Способы организации ВФА
Внутренний финансовый аудит (ВФА) — насущная тема буквально для каждого администратора бюджетных средств. Однако не все знают тонкости этого процесса. Расскажем о них.
А. И. КОКАРЕВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
На федеральном уровне Правила, устанавливающие порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее — главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита (далее — Правила), утверждены постановлением Правительства России от 17 марта 2014 г. № 193.
Согласно пункту 28 Правил внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее — субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Содержание принципа независимости подробно раскрыто в пунктах 6, 12 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822 (далее — Методические рекомендации № 822).
Так, принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимают участия в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
не принимали участия в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
Указом Президента России от 19 августа 2017 г. № 381 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы» были внесены изменения в Реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента России от 31 декабря 2005 г. № 1574 (далее — Указ № 1574). Согласно им в структурных подразделениях федеральных министерств, служб, агентств по вопросам государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации учреждены должности начальника самостоятельного отдела, заместителя начальника самостоятельного отдела.
При этом в соответствии с подпунктом «к» пункта 4 Указа № 1574 допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее — Методические рекомендации)[1] под типовыми подразделениями федерального органа исполнительной власти (далее — Орган) понимаются структурные подразделения Органа, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению их деятельности.
Типовые подразделения центрального аппарата Органа создаются в форме департаментов в федеральных министерствах, управлений в федеральных службах и федеральных агентствах, а также самостоятельных отделов в случае возложения на них функций в сфере государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации (п. 7 Методических рекомендаций).
Таким образом, главный администратор (администратор) средств федерального бюджета вправе самостоятельно определить способы организации внутреннего финансового аудита, руководствуясь вышеизложенными положениями, а именно либо путем создания самостоятельного структурного подразделения, либо путем возложения полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита на должностное лицо, соответствующее требованиям пункта 28 Правил, и с учетом пунктов 6, 12 Методических рекомендаций № 822.
Рисунок. Организационная схема осуществления ВФА в Минфине России с учетом изменений в постановление Правительства России № 193
[1] Размещены на сайте Минтруда России: rosmintrud.ru.