Актуальные вопросы учета и отчетности

На поступившие от читателей вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету, бюджетной классификации отвечает Татьяна Александровна ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок учета служебных изобретений, служебной полезной модели, служебного промышленного образца.

В соответствии с пунктом 23 Инструкции № 157н объекты нематериальных активов, приобретенные или изготовленные (созданные), принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов при их приобретении, изготовлении (создании) формируется в сумме фактических затрат, произведенных в результате их изготовления (создания), исходя из положений пункта 62 Инструкции № 157н.

В случае если изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, то в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1370 Гражданского кодекса они признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью, служебным промышленным образцом.

Фактические затраты, произведенные учреждением при изготовлении (создании) служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, формируются с учетом расходов, непосредственно связанных с созданием указанных нематериальных активов (если их возможно определить), а также с учетом иных расходов по обеспечению условий для их использования в запланированных целях (регистрационные сборы, государственные, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов).

В то же время, если прямые затраты, связанные с изготовлением (созданием) служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, невозможно обо­собить из общей суммы затрат учреждения, то такие затраты не включаются в объем капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость указанных нематериальных активов. При этом первоначальная стоимость служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца формируется исходя из иных расходов по обеспечению условий для их использования в запланированных целях (регистрационные сборы, государственные, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов).

Кроме того, в сумму фактических вложений не включаются:

  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с созданием объекта нематериальных активов;
  • расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов), принимаемых по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в состав нефинансовых активов учреждения.

Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, подтвержденное патентом, отвечает условиям принятия его к учету в качестве нематериального актива (п. 56 Инструкции № 157н).

При этом принятие к учету объектов нематериальных активов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также их выбытие (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом), если иное не установлено Инструкцией № 157н (п. 34 Инструкции № 157н).

В соответствии с пунктом 12 Инструкции № 162н, пунктом 15 Инструкции № 174н положительные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме произведенных затрат подлежат бюджетному (бухгалтерскому) учету и отражаются по дебету счета 0 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое и мущество».

16_1.png

Обратите внимание, что с 1 января 2018 года согласно положениям СГС «Концептуальные основы» и Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов, не приносящие субъекту учета экономических выгод, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (не соответствующие критериям отнесения имущества к активу), выбывают с балансового учета и учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики.

Информация о таких объектах нефинансовых активов подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с пунктами 37 и 38 СГС «Концептуальные основы»:

  • под полезным потенциалом, заключенным в активе, понимается его пригодность для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств), а также возможность обмена на другие активы или погашения обязательств, принятых субъектом учета;
  • под будущими экономическими выгодами, заключенными в активе, признаются поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета — в бюджет бюджетной системы России, возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами.

Какой порядок отражения в бюджетном учете информации о предоставленной единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданским служащим?

Инструкцией № 157н в целях систематизации информации по использованию предоставленных единовременных субсидий на приобретение жилых помещений федеральными государственными служащими в соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства России от 27 января 2009 г. № 63 (далее — Правила № 63), предусмотрен забалансовый счет 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья». При этом указанный счет устанавливается в рамках учетной политики субъекта учета.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 63 гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение представить в федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществивший перечисление единовременной выплаты (далее — уполномоченный орган), выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты.

16_2.png

Списание с забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» данных о субсидии следует осуществлять на основании представленной государственным гражданским служащим выписки из ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих использование единовременной жилищной субсидии на приобретение (постройку) объекта, по которому предоставляется выписка из ЕГРН (документов-оснований).

Состав документов, дополнительно представляемых к выписке из ЕГРН в целях подтверждения использования указанной субсидии по назначению, определяется гражданским служащим самостоятельно, например: документы, подтверждающие оплату за счет единовременной выплаты, или письменное подтверждение гражданского служащего об использовании объема средств.

Обращаем внимание, что документы, подтверждающие использование единовременной жилищной субсидии по назначению, на основании пункта 30 Правил № 63 представляются в уполномоченный орган (уполномоченный территориальный орган), осуществивший перечисление единовременной выплаты, в том числе когда служебный контракт гражданского служащего на момент представления документов с уполномоченным органом (уполномоченным территориальным органом) расторгнут.

Необходимо отметить, что порядок ведения забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» также определяется в рамках учетной политики субъекта учета, предоставившего единовременную жилищную субсидию.

Кроме того, при исключении гражданского служащего из реестра гражданских служащих в связи с его смертью (гибелью), признанием безвестно отсутствующим или объявленным умершим решением суда, вступившим в законную силу, в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дальнейшее отражение субъектом учета данных о предоставленной субсидии на забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» не предусмотрено.

Таким образом, указанная информация, отраженная на забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья», субъектом учета подлежит списанию.

По какому виду расходов и КОСГУ следует отражать в бюджетном учете операции, связанные с выплатой суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и начислением на них страховых взносов?

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 213‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования России (ФСС России).

Таким образом, выплата работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС России.

Отражение в бюджетном учете указанных операций осуществляется в соответствии с пунктами 102 и 104 Инструкции № 162н аналогично иным выплатам, предусмотренным за счет средств бюджета ФСС России (например, выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).

При этом в соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения по выплате суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и начисленные на них страховые взносы отражаются по виду расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.


Реклама