субсидия, субсидия на финансовое обеспечение государственного задания или приносящая доход деятельность.

Обратите внимание, что требования к ограничению авансов, установленные в пункте 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496 (далее — Положение № 1496), для получателей средств федерального бюджета распространяются и на закупки, осуществляемые федеральными учреждениями в соответствии с Законом № 223‑ФЗ.

Ограничения

Учитывая, что законодательством о контрактной системе в России особых требований к авансовым платежам не установлено, в отдельных нормативных правовых актах вместе с тем могут предусматриваться ограничения в отношении аванса.

Рассмотрим для примера ограничение размеров предоставляемых авансов, установленное в отношении федеральных учреждений.

Еще в 2017 году пунктом 42 постановления Правительства России от 30 декабря 2016 г. № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» было предусмотрено условие о предоплате по любому контракту в размере до 30 процентов от его суммы.

При этом на ряд контрактов, например, об оказании услуг связи, услуг по обучению на курсах повышения квалификации, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях или о подписке на печатные издания по-прежнему разрешено выплатить аванс в размере всей цены (100 процентов суммы) контракта.

В 2018 году в целях продолжения работы по сокращению дебиторской задолженности и ужесточению политики в отношении авансирования контрактов пунктом 19 Положения № 1496 предусмотрено, что при заключении договоров (государственных контрактов), указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 18 Положения № 1496, преду­сматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, ПБС не включают в них условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта), если иное не установлено Положением № 1496 или иным нормативным правовым актом Правительства России.

Таким образом, если государственным контрактом установлены отдельные этапы его исполнения и оплаты, то установленный запрет на выплату аванса на последнем этапе исполнения контрактов, например контрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту или о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, распространяется и на федеральные бюджетные и автономные учреждения-заказчики.

Указанная норма не применяется, если условиями указанных договоров предусмотрено осуществление территориальным органом Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

Это связано с назревшей необходимостью развития превентивного контроля заказчиков и повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Изменения, предусмотренные Законом № 347‑ФЗ, расширяют возможности применения казначейского сопровождения путем его установления соответственно федеральным законом, законом субъекта России, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования[1].

Рассматривая ограничения авансирования, также стоит обратиться к пункту 20 Положения № 1496, согласно которому получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства России.

К началу очередного финансового года распоряжением Правительства России от 16 января 2018 г. № 21-р обновлен перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи.

При этом требование пункта 20 Положения № 1496 распространяется и на поставку товаров (оказание услуг), не включенных в такой перечень, но включенных в предмет договора (госконтракта), если предмет договора (госконтракта) содержит также и поставку товаров (оказание услуг), включенных в перечень.

Так, обновленным на 2018 год перечнем товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи, также не предусмотрены авансовые платежи в отношении, например, договоров о предоставлении услуг по ремонту коммуникационного оборудования, ремонту мебели и предметов домашнего обихода, покупки канцелярских товаров и т. д.



[1] Изменения внесены в пункт 15 статьи 30 Закона № 83‑ФЗ и в пункт 3.9 статьи 2 Закона № 174‑ФЗ.


Реклама