Вопрос-ответ

Можно ли передать подведомственному бюджетному или автономному учреждению полномочия по расходам на содержание государственного органа исполнительной власти в части содержания недвижимого имущества (здания), в котором находится орган исполнительной власти, а именно: коммунальные расходы (теплоэнергия, электроэнергия, водоснабжение), содержание здания в чистоте и другое?

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — это совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. При этом согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта России, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта России, муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта России, казенных учреждений субъекта России, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти, казенное учреждение субъекта России, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта России, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) способом осуществления данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Так, подведомственному учреждению могут быть переданы полномочия либо на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо полномочия на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.

Следовательно, Законом № 44‑ФЗ предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий заказчика, в том числе на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (письмо Минфина России от 24 ноября 2017 г. № 24-02-07/78262).

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Наше учреждение является заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по благоустройству сквера. Должен ли данный сквер и его территория находиться на балансе?

План работ учреждения на текущий финансовый год и (или) плановый период отражается в показателях плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения, смете доходов/расходов казенного учреждения с учетом источников финансового обеспечения, расчетов-обоснований необходимых затрат. Например, для необходимых обоснований могут быть применены требования СНиП, нарушение которых влечет угрозу здоровью и жизнедеятельности работников учреждения (например, проход через сквер к месту работы разрушен: выход грунтовых вод, провал грунта и др.) и т. д. При этом показатели в указанных документах должны коррелироваться с планом закупок, планами-графиками (планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ целей осуществления закупок).

Кроме того, необходимо определить вещное право на земельный участок (территорию сквера), работы по благоустройству которого предполагается производить.

В случае отсутствия прав на земельный участок под сквером (право бессрочного пользования, аренда) следует согласовать планируемые работы с собственником такого участка.

Однако поскольку полученный объект благоустройства не закреплен на праве оперативного управления, расходы на работы, услуги по содержанию имущества не могут быть отнесены на затраты для муниципальных нужд. Такие работы будут произведены безвозмездно для собственника земельного участка (в этом случае необходимо определить источник финансового обеспечения).

Объект благоустройства может быть отнесен по решению комиссии по принятию и выбытию активов в состав нефинансовых активов и передан в дальнейшем как объект благоустройства собственнику земельного участка.

В случае передачи полномочий государственного заказчика необходимо руководствоваться нормами Бюджетного кодекса, Законом № 44-ФЗ.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Просим разъяснить порядок приобретения кинофильмов на DVD с правами проката и публичного показа за счет субсидии на иные цели (бухгалтерские записи, приход и списание).

74_1.png

Согласно нормам Бюджетного кодекса бюджетному (автономному) учреждению может быть выделена субсидия на иные цели — на приобретение нефинансовых активов по коду вида деятельности «5 — субсидии на иные цели». При этом в случае отнесения указанных активов к группе ОЦДИ, а также использования их в основной деятельности учреждения (выполнении государственного задания) стоимость такого имущества учитывается в составе затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания (письмо Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 02-01-10/76373).

Приобретенные нефинансовые активы (кинофильмы на физическом носителе DVD) должны быть переведены на КВФО «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 5 106 22 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество»
Кредит 5 302 32 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
— формирование первоначальной стоимости имущества по КВФО «5»;

Дебет 4 106 22 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— формирование первоначальной стоимости имущества на КВФО «4», приобретенного по КВФО «5»;

Дебет 4 102 20 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 22 420
«Уменьшение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество»
— принятие к учету кинофильмов;

Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 22 420
«Уменьшение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество»
— списание сумм вложений в нефинансовые активы.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Коллективный договор — локальный акт учреждения. Разъясните, пожалуйста, обязанность его заключения.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор позволяет установить:

  • правила в социально-трудовых отношениях;
  • правила в системе оплаты труда, в частности, стимулирующих выплат;
  • мотивацию работников в части немонетарной системы.

Согласно статье 36 Трудового кодекса представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Вопросы, которые могут быть включены в коллективный договор в части обязательств работников и работодателя, установлены статьей 41 Трудового кодекса. При этом порядок внесения изменений (дополнений) в коллективный договор может быть отражен в соответствующем его разделе.

Согласно статье 50 Трудового кодекса коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Законами субъектов может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации (ст. 43 ТК РФ).

Отсутствие коллективного договора является нарушением в следующих случаях:

  • если согласно ведомственным нормативным актам, регламентирующим деятельность учреждения, работодатель был обязан проявить вышеуказанную инициативу;
  • если договор не заключен вследствие нарушения руководством учреждения порядка ведения коллективных переговоров или разработки и заключения коллективного договора.

Например, в коллективном договоре бюджетного учреждения установлена оплата (возмещение) работнику стоимости проезда к месту работы (учреждению) специальным маршрутом по источнику финансового обеспечения «Приносящая доход деятельность (собственные доходы)».

В приведенном примере необходимы расчеты-обоснования для включения указанных расходов в план ФХД согласно источнику финансового обеспечения.

Кроме того, следует учитывать базу по налогу на прибыль бюджетного учреждения в части приносящей доход деятельности.

Согласно пункту 26 статьи 270 Налогового кодекса расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом учитываются в целях налогообложения в случае, если они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Прошу разъяснить порядок признания резервов по предъявляемым претензиям, искам за счет средств казны. Какой документ может быть использован для подтверждения размера обязательства при формировании финансовым органом муниципального образования резерва по предъявляемым претензиям, искам за счет средств казны?

По обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек) в случае предъявления учреждению согласно законодательству претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Формирование резервов на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, обязательно.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Отражение в бюджетном учете органов государственной власти операций по формированию сумм резервов предстоящих расходов и по начислению расходов за счет сформированных резервов определено пунктами 124.1 и 124.2 Инструкции № 162н.

В соответствии с пунктом 12 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта. Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, не признается в бухгалтерском учете в случае отсутствия претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) предъявления судебного акта, основания для обжалования которого отсутствуют. В указанном случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Справочно.

С 1 января 2020 года при ведении учета следует применять требования СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Казенное учреждение заключило договор хранения с автономным учреждением. По условиям договора автономное учреждение передает, а казенное — принимает на временное ответственное хранение и обязуется безвозмездно хранить материальные ценности (основные средства, материальные запасы), а также возвратить их в сохранности.
Согласно договору, заключенному в 2013 году, срок окончания хранения — 31 декабря 2013 года. При этом если за 10 дней до истечения срока действия договора ни одна из сторон не потребует его прекращения, договор признается продленным на тех же условиях.
В бухгалтерском учете казенного учреждения принятые на хранение материальные ценности учитывались на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Изменится ли отражение на счетах бюджетного учета фактов хозяйственной жизни по данному договору в связи с введением федеральных стандартов?

Исполнение договора, заключенного в текущем году и (или) пролонгированного (в том числе со сроком исполнения в следующем финансовом году), возможно в случае, если сметой доходов/расходов предусмотрены расходы, связанные с безвозмездным хранением.

Изменениями в пункт 335 Инструкции № 157н, внесенными приказом Минфина России от 31 марта 2018 г. № 64н, внесено единственное дополнение — на счете 02 «Материальные ценности на хранении» кроме ранее установленных добавилась только одна категория — материальные ценности учреждения, не соответствующие критериям активов. Так как материальные ценности не принадлежат казенному учреждению, а взяты на ответственное хранение, с учетом введения в действие стандартов порядок их учета не изменился.

Отвечала А. В. КОНДРАТЬЕВА, бухгалтер

Просим разъяснить порядок отражения бухгалтерских записей в учете по корректировке счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» при некассовых операциях между двумя источниками финансового обеспечения. Какими записями отражается закрытие счета 4 201 11 000 и появление дохода на счете 2 201 11 000?

В случае недостаточности денежных средств на лицевом счете по одному коду вида деятельности для совершения расходных операций учреждение вправе произвести временное заимствование недостающих денежных средств с другого кода вида финансового обеспечения.

Перевод показателей с кода вида финансового обеспечения (деятельности) «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на код «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» осуществляется с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

При этом в учете учреждения операция отражается записями:

Дебет 4 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— списание денежных средств с КФО «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств», открытом к счетам 201 11 610, 304 06 830 (610 КОСГУ);

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— поступление денежных средств на КФО «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств», открытом к счетам 201 11 510 (510 КОСГУ), 304 06 730 (211 КОСГУ).

Аналогичная ситуация изложена в письме Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 02-06-10/79177.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Прошу разъяснить ситуацию при отражении в учете операций предоставления в аренду земельных участков. В письме Минфина России от 22 марта 2018 г. № 02-05-10/18220 сообщено, что поступления от аренды земельных участков подлежат отражению по подстатье 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» классификации операций сектора государственного управления. Однако в «Сопоставительной таблице кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанной с кодом КОСГУ» (далее — Сопоставительная таблица)[1], размещенной на официальном сайте Минфина России, код дохода 1 11 05012 04 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков» увязан с кодом КОСГУ 121 «Доходы от операционной аренды». Какой код КОСГУ надо применять — 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» или 121 «Доходы от операционной аренды» и, соответственно, осуществлять учет расчетов по арендной плате за земельные участки, собственность на которые не разграничена, на счете 1 205 23 000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» или 1 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды»?

В соответствии с Указаниями № 65н:

  • на подстатью 121 «Доходы от операционной аренды» относятся доходы от арендных платежей (за исключением доходов от условных арендных платежей), являющихся платой за пользование арендованным имуществом (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, за исключением арендных платежей при предоставлении земель;
  • на подстатью 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» относятся доходы от платежей при пользовании природными ресурсами, в том числе плата за пользование водными объектами, плата за использование лесов, арендных платежей при предоставлении участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов), земель, иные аналогичные платежи.

В Сопоставительной таблице указано, что доходы по арендной плате за земельные участки, собственность на которые не разграничена, как в 2018, так и 2019 году отражают по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды».

Следовательно, учет расчетов по арендной плате за земельные участки, собственность на которые не разграничена, следует осуществлять на счете 1 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды».

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант

С 1 мая 2018 года в некоторых регионах страны введен курортный сбор. По каким КВР и КОСГУ проводить расходы по оплате курортного сбора командированным сотрудникам бюджетного учреждения?

Согласно положениям Указаний № 65н отражение расходов по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений, включая возмещение иных расходов, связанных со служебными командировками, в том числе при отнесении к ним расходов по уплате курортного сбора, осуществляется по аналогии с отражением возмещения иных расходов, связанных с командированием, по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 212 «Прочие выплаты». Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 16 июля 2018 г. № 23-01-06/49454.

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант

74_2.png

[1] https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/classandaccounting/metod/


Реклама