Вопрос-ответ

Муниципальное казенное учреждение на основании муниципального контракта произвело демонтаж здания. В итоге образовались отходы металла, которые были сданы учреждением в пункт приема металлолома. Являются ли денежные средства, полученные от сдачи металлолома, доходом для целей исчисления налога на прибыль?


К доходам учреждения относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы (ст. 248, 249 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

В указанной норме доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от сдачи имущества в металлолом, не поименованы.

56_1.png

На основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Рассмотрим позицию финансового ведомства.

По мнению Минфина России, прибыль, полученная от сдачи металлолома, не связана с выполнением учреждением работ и подлежит учету в составе доходов в целях налогообложения прибыли (например, письма Минфина России от 18 февраля 2016 г. № 03-03-05/8970, от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105).

Таким образом, денежные средства, полученные от сдачи металлолома, образовавшегося вследствие демонтажа здания, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога на прибыль.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Учреждению на праве собственности принадлежит объект недвижимости, который неправомерно внесен уполномоченным органом в перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Впоследствии было принято решение об исключении данного объекта из указанного перечня в течение одного налогового периода.

Как в рассматриваемой ситуации следует определять базу по налогу на имущество?


В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1 ст. 375 НК РФ).

56_2.png

В силу пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса.

В пункте 10 статьи 378.2 Налогового кодекса установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России на очередной налоговый период, если иное не установлено данным пунктом.

Таким образом, если объект недвижимости был неправомерно включен уполномоченным органом в перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, то он должен быть исключен из данного перечня, поскольку данное включение нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Обратимся к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме ФНС России от 22 декабря 2015 г. № БС-4-11/22488@ указывается, что статьей 378.2 Налогового кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта России в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта России в информационно-телекоммуникационной сети интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Обратите внимание, что аналогичная позиция получила отражение и в письме ФНС России от 16 октября 2015 г. № БС-4-11/18050@.

Судебной практики по данному вопросу не сложилось.

Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм Налогового кодекса и разъяснений ФНС России, следует вывод, что в рассматриваемой ситуации база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость объекта недвижимости.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Учреждение, применяющее общий режим налогообложения, получило из федерального бюджета субсидии на возмещение затрат на оплату приобретаемых товаров (оборудования). Является ли указанное возмещение объектом налогообложения НДС?


На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В пункте 1 статьи 143 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются в том числе организации.

База по НДС, определенная в соответствии со статьями 153–158 Налогового кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) средств в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме Минфина России от 17 февраля 2016 г. № 03-07-11/8728 разъясняется, что в случае получения плательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в базу не включаются.

Обратите внимание, что ранее аналогичная позиция была изложена в письме Минфина России от 15 апреля 2013 г. 03-03-06/4/12497. Дополнительно в нем сообщается, что, если предоставляемые субсидии получены плательщиком НДС в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих обложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Подобная позиция сложилась и в арбитражной практике, что нашло отражение, например, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2010 г. по делу № А33-20390/2009, ФАС Поволжского округа от 5 ноября 2013 г. по делу № А06-9078/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. по делу № А06-9078/2011.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом официальный орган отметил, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств таких субсидий, с учетом налога на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, позиции официальных органов и судебной практики арбитражных судов, следует вывод, что указанное возмещение затрат, полученное в виде субсидий из федерального бюджета, не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА,
руководитель ООО «Центр
методологии бухгалтерского
учета и налогообложения»

За счет средств какого бюджета должна финансироваться организация освещения улиц в городском поселении?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством.

Таким образом, решение вопросов организации предоставления таких услуг в городском поселении отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании статей 135 и 136 Бюджетного кодекса на финансирование вопросов местного значения предоставляются межбюджетные трансферты бюджетов субъектов России.

Следовательно, организация освещения улиц в городском поселении должна финансироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта бюджету городского поселения.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА,
руководитель ООО «Центр
методологии бухгалтерского
учета и налогообложения»

1. Орган местного самоуправления в рамках исполнения мероприятий по муниципальной программе:

  • перечисляет в подотчет специалисту администрации денежные средства на оплату проезда, проживание и питание детей, находящихся под опекой, и сопровождающему их лицу к месту устройства детей, то есть в специализированные учреждения;
  • перечисляет в подотчет специалисту администрации денежные средства на оплату проезда граждан, нуждающихся в специализированной медицинской помощи (к месту лечения), а также граждан без определенного места жительства к месту устройства;
  • производит доплату к пенсии работникам бюджетной сферы, вышедшим на пенсию по старости.

2. Орган местного самоуправления за счет субвенций, выделенных из бюджета субъекта, приобретает оздоровительные (санаторно-курортные) путевки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Орган местного самоуправления приобретает путевки в рамках муниципальной программы для других категорий детей.

Какой вид расхода и КОСГУ применяется в вышеуказанных случаях?


Руководствуясь положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), применение вида расходов и КОСГУ в 2018 году будет следующим.

Перечисление органом местного самоуправления в рамках исполнения мероприятий по муниципальной программе в подотчет специалисту администрации денежных средств:

  • на оплату проезда, проживание и питание детей, находящихся под опекой, и сопровождающему их лицу к месту устройства детей в специализированные учреждения следует отражать по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» в увязке с подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
  • на оплату проезда граждан, нуждающихся в специализированной медицинской помощи (к месту лечения), а также граждан без определенного места жительства к месту устройства — по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» в увязке с подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».
56_3.png

Доплату к пенсии работникам бюджетной сферы, вышедшим на пенсию по старости, производимую органом местного самоуправления в рамках исполнения мероприятий по муниципальной программе, следует отражать по коду вида расходов 312 «Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям» в увязке с подстатьей 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Приобретение оздоровительных (санаторно-курортных) путевок для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления за счет субвенций, выделенных из бюджета субъекта, а также для других категорий детей в рамках муниципальной программы следует отражать по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» в увязке с подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант


Реклама